Комментарии

1 Ханифиты — приверженцы одного из четырех правоверных толков ислама, основанного Ну'маном Абу Ханифой, школа которого исходит из умозаключений и аналогии. Последователи Абу 'Абдаллаха Мухаммада аш-Шафи'и (шафииты), а также сторонники Ахмада ибн Ханбала (ханбалиты) и Ибн Малика (маликиты) основываются на преданиях о действиях и высказываниях Мухаммада (хадисах). Борьба этих толков в раннем исламе в дальнейшем сменилась полным признанием ортодоксальности всех четырех толков, мусульманин может считать себя приверженцем то одного, то другого толка. Переход из одного толка в другой не обставляется особыми формальностями.

2 Мухаррам — первый месяц мусульманского лунного календаря.

3 Ноуруз — день иранского гражданского нового года, отмечаемый в день весеннего равноденствия — 21 марта Мусульмане ввели в новую календарную систему древнеперсидское представление о новом годе, связывающее земледельческую культуру с временами года. Начало года приходилось на весну. Понятие “царский ноуруз” связано с тем, что ноуруз выражался в двух формах — в форме придворного церемониала и в форме народного праздника. Ритуал праздника предусматривал деление месяца на шесть частей, по пяти дней в каждой, эти пять дней были праздником для шести различных общественных групп первые пять дней — праздник знати, вторые — самого царя, поэтому первый день из второй группы дней считался цараким ноурузом.

4 Эра Джалали — созданный 'Омаром Хаййамом (1040—1123) один из самых совершенных солнечных календарей; начальный год этого счисления — 1079 г. н. э.

5 Булак — предместье Каира, расположенное к северо-западу от города и служившее главным торговым портом Каира для судов, прибывавших из Дельты. При Мухаммаде 'Али здесь были организованы политехническая школа, государственная типография, здесь же находился арсенал.

6 Капуджи (турецк. “привратник”) — один из придворных чинов, в данном случае имеется в виду официальный представитель Порты.

7 Ал-Азбакийа — площадь в центре Каира, расположена между старой арабской частью Каира и возникшей в середине XIX в. новой частью города. Названа по имени эмира Азбака, отличившегося в схватках с [698] турками-османами при султане Каит-бее (ум. в 1496 г.). В ознаменование одержанных побед здесь в 1499 г. была воздвигнута мечеть (к востоку от площади ал-Азбакийа), названная по имени победителя мечетью Азбака, и был разбит большой парк на площади между прудами, а также сооружен дворец.

8 Сословие мусульманской духовной знати шерифов,— относящей себя к потомкам пророка, возглавлялось старейшиной, носившим звание накиб ал-ашраф, который играл крупную роль как представитель интересов городской знати. В описываемое время накиб ал-ашрафом был сейид 'Омар Мукаррам, сыгравший большую роль в возвышении Мухаммеда 'Али. Жизнеописание его см.: текст, стр. 95—101 (здесь и далее в аналогичных случаях имеются в виду страницы булакского издания, указанные на полях перевода).

9 Ага — этот титул военачальника турецкой армии носил командующий размещенными в Египте турецкими воинскими соединениями, точно так же, как и начальники полицейских отрядов.

10 В XI в. Каир был обнесен высокой стеной с многочисленными воротами, закрывавшимися на ночь. Ко времени экспедиции Бонапарта главнейшими воротами были: Баб ас-Са'ид, Баб ат-Тулун, Баб ал-Карафа — эти трое ворот вели в Верхний Епипет; Баб ал-Вазир и Баб ал-Гурайиб, которые вели на восток; Баб ая-Наср, Баб ал-Футух, Баб ал-Хадид — ворота, ведущие в Нижний Египет; Баб ал-Лук и Баб ан-Насирийа, которые вели на запад и к Нилу. Помимо этих ворот в крепостных стенах, в самом городе отдельные улицы, населенные различными по социальному и религиозному признакам жителями, также отделялись одна от другой массивными арками с плотно закрывавшимися на ночь воротами.

11 Вали — в Османской империи — правитель вилайета (провинции, области); в Египте вали или вали-агой именовали начальника местных янычар, выполнявшего наряду с мухтасибом (см. прим. 12) полицейские функции: вали должен был поддерживать порядок в городе, инспектировать тюрьмы, охрану городских ворот.

12 Мухтасиб — одно из крупных должностных лиц, имевшихся в каждом городе. Мухтасиб должен был следить за ценами за рынках, за точностью мер и весов, за выполнением предписанных норм в ремесленном производстве. Вместе с тем мухтасиб наблюдал за нравами горожан и исполнением ими религиозных обязанностей, а также осуществлял Полицейские функции в случае бесспорных правонарушений.

13 Баб ал-Харк — ворота северо-восточнее площади ал-Азбакийа.

14 Слово “мамлюк” собственно означает “принадлежащий” или “невольник”. Этим названием вообще обозначали белых рабов, главным образом, тюркского или кавказского происхождения. Мамлюкские эмиры или беи в свое время были предводителями мамлюкских отрядов, составлявших гвардию правителей Египта — аййубидских султанов (XII—XIII вв.). С усилением их влияния мамлюкские эмиры сами становились правителями Египта, избирая из своей среды султанов (с 1250 до 1517 г., т. е. до завоевания Египта турками). После турецкого завоевания Египет был поделен на 24 области, возглавляемые мамлюкскими беями, продолжавшими формировать свои отряды из мамлюков путем покупки мальчиков-рабов. Эмиры воспитывали из них своих воинов — мамлюков, группировавшихся вокруг купивших их хозяев — беев. С течением времени, после того как размещенные в стране после турецкого завоевания шесть янычарских корпусов потеряли всякую власть, мамлюкское войско стало единственной реальной военной силой Египта. Значение и могущество мамлюкских беев определялось численностью их мамлюков.

15 Джазират ал-Хава' — селение в Верхнем Египте.

16 Хасан-паша Тахир ал-Арна'уди — один из ближайших соратников Мухаммада 'Али.

