Комментарии

222 Мухаррам — первый месяц мусульманского календаря.

223 В описываемое ал-Джабарти время Гиза являлась предместьем Каира и административным центром провинции, расположенной на западном берегу Нила.

224 'Алавиты — имеются в виду мамлюкские эмиры 'Али-бея ал-Кабира; наименование по принадлежности к его хцшдашийе.

225 [Мадриб] ан-Нушшаб (или Марма ан-Нушшаб, или Масатиб ан-Нушшаб) — в описываемое Джабарти время — плац между Старым Каиром и районом Каср ал-'Айни; здесь мамлюки обучались военному делу.

226 Баб ал-Харк — ворота Каира северо-восточнее площади ал-Азбакийа.

227 Ас-Суруджийа — квартал Каира юго-западнее ворот Баб аз-Зувайла.

228 Ал-Канатир (Кантарат) ал-Джадида — название улицы к северу от ал-Азхара.

229 Ал-Халидж {ан-Насири] — канал, прорытый в 1324 г. при султане Насире Мухаммаде ибн Кала'уне.

230 Шибин ал-Кум — город в провинции ал-Мануфииа северо-восточнее ал-Мануфа.

231 Бедуины Били — обитали в провинции ал-Калйубийа, куда они пришли с востока.

232 Викалат ал-Кути — торговый двор в Каире, куда свозился хлопок.

233 Pa'uc (букв. «глава», «начальник») — капитан судна. Этот титул означал также лицо, возглавлявшее городскую администрацию, иногда чиновника, ведавшего приемом знатных иностранцев.

234 Ал-Кусайр (Кусейр) — порт на Красном море, через который шло сообщение Египта с Хиджазом.

235 Шубра — северное предместье Каира.

236 Ихмим — городок в Верхнем Египте к юго-востоку от Асьюта.

237 Ас-Сурур Pa'c ал-Халидж — местонахождение не установлено.

238 См. прим. 174а.

239 Баб ал-Йанакджарийа-казарма янычар в Каире на территории крепости.

240 Катхода чаушей — см. прим. 128.

241 (Халак) ал-Джарра — пункт на караванном пути паломников из Египта в Мекку (Биркат ал-Хаджж — Биркат ал-Хисса — Халак ал-Джарра — отрезок этого пути в пределах Египта).

242 Ал-Ка'кийин — улица в восточной части Каира, к югу от ал-Азхара.

243 Ал-Мирдани — улица Каира к юго-востоку от Баб аз-Зувайла.

244 Тут — первый месяц коптского календаря.

245 Арбаб ал-акакиз — должностные лица.

246 Даманхур — главный город провинции ал-Бухейра (Нижний Египет), юго-восточнее Александрии.

247 Шарх ал-Минхадж — комментарии, составленный Хайр ад-Дином ар-Рамли, который был улемом ал-Азхара (ум. 1670).

248 Толкование к ат-Тахриру (см. прим. 35) принадлежит перу Шамс ад-Дина ал-Хатиба аш-Ширбини (ум. 1568).

249 Алфийа ал-'Ираки — автор 'Абд ар-Рахман ал-'Ираки (725/1325 — 806/1404). Другое название этого произведения — ат-Табсира ва-т-тазкира.

250 Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Мухаммад ал-Хатиб (Хатыб) аш-Ширбини (ум. 977/1569) составил комментарий к ат-Такрибу фи-л-фикх.

251 Абу Шуджа Ахмад ибн ал-Хасан ал-Исфахани (434/1042 — 500/1106) написал произведение, известное как ат-Такриб фи-л-фикх, или Мухтасар фи-л-фикх 'ала мазхаб ал-имам аш-Шифи'и, или Гайат ал-ихтисар.

252 Исагуджа — трактат Асир ад-Дина ал-Муфаддала ал-Абхари (ум. 1265) по логике, представляющий собой арабскую версию греческого сочинения «Исагоги» Порфирия — обработки «Категорий» Аристотеля.

253 Ал-Арба'ин ан-Назавийа («Сорок хадисов») — сборник сорока избранных хадисов Абу Закарийи Йахйи ибн Шарафа Мухйи ад-Дина ан-Навави (1233 — 1278). Толкование к ал-Арбаин принадлежит перу Ахмада ибн Хаджара ал-Хайсами (ум. 1565).

