Комментарии

196. Прославляя свою страну, Исидор следовал уже существующей традиции. Еще в I в. н. э., то есть еще приблизительно за пять веков до Исидора, римский ученый Плиний завершил «Естественную историю» прославлением родной Италии, а вслед за этим сразу же воспел и Испанию, которая по богатствам ближе всего к Италии, за исключением сказочной Индии. Исидор примыкает к этой традиции, идущей от Плиния, но опускает при этом похвалу Италии. Разумеется, серьезно воспринимать все патриотические преувеличения Исидора невозможно.

197. Не совсем понятно, каких государей Исидор имеет в виду; вероятнее всего, все же римских императоров. Он употребляет слово principes, которое обычно к готским королям не прилагается. Если это так, то речь должна идти о римских императорах, уроженцах Испании: Траяне, Адриане, Феодосии (едва ли он имел в виду еще и Магна Максима — ведь тот считался узурпатором, или, по терминологии хронистов, тираном).

198. Для Исидора расцвет готов является одним из доказательств великолепия Испании. Прошло менее полутора веков со времени подчинения Испании готам и еще меньше времени с их непосредственного поселения там, а Исидор уже не разделяет Испанию и готов.

199. Алфей — самая большая и самая многоводная река Пелопоннеса (Южной Греции). Большая часть этой реки протекает через Аркадию, область в центре Пелопоннеса, прославляемую как счастливую страну безмятежных пастухов. В нижнем течении Алфей проходит через южную часть другой пелопоннесской области — Элиды; и там, на берегах Алфея, находилась Олимпия, где в древности раз в четыре года устраивались знаменитые Олимпийские игры.

200. Клитумн — река в Италии, на ее берегах выращивали особых белых быков.

201. Пиза — город на берегу Алфея, вблизи Олимпии. В поэзии Олимпийские игры порой называются Пизейскими.

202. На берегах Клитумна отмечался культ Юпитера и некоторых других божеств, в жертву которым приносились белые быки. Эти быки могли приводиться для жертвоприношений и в сам Рим. Известно, что Юпитеру жертвовали именно быков. Для убежденного христианина Исидора капитолийские боги являются уже только элементами римской культуры, которую он глубоко почитал.

203. Этрурия — область в Италии. Там в первой половине и середине I тысячелетия до н. э. процветала самобытная и высокоразвитая цивилизация. После римского завоевания, завершившегося в начале III в. до н. э., этрусская цивлизация постепенно растворяется в римской. Римляне очень много заимствовали у этрусков, особенно на раннем этапе своей истории. Усилиями многих поколений Этрурия превратилась в одну из самых плодородных областей Италии.

204. Молорх — персонаж греческой мифологии: у него останавливался Геракл, направляясь на борьбу с Немейским львом. Сравнение Испании с местами Греции и Италии является, по существу, реминисценцией стихов Вергилия. Вергилий в «Георгиках» пишет, что он прославит и украсит родную Мантую, так что вся Греция покинет Алфей и рощи Молорха (Малорка). К этим греческим топонимам Исидор прибавляет италийские.

205. Тир — город в Финикии. Он славился изготовлением пурпурной краски и тканей, этой краской окрашенных. Они очень дорого ценились во всем Средиземноморье.

206. Ромул — основатель и первый царь Рима; Ромулова доблесть — римская.

207. Античные писатели всячески стремились связать те или иные народы с какими-либо местами Греции или близлежащих районов. Раннехристианские авторы заимствовали этот прием, но стремились возвести известные им народы к библейским персонажам. В Библии Магог назван вторым сыном Иафета. Вторично Магог упоминается в пророчестве Иезекииля, где он правил страной Гога, одновременно являясь также правителем Роша, Мешеха и Тубала. Сейчас считается, что под Гогом подразумевается царь Лидии Гиг. Далеко не все библейские топонимы можно отождествить с точностью, но ясно, что авторы Библии помещают Магога или страну Магог где-то на севере от своей страны. В I в. н. э. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» отождествил Магога со скифами, обитавшими в Северном Причерноморье. Позднее значительную часть скифской территории заняли готы, и в IV в. Амбросий Медиоланский считал народом Гога и Магога готов, в то время как, например, Иероним полагал, что это гунны.