17 Термин “катхода” (парс, “хозяин дома”) имеет много значений, в частности — “помощник, заместитель, управитель”, а также “главный администратор, ведающий финансово-хозяйственной службой войска”. Иногда равнозначен термину “везир”. В данном случае обозначает нечто вроде везира при правителе Египта или его адъютанта.

18 Инбаба — населенный пункт, расположенный на западном берегу Нила, несколько севернее Булака.

19 Сулайман-ага — один из приближенных Мухаммеда 'Али. Жизнеописание его см.: текст, стр. 66.

20 Тура — селение к югу от Каира, на восточном берегу Нила.

21 Тахир-паша — племянник Мухаммада 'Али, один из его приближенных.

22 Гиза — в данном случае речь идет о провинции Верхнего Египта, а не об одноименном ее административном центре, расположенном на западном берегу Нила и в описываемое время являвшемся предместьем Каира.

23 Мухафиз — глава провинции, губернатор.

24 Очаг — общее наименование основного пехотного войска Османской империи — янычар. Созданное в 1361 г., оно долгое время пополнялось за счет христианских мальчиков, обращенных в ислам и обученных военному делу. Янычары были не только кадровым войском, но выполняли и полицейские функции в провинциях и городах, где они были размещены. С XVI в. служба янычар стала наследственной. В XVII в. изменился порядок формирования янычарского войска — оно стало по своему национальному составу по преимуществу турецким. По мере углубления кризиса Османской империи янычары, переставшие получать регулярно жалованье, постепенно разлагались, они стали заниматься грабежам населения, поисками побочных источников дохода в мелкой торговле и ремеслах. После завоевания Египта в 1517 г. турки для поддержания своего владычества оставили здесь шесть янычарских корпусов. Впоследствии к ним был присоединен седьмой корпус из мамлюков, перешедших на службу к турецкому султану. К середине XVIII в. янычарские воинские соединения в Египте утратили былое значение.

25 Танта — один из крупных городов Нижнего Египта, центр провинции ал-Гарбийа; расположен между рукавами Нила. Упомянутое в тексте Празднество устраивается в честь одного из популярных в Египте святых— сейида Ахмада ал-Бадави — уроженца Феца, похороненного в Тайте в 1276 г. Дервишеский орден его имени — ал-Ахмадийа— один из самых значительных.

26 'Абдин-бей — брат Хасан-паши Тахира ал-Арна'уди, один из самых близких Мухаммаду 'Али военачальников.

27 Мухаммад-бей ал-Алфи ал-Муради — один из наиболее влиятельных мамлюкских беев, упорно пытавшийся стать правителем всего Египта. Он пользовался большой популярностью среди бедуинских племен Египта, его поддерживала известная часть египетских феодалов. Именно на ал-Алфи делало ставку английское военное командование в своих попытках овладеть Египтом. Еще за шестьдесят с лишним лет до сооружения Суэцкого канала в составе английского правительства были политики, высказывавшиеся за оккупацию Египта Англией. Они исходили при этом из оценки стратегического значения Египта с тючки зрения британских имперских интересов. Когда в 1807 г. в Европе вспыхнула война и Турция подпала под влияние Франции, английские милитаристы стали широко спекулировать на опасениях повторной французской оккупации Египта и повели кампанию за захват его Англией В осуществлении своих планов они рассчитывали на поддержку мамлюков и в первую очередь на ал-Алфи. Жизнеописание его см.: текст, стр. 26—41.

28 Файйум — центр провинции Верхнего Египта ал-Файйум.

29 Дулаты — наименование иррегулярной конницы, набиравшейся преимущественно из сирийских курдов.

30 Дирхем — название серебряной монеты, а также мера веса, равная большей частью 3,15 г,

31 Бакшиш — вознаграждение; взятка.

32 Ар-Ракак — веление на левом берегу Нила в 84 км к югу от Каира.

33 Кирдаса — небольшое селение на западном берегу Нила, севернее пирамид Гизы.

34 Кашиф — правитель, осуществлявший власть на местах. Кашифы преимущественно были подвластны мамлюкским беям, которые к концу XVIII в. управляли подавляющим большинством провинций, ставших к тому времени уделами тех или иных мамлюкских фамилий. Немногие кашифы зависели от паши — наместника Порты и дивана, олицетворявших центральную власть. Мустафа Кашиф ал-Мурали — приближенный мамлюкских эмиров, впоследствии перешедший на сторону Мухаммада 'Али.

35 Сук ал-Ганам — селение на западном берегу Нила, неподалеку от Каира.

36 Чорбаджи — офицерский чин в янычарском корпусе, соответствующий командиру роты.

37 Бартис — городок на западном берегу Нила.

38 Умм Динар — селение на западном берегу Нила, северо-западнее Каира.

39 Минийат 'Укба — селение северо-западнее Гизы.

40 Ас-Субкийа — селение в Нижнем Египте о провинции ал-Мануфийа.

41 Ал-Мануфийа — провинция Нижнего Египта.

42 Ал-Калйубийа — провинция Нижнего Египта.

43 Бани-Сувайф — провинция Верхнего Египта.

44 Са'ид-ага Порты — в описываемое время постоянный представитель султана в Египте.

45 Салих-бей капуджи — специальный представитель Порты, прибывший с сообщением о продлении полномочий Мухаммада 'Али на управление Египтом.

46 Мечеть ал-Бастийа расположена в северо-восточной части Каира.

47 Кошелек (кис или бурс) равен 500 пиастрам; кошельками исчислялись большие денежные суммы.

48 В данном случае, вероятно, ал-Джабарти имеет в виду пиастры или реалы.

49 'Омар-бей ал-Арна'уди — один из близких к Мухаммеду 'Али военачальников-арнаутов. Жизнеописание его см.: текст, стр. 90—93.

50 Раджаб-ага ал-Арна'уди — о нем см.: текст, стр. 71—72.