254 Джаухарат ат-таухид — сочинение Бурхан ад-Дина Ибрахима ал-Лакани (ум. 1041/1631). Комментарий к нему под названием Итхаф ал-мурид составлен 'Абд ас-Саламом ибн Ибрахимом, сыном автора Джаухарат ат-таухид.

255 Ал-Аджуррумийа — популярный грамматический трактат XIV в.; автор — Абу 'Абдаллах Мухаммад ас-Санхаджи ибн Аджуррум (ум. 1323). Этот краткий обзор грамматики широко используется и доныне. Наиболее известные комментарии к Ал-Аджуррумийе принадлежат шейхам Хасану ал-Кафрави (XVIII в.) и Халиду ал-Азхари (ум. 1499).

256 Ал-Катр [ан-нада ва балл ас-сада] — трактат по арабской грамматике Ибн Хишама (1309 — 1359). Комментарий на эту книгу принадлежит 'Абд ал-Кадиру ибн Ахмаду ал-факихи (ум. 963/1555).

257 Ал-Азхарийа — пособие по грамматике, изучавшееся в ал-Азхаре. Речь идет или о введении в изучение арабского языка, принадлежащем перу шейха Халида ал-Азхари (ум. 1499), или о трактате, написанном Ахмадом ал-Джаухари ал-Халиди ал-Азхари (1685 — 1762).

258 Ал-Варакат [ал-кабира] ал-махалли — труд, трактующий каноны религии; автор его — Абу-л-Ма'али 'Абд ал-Малик ал-Джувайни (1028 — 1085) — имам Мекки и Медины.

259 Аш-Шама'ил — произведение Абу 'Исы Мухаммеда ат-Тирмизи (ум. 892), содержащее перечень моральных и физичектих качеств пророка Мухаммада.

260 Ал-Алфийа Ибн ал-Ха'има в справочных изданиях не учтена.

261 Аш-Шубак [ва-н-нахр ас-сагир] — часть произведения Ибн ал-Ха'има ал-фаради (ум. 815/1412) Кифайат ал-хуффаз, написанного в стихотворной форме трактата о разделе наследства.

262 Ал-Бахджат ал-вардийа — произведение по мусульманскому праву Абу Хафса ал-Бакри ал-Ma'appи (689/1290 — 749/1349) — версификация сочинения ал-Хави, принадлежащего перу ал-Казвини (ум. 665/1266).

263 Аз-Зубад — произведение Шамс ад-Дина ал-Джухани ал-Хамави (1247 — 1338). Автор комментария на что сочинение — улем ал-Азхара — Хайр ад-Дин ар-Рамли (ум. 1670).

244 Ал-Мавахиб [ал-ладунийа фи-л-минах ал-мухаммадийа] ал-Касталлани — переложение Абу-л-'Аббаса Ахмада Шихаб ад-Дина ал-Касталлани (1448 — 1517) истории Мухаммада, составленной Джалал ад-Дином ас-Суйути (1445 — 1505). По этому переложению в ал-Азхаре изучается история пророка, она представляет самый большой из сводов по истории Мухаммада.

265 Ат-Ta'uua ас-сугра или Назм ас-сулук. — поэма египетского поэта Шараф ад-Дина 'Омара Ибн ал-Фарида (577/1182 — 632/1235). Комментарии к этому произведению принадлежат Шамс ад-Дину ал-Фаргани и Хури ал-Халаби.

266 Тасриф ал-'иззи — автор 'Изз ад-Дин Абу-л-Фада'ил Ибрахим ал-Хазраджи аз-Занджани писал в Багдаде (625/1257). Его грамматика вызвала многочисленные комментарии.

267 Ад-Дурр [ал-мухтар] — произведение ал-Хаскафи (ум. 1677); это комментарий на Танвир ал-абсар ва джами' ал-бихар — компендиум ха-нифитского права, составленный Шамс ад-Дином ад-Димурдаши (ум. 1595).

268 Ат-Тайба — комментарий ат-Тилимсани (ум. 781/1379) на Касидат ал-бурда ал-Бусири (1211 — 1294). Эта ода написана поэтам ал-Бусири в честь пророка Мухаммада в память о чудесном исцелении почта от паралича, после того как пророк явился ему по сне и прикрыл его своим плащом (бурда).