208. Точка зрения Амвросия, как мы видели, не стала общепринятой, и некоторые «эрудиты», в частности, ее отрицали. Широко распространилось мнение о происхождении готов от гетов, а еще более расхожей стала версия о том, что это был один и тот же народ. Основывалось это, разумеется, на сходстве названий этих народов. В действительности же между гетами и готами нет ничего общего. Геты были фракийским народом (готы же — германцы), обитавшим в районе нижнего Дуная и на севере Балканского полуострова. В письменных памятниках они впервые упоминаются в связи с походом персидского царя Дария против скифов в конце VI в. до н. э. И позже они не раз появляются на арене греческой истории. С ними воевали македонский царь Филипп и его знаменитый сын Александр, их с большим трудом подчинил один из преемников Александра Лисимах, но позже они снова стали независимыми. В начале I в. до н. э. геты вместе с греками, жившими на ближайших черноморских берегах, активно поддержали понтийского царя Митридата в его борьбе с Римом. Это стало поводом для вторжения римлян в область гетов, но подчинить их римляне смогли только через много лет. Геты славились своей воинственностью. Когда в III в. готы появились у границы Римской империи и скоро стали одним из основных ее противников, возникла мысль о том, что это снова были уже знакомые римлянам геты. Церковный писатель Филосторгий в какое-то время на рубеже IV-V вв. также связывал скифов, гетов и готов, считая их одним народом. В начале V в. эту точку зрения жестко сформулировал историк Орозий, заявивший, что те, кто раньше был гетами, теперь готы. В следующем столетии Кассиодор уже не сомневался в идентичности обоих народов. Эту мысль подхватил и развил Иордан, который в своем изложении истории готов древней частью готской истории считает историю гетов, а для более позднего времени вообще употребляет слова «гет» и «гот» вперемешку. Исидор твердо следует этой традиции.

209. Здесь речь идет, конечно, не о готах, о которых в то время ни греки, ни римляне не имели никакого представления, а о гетах. И сведения, которые сообщает Исидор, абсолютно недостоверны. Александр не только не уклонился от войны с гетами, а, переправившись через Дунай, наголову их разбил. Ни эпирский царь Пирр, считавшийся в свое время одним из лучших полководцев, ни Цезарь непосредственно с гетами вообще дел не имели.

210. Исидор описывает гражданскую войну между Цезарем и Помпеем как чуть ли не второе издание Троянской, в которой приняли участие все известные народы. Это совершенно не соответствует действительности.

211. Исидор, собирая в одном абзаце сообщения о войнах между готами и римлянами до правления Константина, путает хронологию и соединяет в одно целое рассказы о нескольких готских вторжениях на территорию Римской империи. Эти вторжения начались еще до 253 г., когда императорами стали Валериан и его сын Галлиен. Галлиену действительно пришлось воевать с готами, но не на первом году своего правления. Римляне не раз терпели поражения от готов, которые опустошали как Балканский полуостров (Исидор говорит о Греции, Македонии и Иллирике), так и Малую Азию, где расположены Азия и Понт, упомянутые Исидором. Сообщение же об опустошении готами Египта является преувеличением. Римляне долго не могли разбить их. Только император Клавдий II в 269 г. одержал победу над готами, за что получил почетное прозвище Готский. Эта победа чрезвычайно вдохновила римлян. Как сообщает историк второй половины IV в. Евтропий, сенат постановил для прославления этой победы и победоносного императора поместить в курии, расположенной на форуме, его щит, а в Капитолии — его же золотую статую. Возможно, именно из сочинения Евтропия Исидор почерпнул эти сведения.

212. Сарматы — ираноязычный народ, вытеснивший скифов из Северного и Западного Причерноморья. Они соперничали с готами за обладание этим регионом.