51 Маху-бей старший — один из видных военачальников Мухаммада 'Али. Был кашифом ал-Бухайры, воевал против ваххабитов, а по возвращении из Хиджаза участвовал в мятеже против Мухаммада 'Али.

52 Ал-Минийа — главный город одноименной провинции Верхнего Египта.

53 Ал-Мануф — центр провинции ал-Мануфийа в Нижнем Египте. Город ал-Мануф расположен севернее Танты.

54 Мекка — древний город Хиджаза, родина Мухаммада, ставшая поэтому религиозным центром мусульман, их святыней, куда совершают паломничество.

55 Шериф Галиб — эмир Мекки, правивший с 1786 по 1813 г., когда был смещен в результате вторжения египетской армии Мухаммада 'Али в Хиджаз. Пост шерифа Мекки издавна занимали представители нескольких наиболее могущественных и влиятельных мекканских семей, относящих себя к потомкам Мухаммада. Между претендентами на пост шерифа Мекки велась острая борьба. Роль Порты сводилась к утверждению того из них, кто брал верх в этой борьбе. Со временем, когда Османской империи стало не под силу держать в Хиджазе значительные военные силы, власть турецкого паши в Джидде становилась все более номинальной и повышалось значение шерифа Мекки как правителя Хиджаза.

56 Ваххабизм — антитурецкое движение, возникшее в середине XVIII в. в Центральной Аравии и направленное к объединению арабов. В то время Центральная Аравия была ареной феодальных и племенных распрей, поэтому движение ваххабитов питались властной потребностью в объединении мелких феодальных княжеств и разрозненных племен. Это движение развивалось в традиционных формах средневековой идеологии, под религиозными лозунгами. Ваххабиты проповедовали возврат к раннему исламу, своеобразный пуританизм, непримиримое отношение ко всяким новшествам, соблюдение строгой нравственности. Ваххабиты не признавали культа святых и власти турецкого султана-халифа. Религиозно-политическое братство ваххабитов возглавил Мухаммад ибн 'Абд ал-Ваххаб, призывавший к освобождению от турецкого гнета и к объединению-Аравии под властью недждийской династии Ибн Са'удов. К началу XIX в. под властью ваххабитов объединилась вся Центральная Аравия, они успели отнять у турок Хиджаз со “священными” городами мусульман Меккой и Мединой и распространили свое влияние по всему аравийскому побережью Персидского залива. В это время они представляли серьезную угрозу турецкому владычеству в Сирии и Ираке. Не будучи в состоянии справиться с ваххабитами из-за внутреннего кризиса Османской империи, султан предложил Мухаммеду 'Али отвоевать у ваххабитов захваченное ими, и с 1811 по 1818 г. Мухаммад 'Али вел войну с ними, добившись в конечном счете разгрома созданного ваххабитами государства.

57 Ардабб — мера сыпучих тел, равная 187,75 л

58 Реал — австрийский талер Марии Терезии, как и серебряные монеты других европейских государств, долго был одной из самых распространенных денежных единиц на Ближнем Востоке.

59 Ка'ба — главный храм Мекки. Был центральным святилищем арабов еще в доисламский период, после утверждения ислама он стал мусульманской святыней.

60 Наргиле — персидская курительная трубка, в которой дым пропускается через воду.

61 Сафа и Марва — название двух холмов в Мекке, между которыми паломники совершают семикратный пробег, предусмотренный обрядом паломничества.

62 Закат — милостыня, которая рассматривается как одна из основных обязанностей мусульман.

63 Талер равен 20 египетским пиастрам (см. прим. 336).

64 Имеется в виду Коран.

65 Сунна — мусульманское священное предание, состоящее из рассказов, излагающих поступки, изречения и суждения, приписываемые Мухаммаду. Каждое из подобных преданий получило наименование “хадис”. Начиная с IX в. сборники хадисов (ал-Бухари, Муслима и др.) получают широкое распространение.

66 Имам — священнослужитель, глава мусульманской религиозной общины, руководящий молитвой в мечети. В тексте, по-видимому, имеются в виду халифы — праведные, Омеййады и Аббасиды.

67 Имеются в виду усыпальницы шейхов, почитаемых как святые. Ваххабиты в культе пророков, святых и могил усматривают многобожие, которое, согласно учению ислама, считается одним из главных грехов.

68 Улемы — богословы и законоведы, состоящие преподавателями в богословских учебных заведениях; они рангом ниже преподающих здесь же шейхов.

69 Медина — второй по значению после Мекки священный город мусульман с гробницей Мухаммада. Центр паломничества наряду с Меккой.

70 Джидда — портовый город на Красном море на западном берегу Аравийского полуострова. Паломники, прибывающие в Мекку морем, следуют через Джидду.

71 Та'иф — город в Хиджазе.

72 Сафар — второй месяц мусульманского лунного календаря.

73 Сейид Ахмад ал-Махруки — отец сейида Мухаммада ал-Махруки, деятельно сотрудничавшего с Мухаммадом 'Али. Ахмад ал-Махруки при мамлюкских беях держал в откупе монетный двор. Жизнеописание его см.: текст, стр. 155.

74 Александрия, Дамиетта, Розетта — морские порты Египта.

75 Джиср ал-Асвад — селение к северо-западу от Каира, в провинции Гиза.

76 Ат-Таррана — селение в провинции Гиза на берегу западного (розеттского) рукава Нила.

77 Ал-Бухайра — провинция Нижнего Египта.

78 Салих-ага ас-Силаждар неоднократно представлял интересы Мухаммада 'Али во время переговоров с мамлюкскими беями, а впоследствии был назначен командующим сухопутной экспедицией в Хиджаз во время войны с ваххабитами.

79 Даманхур — главный город провинции ал-Бухайра (Нижний Египет), юго-восточнее Александрии.

80 Мухаммад-ага Чауш — бывший катхода, убит в марте 1811 г. Во время избиения мамлюков в провинциях по наущению его преемника на посту катходы.

81 Рамадан — девятый месяц мусульманского лунного календаря.