269 Ал-У сул аш-шатибийа — имеется в виду труд по основным чтениям Корана. Автор — Абу Касим ибн Фиррух ибн Ахмад ар-Руайни аш-Шатиби (1143 — 1194).

270 Ал-Асма' ас-сухравардийа [вa-д-ди'а биха] — автор Джамал ад-Дин Малик ал-Мухаддисин ал-Хннди (1501 — 1578).

271 Ал-Джавахир ал-хамс — автор этого мистического произведения — ал-Гаус ал-Хинди (906/1500 — 970/1562). Это сочинение известно также под названием ас-Сараир ал-илахша фи джавахир айат ал-джавахир алгаусийа.

272 Ас-Сугра — другое название книги Абу 'Али Мухаммада ас-Сануси (ум. 1486 или 1490) Умм ал-Барахин — краткий трактат о единобожии. Возможно также, что речь идет о Джами' ас-сугра Джалал ад-Дина ас-Суйути (1445 — 1505).

273 Автор толкования — Абу Махди 'Иса ибн 'Абд ар-Рахман ас-Сактани ар-Раджраджи — судья в Мараккеше (ум. 1062/1642).

274 Ал-Кубра — произведение уже упоминавшегося Абу 'Али Мухаммада ас-Сануси или того же ас-Суйути — Джами ал-кабир.

275 Автор комментария — богослов Хасан ибн Мас'уд ал-Йуси ал-Марракуши (1040/1630 — 1102/1691).

276 Мухтасар — юридическое руководство по маликитскому праву каирца Халил ад-Дина Абу-с-Сафа ал-Джунди (ум. 1365). Автор комментария на Мухтасар ал-Халила — Абу' Абдаллах Мухаммад ат-Тауди ибн ат-Талиб ибн Суда ал-Мурри (ум. 1795) — богослов испанского происхождения; долго путешествовал по Арабскому Востоку, был шейхом мечети в Феце.

277 Ламийат ал-аф'ал — грамматический трактат Мухаммада ибн Абдаллаха Ибн Малика (ум. 1273). Произведение является поэмой о глаголах. Это одно из произведений прославленного грамматиста своего времени.

278 Ахмад ибн Мухаммад ал-Ушмуни (писал и конце XI в.) — автор Манар ал-худа фи-л-вакф ва-л-ибтида', Мухтасар вабл ан-нада и ал-Каул ал-матин фи байан умур ад-дин.

279 Аш-Шузур [аз-захаб фи на' рифа калам ал-'араб] 'Абдаллаха ибн Йусуфа ибн Хишама (1308 — 1359) — трактат по арабской грамматике.

280 Ат-Таудих представляет собой комментарий Ибн Хишама Джамал ад-Дина (ум. 1360) на ал-Алфийу.

281 Ас-Суллам — возможно, что имеется в виду ас-Суллам ал-'илум — произведение Мухиббаллаха ал-Бихари (ум. 1119/1708). Может быть также, что речь идет об ас-Сулам ал-мураунак фи ал-мантик — стихотворном трактате по логике ал-Ахдари (XVI в.).

282 Трактат Мухтасар ал-Мантик и комментарий к нему написал Абу Али Мухаммад ибн Йусуф ибн 'Умар ал-Хасаги ас-Сануси (ум. 392/1486 или 895/1490).

283 Ал-Мутаввал — подробный комментарии на ат-Талхис ал-мифтах — пособие по риторике, принадлежащее перу Мухаммада ибн 'Абд ар-Рахмана ал-Казвини (1267 — 1338). Автор был проповедником главной мечети Дамаска (мечети Омейадов), а с 1327 г. — верховным кади Египта. Его произведение — извлечение из Мифтах ал-'улум — трехтомного трактата ас-Сакаки (1160 — 1228), «закономерного кодекса арабского языка» (И. Ю. Крачковский), имеющего огромную литературу и вызвавшего многочисленные обработки. Комментарии ал-Мутаввал на труд ал-Казвини составлен Са'д ад-Дином Мас'удом ат-Тафтазани (1322 — 1392). Автор — прославленный по тому времени филолог — был увезен Тимуром в Самарканд, где и умер.

284 Ал-Хазраджийа — стихотворный трактат о метрике, автор Дийа' ад-Дин Мухаммад ал-Хазраджи (650/1252).

285 Ал-Кафи [Ал-Кафийа аш-Шафийа] — произведение Джамал ад-Дина Мухаммада Ибн Малика (ум. 672/1273).

286 Ал-Кулсади — в справочных изданиях не учтен.

287 Ар-Рисала ас-сахавийа или Мухтасар фи'илм ал-хисаб принадлежит перу математика 'Абд ал-Кадира ас-Сахави (писал ок. 100/1581). Но возможно, что речь идет и о произведении правоведа и историка ас-Сахави (1427 — 1496).

288 Ат-Тилимсанийа — возможно, что речь идет о комментарии на касыду ал-Бурда ал-Бусири (1211 — 1294). Автор комментария ат-Тилимсани (ум. 781/1379).

289 Речь идет о традиционалисте Муслиме — см. прим. 212.

290 Ал-Кутуб ас-ситта — канонизированные шесть сборников хаднсов.

291 Ал-Хикам («теософические размышления») — принадлежит перу Тадж ад-Дина Абу-л-Фадла Ахмада ибн Мухаммада ибн 'Ата'аллаха ал-Искандари аш-Шазили — одного из самых известных мистиков своего времени (ум.1309).

292 Ал-'Иззийа (Мукаддима ал-иззийа ли-л-джама'а ал-азхарийа) — произведение по маликитскому праву Hyp ад-Дина Абу-л-Хасана Ахмада аш-Шазили (593/1196 — 656/1258?).

293 Ал-Хураши-- шейх ал-Азхара (XVIII в.), автор ряда произведений.

294 Маликит Бурхан ад-Дин Ибрахим аш-Шубрахити (ум. 1106/1694). Вероятно, имеются в виду его произведения Шарх ил-мухтасар или Шарх ал-арба'ин ан-нававийа.

295 Ал-Хидайа [фи шарх ал-бидайа] — руководство по каноническому праву. Автор ал-Маргинани (ум. 1196).

296 Очевидно, речь идет о сочинении Фахр ад-Дина аз-Зайла'и (ум. 743/1342), оставившего комментарий к произведению ан-Насафи (ум. 1310) Канз ад-дака'ик фи-л-фуру' — книге по каноническому праву ханифитского толка. Кроме уже упомянутого комментария аз-Зайла'и, это произведение ан-Насафи также рассмотрено в специальных сочинениях муллы Мискина (XVI в.), шейха ат-Та'и (XVIII в.).

297 Ас-Сираджийа фи-л-фара'ид — произведение о наследственном праве. Автор — Сирадж ад-Дин ас-Сиджаванди (XII в.).

298 Ал-Манар [фи усул ал-фикх] — общее изложение основ ханифитского права — наиболее известная работа богослова ан-Насафи (ум. 710/1310). Возможно также, что речь идет о богословском сочинении Ки-таб ал-манар, автором которого является Шамс ад-Дин Абу 'Абдаллах ад-Димашки (691/1292 — 751/1350).

299 Ал-Ашбах вa-н-наза'ир — под этим названием известны сочинения по мусульманскому праву ас-Субки (727/1327 — 771/1370), ас-Суйути (849/1445 — 911/1505), Абу Хафса ал-Мулаккин (723/1325 — 804/1401) и ряда других авторов.

300 Ал-Мавакиф — это мистическое произведение принадлежит Мухаммада ан-Нафзи (или ан-Нафзави) (ум. 354/965).

301 Ал-Вафк ал-мухаммас ва рауда ал-'улум — в GAL нет.

302 Ашкал ат-та'сис — автор этого математического произведения Шамс ад-Дин ас-Самарканди (ум. 690/1291).

303 [Махмуд] ал-Джагмини [ал-Хваризми] — астроном (ум. 618/1221); не исключена возможность, что речь идет о другом авторе — Махмуде ал-Джагмини, который умер в 745/1344 г.

304 Коста ибн Лука (ум. ок. 912) — крупный переводчик на арабский язык произведений греческой науки и философии; оставил много собственных работ по естественным и математическим наукам.

305 Рисала Ибн ал-Машат — автор и характер произведения не установлены.

306 Дурр Ибн ал-Мджди — в GAL пет.

307 Катиб ал-куна — возможно, что речь идет о писце, ведавшем реестром прозвищ и родословных (нисба и кунйа).

308 Тараба и Тарим — города в Южной Аравии.