82 Шейх (букв, “старик”) — глава племени, общины; староста селения; глава религиозного ордена (тариката); богослов, правовед.

83 Вакф — движимое или недвижимое неотчуждаемое имущество, по жертвованное или переданное на определенных условиях различным религиозным и благотворительным учреждениям. Вакуфные земли, как и другое вакуфное имущество, освобождались от всяких налогов. Вакфы учреждались преимущественно частными лицами. Землевладельцы, по соображениям предосторожности (вакфы ограждались от всяких посягательств), с ведома и согласия паши учреждали вакфы из части своих владений на поддержание мечетей и на другие религиозные цели. Учредительными актами предусматривалось право за жертвователем и его потомками на заведование и пользование землями вакфа. С такого имущества на цели вакфа (на пожертвования, на религиозные цели) расходовалась лишь небольшая часть доходов; большая же часть оставалась в распоряжении владельцев, формально фигурировавших в качестве управителей — назиров, но фактически распоряжавшихся вакфом как своей собственностью, поскольку должность назира передавалась по наследству. Во всех своих видах вакуфное землевладение было лишь особой формой феодального землевладения. Большая часть доходов с приписанных к мечетям вакфов поступала в пользу мусульманского духовенства, которое с течением времени стало располагать огромными владениями. Каждая мечеть имела своего назира, распоряжавшегося ее вакфами. Естественно, что в среде мусульманского духовенства шла острая борьба за доходные места назиров, что и вытекает из данного текста, где ал-Джабарти говорит о вражде и соперничестве между улемами.

84 'Абд ар-Рахман Катхода ибн Хасан ал-Каздоглу (ум. в 1776 г.) — один из видных военачальников мамлюков, учредивший вакфы в благотворительных целях.

85 На стр. 61 текста тот же шейх ас-Саджини именуется Ибрахимом, а не 'Абд ар-Рахманом, как в данном случае. Этот шейх ал-Азхара возглавлял землячество слушателей, происходивших из провинции аш-Шаркийа.

86 Арнауты — албанцы, в числе других национальных формирований входившие в состав турецких войск.

87 Племя ал-Хувайтат в описываемый период обитало к востоку от Каира, в районе Шубра Шахабийа, у деревни Каранфул, а племя ал-'Айад — в провинции ал-Калйубийа. Ал-Хувайтат обслуживали транспортом путь между Каиром и Суэцем.

88 Шубра — предместье Каира к северу от него.

89 Минийат ас-Сирадж — селение на берегу Нила, севернее Каира.

90 Хасан-ага аш-Шамаширджи — один из военачальников Мухаммада 'Али, впоследствии был назначен кашифом ал-Мануфийи.

91 Раби' ал-ав/вал — третий месяц мусульманского лунного календаря.

92 Башанс — девятый месяц коптского календаря. Этим календарем пользовались для вычисления сроков изменения режима Нила.

93 По юлианскому календарю.

94 Йасин-бей — военачальник Мухаммада 'Али, перешедший на сторону мамлюков. После возвращения к Мухаммеду 'Али сделал неудачную попытку поднять мятеж и вынужден был оставить Египет. Раджаб-ага перешел на сторону мамлюков, с тем чтобы, улучив подходящий момент, убить Мухаммада ал-Алфи, за что Мухаммад 'Али обещал ему награду. Осуществить это намерение ему не удалось. По возвращении к Мухаммеду 'Али Раджаб-ага вскоре впал в немилость и должен был покинуть пределы Египта.

95 Ад-Дакахлийа — провинция Нижнего Египта.

96 Аш-Шаркийа — провинция Нижнего Египта.

97 Бильбейс — город к северо-востоку от Каира; в описываемое Джабарти время был центром провинции аш-Шаркийа.

98 Вардана — город в Дельте к северо-западу от Каира.

99 Шейх Мухаммад Са'д алЛэакри — глава ханифитсмого толка (см. о нем текст, стр. 87).

100 'Абд ал-Хакк — улица Каира к югу от площади ал-Азбакийа.

101 Баб Зувайла — ворота юго-западнее университета ал-Азхар, сооружены в конце XI в. На них султан Селим I — завоеватель Египта — повесил 15 апреля 1517 г. Туман-бея, последнего мамлюкского султана.

102 Мултазим — феодал-помещик, владелец илтизама (поместья).

103 Ахмад Хуршид-паша — о нем см. предисловие, стр. 19.

104 Сейид Мухаммад ал-Махруки — глава крупнейшего в Каире торгового дома; неизменно обеспечивал организационно-финансовую сторону всех предприятий Мухаммада 'Али. Во время первой экспедиции в Хиджаз был советником командующего — Тусун-паши, сына Мухаммада 'Али.

105 Судоходные каналы Древнего Египта соединяли Нил с Красным морем. В связи с оживлением торговли после прихода арабов в Египет был восстановлен один из этих каналов, получивший название “фараонов канал” (канал Фир'аунийа).

106 Аййуб-бей младший — мамлюкский правитель конца XVIII в.

107 Канал Файид находится к западу от Большого Горького озера, южнее Исма'илийи.

108 Ал-Мансура — главный город провинции ад-Дакахлийа, расположенный на восточном (дамиеттоком) рукаве Нила к северу от Каира.

109 Зу-л-Факар в свое время был катходой Мухаммада ал-Алфи.

110 Раби'ас-сани — четвертый месяц мусульманского лунного календаря.

111 Низам ал-джадид (букв, “новая военная система”) — первые турецкие регулярные части, созданные султаном Селимом III в 1792 г. В противовес феодальным отрядам янычар.

112 Санджак (букв. “знамя”) — название военно-административной единицы, примерно соответствующей округу. Правитель санджака именовался санджак-беем. Слово “санджак” часто обозначало, как и в данном случае, санджак-бея.

113 Ибрахим-бей старший — мамлюкский правитель Египта (его соправитель — Мурад-бей) ко времени вторжения экспедиции Бонапарта (1798 г.). В прошлом — мамлюк Мухаммад-бея Абу-з-Захаба — правителя Египта (1772—1775).