309 Джад — возможно, что в написании страны допущена ошибка: буква вав заменена буквой дал и слово следует читать Джава, т. е. о-в Ява.

310 Ас-Саласил [ал-джавахир ва-л-'укуд} — произведение суфийской поэзии, принадлежащее Мухаммаду ал-'Омари (годы жизни неизвестны).

311 Йемен — арабское государство в Юго-Западной Аравии.

312 Санад (иснад) — цепь передатчиков хадисов («сказал такой-то со слов такого-то» и т. д.), указание которой в средневековом мусульманском предании обязательно.

313 Та'иф — город в Хиджазе, расположенный неподалеку от Мекки. 

314 Диван — сборник поэтических произведений. Ср., однако, прим. 151.

315 фувва — селение, расположенное на правом берегу западного (Розеттского) рукава Нила, к юго-востоку от Розетты.

316 Дейрут — город в Дельте на Розеттском рукаве восточнее оз. Идку.

317 Набулус — город к северу от Иерусалима.

318 Кирш (мн. ч. — куруш) — серебряная монета, пущенная в обращение в Османской империи в конце XVII в. и известная в Европе как пиастр. Эта монета являлась основной денежной единицей Египта в описываемое ал-Джабарти время.

319 Сайда (древний Сидон) — город в Ливане на побережье Средиземного моря, к югу от Бейрута.

320 Забид — город в Йемене.

321 Дал — восьмая буква арабского алфавита.

322 Рукописные книги сшивались из отдельных тетрадей — куррас.

323 Шейх Мухаммад ибн Мухаммад ал-Муртада аз-Забиди Абу-л-Файад (1732 — 1791) — составитель широко известного многотомного словаря арабского языка Тадж ал-'арус мин шарх джавахир ал-камус. «Этот словарь до сих пор остается настольным справочником арабистов» (И. Ю. Крачковский). Ал-Муртада родился в Индии, в арабской семье, происходившей из Месопотамии, в юности учился в Мекке, долго жил в Йемене. В Египте обосновался с 1753 г.

324 Дурар [ал-хуккам] — руководство по основам обычного права, составленное муллой Хосровом (ум. 1480).

325 Тафсир — свод толкований Корана. Важнейшие из них принадлежат Табари (ум. 923), Замахшари (ум. 1143), Байдави (ум. ок. 1286) и ас-Суйути (ум. 1505). В данном случае речь идет о Тафсире Насир ад-Дина ал-Байдави под названием Анвар ат-танзил. Автор — один из наиболее авторитетных мусульманских богословов. Его труд неразрывно связан со штудированием Корана и занимает важнейшее место в изучении предания.

326 Макамы ал-Харири — произведение арабского литератора Абу Мухаммада ал-Касима ибн 'Али ал-Харири (1054 — 1122), сборник блестящих по стилю небольших рассказов, написанных рифмованной прозой, один из величайших литературных памятников арабского языка.

327 Халаб (Алеппо) — город на севере Сирии.

328 Хаким — правитель, губернатор, начальник.

329 Марма ан-Нушшаб — см. прим. 225.

330 Мастабы — каменные скамьи у стен домов и лавок, похожие на завалинки.

331 Силахдар — придворный чин, лицо, ведавшее вооружением,

332 Ал-Кубба — в то время селение к северо-востоку от Каира, где размещались казармы янычар.

333 Дарб ac-Са'ада — улица п ворота Каира к югу от ворот Баб ан-Наср.

334 феллах — пахарь, крестьянин.

335 Лайс ибн Са'д 'Абд ар-Рахман ал-Фахм ал-Фариси Абу-л-Харис (ум. 175/792) — прославленный мусульманский богослов. Его биография (Мархама ал-гайсийа би-т-тарджама ал-лайсийа) принадлежит перу Ибн Хаджара ал-'Аскалани (1372 — 1449).

336 Инбаба — населенный пункт, расположенный на западном берегу Нила, несколько севернее Булака.

337 Речь идет о присылке дани Порте.

338 Ал-Ариш — селение на побережье Средиземного моря близ Газы.

339 Текст Hyp ал-идах [ва наджат ал-арвах] принадлежит перу Абу-л-Ихласа Хасана ибн 'Аммара ал-Вафа'и аш-Шурунбулали (ум. 1068/ 1658), преподававшего в ал-Азхаре.

340 Танвир ал-абсар ва джами' ал-бихар — богословское произведение (компендиум по ханифитскому праву), принадлежащее Шамс ад-Дину ат-Тимирташи ал-Газзи (ум. 1004/1595).

341 Аш-Шифа' — название одного из апологетических сводов предании о жизни пророка Мухаммеда принадлежит перу магрибинского кади Ийада (1083 — 1149)-историка и поэта.

342 Мухйи ад-Дин — имеется и виду великий арабский суфий Мухйи ад-Дин Ибн 'Араби (1165 — 1240), крупнейший представитель пантеистических тенденции в средневековом мусульманском мистицизме.

343 Мухйи ад-Дин Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ал-Газали (1059 — 1111) — один из основных авторитетов мусульманского богословия.

344 Речь идет о Ну'мане Абу Ханифе — основателе одного из четырех основных толков ислама.

345 Баб ал-Максура — ворота в Каире, которые находились на старинном кладбище к югу от цитадели.

346 Медресе ас-Суйуфийин (медресе шейха Муттахара) — находилось в Каире к юго-западу от ворот Баб Зувайла.

347 Фава'их ал-джананийа — автор и характер произведения не установлены.

348 Тарикат — обозначение мистического направления, имеющего целью духовное самоусовершенствование суфиев, чаще под руководством «старца». Этим же термином называют и суфийские монашеские ордена. См. также прим. 112.

349 Халифа — преемник, заместитель. Здесь — «настоятель местной общины» ордена.

350 Нисба — прозвище, чаще всего по месту рождения, жительства или принадлежности к племени, родословная.

351 Сахнун (776 — 854) — имеется в виду известный богослов Ифрикийи, составивший знаменитую «Запись» (Мудавана), здесь названную Диван — основной свод изложений маликитского толка мусульманского права. Хассан — имеется в виду поэт Хассан ибн Сабит ал-Ансарн (563 — 674), панегирист пророка Мухаммада, стихи которого иногда цитировались Сахнуном.

352 Хафир — в данном случае имеется в виду должность коменданта Буруллуса — населенного пункта на мелководном лагунном озере того же названия к северо-востоку от Розеттского рукава Пила; озеро имеет узкий выход в Средиземное море.

353 Шайхуна — мечеть и медресе в Каире, расположены юго-западнее ворот Баб ал-'Азаб. Мечеть воздвигнута в 1349 г. При ней — 'ханака. (обитель) дервишского ордена ал-Кадирийа — религиозного братства, учрежденного сейидом 'Абд ал-Кадиром ал-Джилани (ум. 1166).

354 Баха' ад-Дин ал-Амили (1547 — 1622) — автор сборников разного рода сведений по литературе, истории, догматическому богословию, суфизму и т. д. Возможно, что речь идет о его дидактической поэме из 68 двустиший.

355 Абу Махмуда ал-Ханафи — мечеть в Каире к северу от площади ар-Румайла.

356 Дийарбакир, ар-Руха и Эрзерум — города в Малой Азии.

357 Бани 'Ади город в Верхнем Египте на берегу одноименного канала, юго-западнее Манфалута.

358 Хашийа — толкование к комментарию.

359 Вероятно, имеется в виду Са'д ад-Дин Мас'уд ат-Тафтазани (1322 — 1392) — прославленный филолог, правовед, богослов, был увезен Тимуром в Самарканд, где и умер.

360 Ал-Кутб — Кутб ад-Дин Мухаммад ар-Рази ат-Тахтани (ум. 766/1364).

361 Абу-л-Хасан — личность идентифицировать не удалось.

362 Ар-Рисалат ал-вад'-ийа ал-' адудийа принадлежит перу 'Адуд ад-Дина 'Абд ар-Рахмана ибн Ахмада ал-Идджи (680/1281 — 756/1355).

363 Адаб ал-бахс [ал-муназара ва-л-хилаф] — автор 'Адуд ад-Дин 'Абд ар-Рахман ал-Идджи.

364 Ал-Исти'арат — возможно, что имеется в виду произведение Му-хаммада ас-Самарканди (ум. 600/1204).

365 Ночи, мираджа — праздник, отмечаемый 27 раджаба. Согласно легенде, Мухаммад на двенадцатом году своего выступления как пророка совершил чудесное путешествие ночью из мекканского храма в Иерусалим и оттуда на небо. Об этом упоминается в Коране, XVII, I.