114 См. прим. 87.

115 В конце XVIII и в начале XIX в. в Египте существовала фактическая феодальная собственность. Феодальное поместье в Египте — илтизам — возникло на основе откупа сбора налогов. Основной прослойкой феодально-помещичьего класса были мултазимы Присущая феодальной собственности рента-налог делилась (в разное время по-разному) между государством и феодалами, которые фигурировали в качестве юридического-лица, уполномоченного государством собирать налоги. Мултазим в своей деревне собирал все налоги, которые феллахи были обязаны платить, и отвечал за поступление в казну поземельного налога — мири. Мултазим пользовался правом низшей юрисдикции по отношению к феллахам. Доля мултазима в совокупной ренте-налоге (фа'из) была совершенно неопределенной, она никем не регламентировалась, но обычно превышала половину всех податных сумм. Что касается самого термина мултазим, означавшего “откупщик налогов”, то по мере углубления процесса феодализации египетской деревни он утратил для нее свое первоначальное значение. Оно сохранилось лишь за мултазимом — откупщиком в городе.

116 Рузнаме (перс.) — приказ, ведавший сбором налогов я пересылкой мири (поземельного налога) в султанскую казну. Приказ этот состоял в ведении турецких чиновников, возглавляемых рузнамджи (из перс.-турецк. рузнамеджи), который вел учет поступлений мири. Свое назначение рузнамджи получал от султана. Кандидат на эту должность должен был платить за нее значительную сумму. Лицу, назначенному на эту должность, присваивался титул нисфсанджак (“полубей”). Рузнамджи ведал таюке доменами.

117 Пара — мелкая макета, составлявшая 'Ао часть пиастра.

118 Ахмад-ага Шувайкар — один из военных руководителей мамлюков. Был известен своим терпимым отношением к Мухаммаду 'Али. В переговорах с ним представлял интересы мамлюкских беев.

119 'Осман-бей ал-Бардиси, как и Мухаммад ал-Алфи, был мамлюком Мурад-бея. Он противостоял Алфи-бею, когда тот стал руководителем мурадитов. Мухаммад 'Али-паша использовал притязания 'Османа ал-Бардиси на власть и его легковерие и превратил его в свое послушное орудие. В конечном итоге ал-Бардиси поплатился за это: Мухаммад 'Али спровоцировал против него восстание в Каире. Он был нагнан в Верхний Египет и после ряда неудач умер вскоре после смерти ал-Алфи. Жизнеописание его см.: текст, стр. 42—43.

120 'Осман-бей Хасан — один из влиятельных мамлюкских беев; во время французской экспедиции был в составе дивана Мену, хотя из текста следует, что он оказывал упорное сопротивление французам (см.: текст, стр. 35, 46, 48,49).

121 Хаким — правитель, губернатор, начальник.

122 Дафтардар — крупное должностное лицо, ведавшее финансами и регистрами — списками мултазимов. Совместно с пашой, представлявшим в Египте интересы Порты, дафтардар вправе был назначать правителей провинций. В действительности же, к концу XVIII в. все подобные вопросы решались в мамлюкских диванах. B самой Османской империи дафтардар часто возглавлял финансовое ведомство — рузнаме или управлял интендантством.

123 Капудан-паша — адмирал, командующий турецким флотом.

124 Салоники — порт на Эгейском море, имевший в описываемое время большое значение для Османской империи.

125 Речь идет о доходах с учрежденных в свое время государственных вакфов, предназначенных на содержание святынь Мекки и Медины, а таюке о поставках Египтом зерна для этих же городов.

126 В честь ал-Хусайна — сына 'Али (последнего из четырех первых, так называемых “праведных”, халифов) — в Каире воздвигнута мечеть. Она расположена в северо-восточной части города, напротив мечети ал-Азхар, несколько севернее ее.

127 Шайх ас-садат — глава той части духовной знати, которая относит себя к потомкам одного из первых четырех халифов — халифа 'Али. По своему удельному весу это звание несколько уступает званию главы шерифов — накиб ал-ашрафа. В данном случае ал-Джабарти имеет в виду Мухаммада Вафа' ас-Садата. Эта знатная фамилия владела многими вакфами: и получала пенсию, назначенную султанами за счет доходов государственной казны.

128 Диван-эфенди — приближенный Мухаммада 'Али, выполнявший его наиболее деликатные поручения. Впоследствии участвовал в военной экспедиции против ваххабитов.

129 'Абдаллах-ага Бекташ был не только драгоманом, но впоследствии заведовал и монетным двором. Жизнеописание его см.: текст, стр. 154—156.

130 Шейх 'Абдаллах ибн Хиджази ибн Ибрахим ал-Азхари, известный вод именем аш-Шаркави, был одним из самых высокопоставленных лиц своего времени. Бонапарт назначил его главой учрежденного им в. Египте Большого дивана. Жизнеописание его см.: текст, стр. 159—160.

131 Хадж — паломничество в священные для мусульман города Мекку и Медину, которое считается одной из религиозных обязанностей мусульманина.

132 Вилайет — провинция Османской империи.

133 Хасан-паша 'Али ал-Джаза'ирли (или ат-Тарабулуси) был послан в Египет правителем, после того как его предшественник — Мухаммад Хасров-паша благодаря искусным интригам Мухаммеда 'Али оказался изгнанным из страны. Ал-Джаза'ирли должен был покарать мятежников и решить задачу, с которой его предшественник не справился, — добиться искоренения власти мамлюков; однако последние, перехватив инициативу, убили пашу, оказавшегося еще более незадачливым, чем Мухаммад Хосров. В Александрию ал-Джаза'ирли прибыл со значительным контингентом войск. Против вновь назначенного паши выступили объединенные мамлюкско-арнаутские силы под началом 'Османа ал-Бардиси и Мухаммада 'Али. Ал-Джаза'ирли попытался вступить с ними в переговоры, но безуспешно — те стали готовиться к походу в Александрию, которая была основной базой ал-Джаза'ирли. Каирское духовенство тем временем стало настойчиво требовать от ал-Джаза'ирли перебраться в Каир и обеспечить безопасность населения. Тогда 'Али-паша ал-Джаза'арли препроводил беям высочайший указ султана (хатт-и шериф), санкционировавший их дальнейшее пребывание в Египте, устанавливавший пенсии для них, но изымавший из их ведения сбор мири, что надлежало передать в ведение турецкой администрации Беи ответили готовностью подчиниться В конечном счете, лишившись возможности проложить себе дорогу в Каир силой из-за недисциплинированности собственных солдат, ал-Джаза'ирли был вынужден прибегнуть к покровительству ал-Бардиси, который дал ему убежище в своем лагере на подступах к Каиру, но жестоко расправился со многими военачальниками ал-Джаза'ирли. Последний, будучи фактически пленником Бардиси, все же попытался вступить в сговор с шайх ас-садатом, чтобы поднять против мамлюков население Каира. Эмиссар ал-Джаза'ирли был перехвачен в пути и предстал перед Бардиси с неопровержимыми уликами, изобличавшими ал-Джаза'ирли. Последнему сообщили, что больше ему не может быть места в лагере мамлюков, что он высылается в Сирию Сопровождавшему же его эскорту было дано секретное указание убить его по дороге, что и было выполнено. Мухаммад 'Али, искусно дирижируя всем этим, оставался за сценой, что позволило ему в дальнейшем приписать убийство ал-Джлза'ирли исключительно мамлюкам (см: текст, стр. 113).

134 Тахир-паша — командующий корпусом арнаутов во время правления Мухаммеда Хосров-паши. Воспользовавшись волнениями в войсках, вызванными задержкой в выплате жалованья, Тахир-паша открыто выступил против Мухаммеда Хосров-паша Ему удалось захватить цитадель, после чего Хосров-паша был вынужден покинуть Каир под охраной небольшого отряда. Тахир-паша вслед за этим созвал военачальников и турецких сановников, от которых добился назначения его временным правителем в ожидании дальнейших указаний Порты. Вопреки данным им населению успокоительным заверениям, Тахир-паша стал на путь бесчинств и произвола. Мамлюкские беи, получив приглашение Тахир-паши, расположились лагерем в Гизе. Между тем турецкие войска, не принимавшие участия в выступлении арнаутов против Мухаммеда Хосров-паши, в свою очередь потребовали выплаты задержанного жалованья. Тахир-паша заявил, что по поводу жалованья за прошлое время солдаты должны обратиться к его предшественнику, а он будет их оплачивать со времени своего прихода к власти. 25 мая 1803 г. двое тысячников (бинбаши) явились к Тахир-паше и возобновили требование о выплате содержания. Услышав в ответ угрозы, они обнажили ятаганы и обезглавили Тахир-пашу. Его правление длилось 25 дней и ознаменовалось многими преступлениями.

135 Силахдар — придворный чин, лицо, ведавшее оружием

136 Джирджа — провинция Верхнего Египта.

137 Ратл — мера веса, равная 449,28 г.

138 Джумада ал-ула — пятый месяц мусульманского лунного календаря.

139 Хасан-ага Мухаррам — один из военачальников Мухаммада 'Али, командовал нерегулярными частями.

140 'Али ас-Сабунджи был не только кашифом аш-Шаркийи, Но и уполномоченным Мухаммада 'Али в его многочисленных переговорах с мамлюкскими беями, с которыми, очевидно, был близок

141 Нисф Харам — племя, кочевавшее у небольшого озера Биркат ал-Хаджж неподалеку от Каира.

142 Каймакам — помощник, заместитель, а в ряде случаев — начальник административного района

143 Каввасы — полицейские, стражники

144 Племя Джавабис обитало в Нижнем Египте (на левом берегу Нила у оз. Натруя).

145 Ар-Рахманийа — город в Дельте, расположенный к северу от Даманхура, на западном берегу роэеттского рукава Нила.

146 Маркус — населенный пункт, расположенный к юго-востоку от ар-Рахманийи

147 Наджила — город в Дельте, расположенный к юго-западу от Танты — главного города провинции ал-Гарбийа.

148 Канатир ас-Сиба' — магистраль с семью мостами, расположенная северо-восточнее о. ар-Рауда. Она вела вдоль правого берега главного каирского канала и имела два моста на юге, три — по направлению к Нилу у цитадели, шестой вел к ал-Азбакийе, последний же — седьмой — вел к востоку, по направлению к мавзолею Каит-бея. Сооружение магистрали от носится к 1270 г, ко времени правления мамлюкского султана Бейбарса (1260—1277).

149 Сувайкат ал-Лала — рынок Каира юго-восточнее ворот Баб ал-Вазир.

150 Ан-Насирийа — район Каира в юго-западной части города, юго-восточнее 'Абдинской площади; в описываемое Джабарти время он был населен преимущественно коптами, армянами и сирийцами.

151 Мисра — двенадцатый месяц коптского календаря.

152 Кади — судья, осуществляющий судопроизводство на основе мусульманского права — шариата. В данном случае речь идет о верховном судье; назначение на эту высокую и доходную должность давалось из Стамбула лицам духовного звания.

153 Джумада ал-ахира, или джумада ас-санийа, — шестой месяц мусульманского лунного календаря.

154 Фувва — селение, расположенное на правом берегу левого (розетт” ского) рукава Нила, к юго-востоку от Розетты.

155 Шахин-бей ал-Алфи после смерти Мухаммад-бея ал-Алфи ал-Мурада возглавил его сторонников

156 Фетва — обязательное к выполнению заключение муфти — высокого должностного лица с высшим богословско-юридическим образованием — на запросы судей или частных лиц Ответ на обстоятельно мотивированный вопрос дается в краткой форме на основе канонического толкования того или иного акта или события и носит характер юридического решения

157 Махмал—под таким названием, начиная с XIII в, правители Египта стали отправлять в Мекку ко времени совершения хаджа роскошно украшенное деревянное сооружение квадратной формы с верхом в виде пирамиды, нечто вроде паланкина, куда помещали дары для Ка'бы Примеру правителей Египта следовали правители и других стран. Это должно было символизировать суверенитет и притязания на почетное участие в церемонии хаджа Махмал является составным элементом торжественной процессии отправления из Каира каравана паломников в Мекку— махмал везут на верблюде во главе каравана. Иногда махмал ошибочно смешивают с ежегодно меняемым покрывалом Ка'бы — кисвой

158 Амир ал-хаджж — лицо, возглавлявшее караван паломников, ежегодно направлявшийся в Мекку для совершения хаджа, доставки махмала и кисвы (см предыдущее примечание)

159 Мас'уд ал-Ваххаби — проповедник ваххабизма, в это время возглавлявший наряду с ваххабитским эмиром Ибн Са'удом объединительное движение племен Внутренней Аравии

160 Эфенди — титул, применяемый к образованным лицам, а иногда к иностранцам

161 Ал-мактубджи — должностное лицо, сопровождающее почту

162 Сулайман-ага Салих ко времени вторжения французов был начальником полиции, неоднократно посылался в Стамбул в качестве официального представителя во время пребывания в Египте веэира Порты Йусуф-паши. Возвратился в Египет сопровождающим капудан-паши, направленного сюда в 1806 г для того, чтобы сместить Мухаммада 'Али Силой обстоятельств Сулайман-ага Салих был вынужден сбежать от капудан- паши, остаться с Алфи-беем, а после его смерти — с эмирами последнего. Впоследствии, заключив с Мухаммедом 'Али мировую, Сулайман-ага Салих возвратился в Каир

163 Ибрахим-паша (ум в 1848 г) — старший сын Мухаммада 'Али, много сделавший для упрочения власти своего отца Будучи вначале наместником в Верхнем Египте, он железной рукой укреплял основы экономического могущества Мухаммада 'Али. Ибрахим-паша экспроприировал земельные владения всех политических противников, произвел учет всех земельных владений и распространил налоговое обложение на все земли вновь присоединенных провинций в соответствии с ранее принятыми постановлениями. Будучи назначен дафтардаром, Ибрахим-паша ввел новую фискальную систему, приведшую к отмене илтизамов. Изучив у французских инструкторов европейское военное искусство, Ибрахим-паша возглавлял все крупные военные предприятия Мухаммеда 'Али. В завоеванной им Сирии Ибрахим-паша действовал так же, как Мухаммад 'Али в Египте, добиваясь укрепления центральной власти, обуздания феодальной анархии но вместе с тем усиливал притеснение народных масс

164 Шариат — совокупность всех религиозно-правовых норм, регулирующих религиозные, гражданские, семейные и уголовные отношения мусульман

165 Ал-'Адлийа—селение к северо-востоку от Каира

166 Раджаб — седьмой месяц мусульманского лунного календаря

167 Мухаммад-паша Хосров был назначен Портой правителем Египта вслед за эвакуацией французов. Перед ним была поставлена задача искоренить власть мамлюков. В дальнейшем Хосров-паше противостоял Мухаммад 'Али (см. об этом в предисловии). Последний, объединившись с мамлюками, выступил против Хосров-паши, тот бежал в Дамиетту, где его взяли в плен. Впоследствии его отправили в Стамбул

168 Сейид Мухаммад ад-Давахили — один из влиятельных шейхов ал-Азхара. Вместе с некоторыми другими шейхами ал-Азхара пошел на сговор с Мухаммедом 'Али в целях смещения шейха 'Омара ал-Мукаррама — накиб ал-ашрафа, выступившего в качестве представителя оппозиции шейхов и других крупных землевладельцев, недовольных аграрно-фискальными мероприятиями Мухаммада 'Али

169 Сейид Са'ид аш-Шами — один из богословов ал-Азхара

170 Ал-Ашрафийа — канал, устье которого находится у г. ар-Рахманийа Отсюда его второе название — канал Рахманийа Он сооружен при Ашрафе Сайф ад-Дине Каит-бее (1468—1496), одном из последних мамлюкских султанов, и назван его именем

171 Хазандар — хранитель казны, казначей

172 'Осман-ага в дальнейшем фигурирует в качестве начальника полиции

173 Санхур — селение в Дельте к югу от ар-Рахманийи

174 Манфалут — город в Верхнем Египте к северу от Асйута

175 Маллави — город в Верхнем Египте на западном берегу Нила

176 Асйут — главный город одноименной провинции Верхнего Египта

177 Манкийат — остров на Ниле северо-западнее Асйута

178 Копты — прямые потомки древних египтян, исповедующие христианство Заметно отличались от египтян-мусульман по своему общественному положению в связи с тем, что при мамлюках и турках в руках коптов были сосредоточены сбор налогов и ведение всех реестров

179 Ша'бан—восьмой месяц мусульманского лунного календаря

180 Ал-Фатиха — первая сура (глава) Корана, обычно читаемая мусульманами перед началом всякого дела

181 Речь идет о мятеже янычар в 1806 г., выступивших против попытки султана Селима III (1789—1807) создать и в Румелии новый корпус регулярных войск, обученных и дисциплинированных по-европейски.

182 Шейх ал-ислам — высшее духовное лицо, глава мусульманского духовенства

183 Рамадан — см прим. 81.

184 Бани-'Ади — город в Верхнем Египте юго-западнее Манфалута.

185 Шаввал — десятый месяц мусульманского лунного календаря.

186 В мусульманском лунном календаре течение месяцев связывается только с изменением фаз луны. Начало месяца считается установленным при условии, что хотя бы один мусульманин засвидетельствует восход луны.

187 Мири — та часть общей суммы ренты-аналога, выплачивавшейся феллахами, которая в виде государственного поземельного налога приходилась на долю верховного собственника земли — Османского государства.

188 Кафр Хаким — населенный пункт северо-западнее Булака.

189 Зу-л-жа'да — одиннадцатый месяц мусульманского лунного календаря.

190 Ма'аза — племя, которое кочевало в горах между берегом Красного моря и Каиром, к востоку от Нила. Обслуживало транспортом торговые караваны. Одно из немногих аравийских племен, перекочевавших в Египет и сохранивших в описываемое время язык, обычаи и нравы бедуинов Аравийского полуострова.

191 Axcac — населенный пункт на восточном берегу Нила к югу от Халвана.

192 Хаджи Са'уди ал-Ханави — судя по дальнейшему изложению, один из приближенных сейида 'Омара Мукаррама — накиб ал-ашрафа того времени.

193 Сук аз-Залат — улица и рынок Каира юго-западнее ворот Баб-ал-Футух.

194 Шубра-Мант — селение на западном берегу Нила южнее Гизы.

195 Ал-Мухаррака — селение на западном берегу Нила.

196 Дахшур — селение на левом берегу Нила юго-западнее Мемфиса, известно группой пирамид этого же названия.

197 Хушдаши — мамлюки, принадлежавшие одному и тому же владельцу. Их связывала тесная солидарность и круговая порука. Эти отношения носили название хушдашийа.

198 Зу-л-хиджжа — двенадцатый месяц мусульманского лунного календаря.

199 Измир (Смирна) — важный порт Турции на Эгейском море.

200 Родос — остров в Эгейском море.

201 Речь идет о начавшейся в конце 1806 г. русско-турецкой войне, когда Наполеон убедил Турцию развязать военные действия против России. В изложении ал-Джабарти недоразумением является утверждение о родственных связях с австрийской династией главнокомандующего русскими войсками, посланными в помощь Австрии: как известно, в третьей коалиции против Наполеона (1805 г.) главнокомандующим русской и австрийской армиями был назначен М. И. Кутузов, а под его началом объединенными силами командовали П. И. Багратион и австрийцы Лихтенштейн и Буксгевден.

202 Здесь в изложении ал-Джабарти смешаны воедино ход военных действий и последствия двух кампаний: третьей (1805 г.) и четвертой (1806—1807 гг.) коалиций против Наполеона.

203 “Миротворческая” роль Англии, о которой пишет Джабарти, была обусловлена опасениями, что в случае продолжения войны 1806 г. русские войска, разбив Турцию, займут Стамбул и проливы.

204 речь идет об Ионических островах, занятых вице-адмиралом Ф. Ф. Ушаковым во время войны так называемой второй коалиции (Англия, Австрия, Россия, Турция и Неаполитанское королевство) против наполеоновской Франции в 1798—1800 гг. Эта статья подтверждает соответствующие статьи русско-турецкого договора 1800 г. о Республике Семи (Ионических) островов.

205 Ал-Джабарти дает текст договора 1805 г. в вольном и очень неточном изложении и воспроизводит его частично (договор состоял из 15 гласных и 10 секретных статей).

206 Речь идет о денонсации договора 1805 г.

207 Ал-Хитан — вероятно, имеется в виду крепость Хотин.

208 Абукир — небольшой город-крепость на побережье Средиземного моря, в 27 км к северо-востоку от Александрии. Здесь, на рейде бухты того же названия, 1 августа 1798 г. английская эскадра под командованием Нельсона разгромила флот Бонапарта, который должен был прикрывать вторгшиеся в Египет французские войска.

209 Буруллус — населенный пункт на мелководном лагунном озере того же названия к северо-востоку от розеттокого (левого) рукава Нила; озеро имеет узкий выход в Средиземное море.

210 Ал-Аэхар — мечеть в Каире, основанная в 970—972 гг. При этой мечети был создан в 976 г. широко известный мусульманский университет, готовящий и поныне богословов и являющийся древнейшим центром мусульманской учености стран Востока. Перечень предметов, изучавшихся в ал-Азхаре еще и в начале XX в., дает ясное представление о схоластическом характере традиционной учености, насаждавшейся ал-Азхаром. Здесь изучались богословие (ал-усул), право (фикх), неразрывно связанные со штудированием огромного количества комментариев к Корану (тафсир) и преданию (хадис), догматики — учения о единобожии (тавхид) и т. д. Много места отводилось изучению арабской филологии и многих других дисциплин.

211 Ал-Бухари (ум. в 870 г.) — традиционалист, составитель сборника хадисов (преданий) из жизни Мухаммада, носящего название ас-Сахих, Чаще этот сборник упоминается вместе со сборником хадисов младшего современника ал-Бухари — Муслима ибн ал-Хаджжаджа ал-Кушайри (ум. в 875 г ) Оба сборника именуются ас-Сахихайн (в форме двойственного числа). Эти сборники являются наиболее признанными источниками мусульманской традиции и занимают первое место в ряду канонизированных шести сборников хадисов — ал-Кутуб ас-ситта.

212 Шейх ал-Амир и шейх ал-'Аруси — представители влиятельных кругов ал-Азхара. Шейх Мухаммад ал-'Аруси возглавил ал-Аэхар после шейха аш-Шанвани.

213 Ал-Джабарти преувеличивает значение события, ничего не давшего Англии: прорвавшись в феврале 1807 г. через слабо укрепленные Дарданеллы в Мраморное море, английская эскадра приблизилась к Стамбулу и, угрожая бомбардировкой, безуспешно пыталась добиться принятия Портой ряда требований. При обратном проходе через Дарданеллы эскадра понесла значительные потери.

214 Фикх — мусульманское право.

215 'Атийат ал-Аджхури, ал-Хифни и ал-'Адави — известные в свое время богословы ал-Азхара.

216 Квартал Сайиды Нафисы расположен юго-западнее Каирской Цитадели.

217 Ал-Мастийа — деревня в провинции ал-Гарбийа в Нижнем Египте.

218 Нисба — отношение по родству и прозвище по месту происхождения.