213. Эти события происходили в 332 г. Готы напали на сарматов, в войне с которыми погиб готский предводитель Видигойя. Сарматы, терпя поражение, обратились за помощью к императору Константину, который весной 332 г. начал войну с готами. Последние были действительно отброшены за Дунай, и император получил почетный титул Готский Величайший. Однако Константин заключил с готами очень выгодный для них мир, по условиям которого империя ежегодно платила готам определенную сумму денег, а те поставляли ей некоторое число воинов. Условия договора означали, что эта часть готов превращалась в федератов.

214. Позже Атанарих будет считаться первым вестготским королем, и от него будет отсчитываться ряд последующих королей, хотя в реальности королем, как уже говорилось, он не был. Говоря о ранней истории готов, Исидор постоянно называет их общим именем, не разделяя на вестготов и остготов, но начиная со времени Атанариха в действительности описывает историю только вестготов, игнорируя другую часть этого народа.

215. Христианство начало распространяться среди вестготов в IV в. Его распространение вызвало недовольство консервативных кругов вестготского общества. Власти же опасались, что христиане являются агентами римского правительства. Это и стало основной причиной гонения Атанариха.

216. Хотя на Никейском соборе арианство было объявлено ересью, оно не только продолжало существовать, но и распространялось среди довольно широких слоев римского общества, особенно в восточной части империи. Арианином, в частности, был сын Константина император Констанций II. Пришедшие к власти в 364 г. братья Валентиниан и Валент тоже были арианами. Валент правил в восточной части, с которой готы в то время и контактировали. Поэтому вполне естественно, что христианство среди них стало распространяться именно в форме арианства.

217. Арианство долго оставалось «готской верой», вплоть до правления короля Реккареда.

218. Ульфила, или Вульфила (Исидор называет его Гульфилой), — великий просветитель готов. Его дед был христианином из Каппадокии, области в центре Малой Азии. Он был захвачен в плен готами во время одного из их вторжений и уведен в плен. В области, населенной вестготами, к северу от нижнего Дуная, около 310 г. и родился Ульфила, матерью которого была гречанка из Каппадокии, а отцом — вестгот. Молодым он попал в Константинополь и получил там неплохое образование. На молодого человека обратил внимание Евсевий Кесарийский, занимавший позицию, сравнительно близкую к арианству Под его влиянием Ульфила склонился к арианству Евсевий рукоположил Ульфилу в епископы и направил к готам для проповеди у них христианства. Вернувшись на родину, Ульфила энергично принялся за выполнение своей задачи. Чтобы познакомить соотечественников с этой религией, он начал перевод Библии с греческого языка на готский. Предварительно Ульфила составил готскую азбуку У германцев уже существовало свое письмо — руническое, древнейший след Которого найден на нижнем Рейне. Но Ульфила, видимо, счел эти знаки языческими и не подходящими для текста Священного Писания. За основу он взял греческий алфавит, который разбавил некоторыми латинскими буквами, а для двух знаков использовал рунические. Затем он взялся непосредственно за перевод. Вопрос об объеме его перевода спорен. Иногда полагают, что он перевел только Новый Завет. Филосторгий же утверждает, что Ульфила перевел всю Библию, кроме Книг Царств. Сохранившийся перевод Ульфилы является основным источником современных знаний о готском языке. В 348 г., во время антихристианского гонения, Ульфила с группой своих прихожан бежал в римские владения и был поселен императором Констанцием в районе города Никополя, в провинции Нижняя Мезия, расположенной между Дунаем и горами Гем (совр. Родопы). Эта группа, называемая малыми готами, еще долго проживала на Балканском полуострове. Констанций был арианином, так что Ульфила со своими прихожанами-арианами мог жить в империи совершенно спокойно. Но авторитет Ульфилы был столь высок, что и Феодосий, бывший фанатичным сторонником никейского вероисповедания, относился к Ульфиле с уважением и в 381 г. пригласил его в Константинополь, вероятно, для участия во Вселенском Соборе. Там, в Константинополе, Ульфила и умер в 383 г.

219. Вестготы перешли Дунай и поселились во Фракии с согласия Валента не на 14-м, а на 12-м году его правления, и во главе их стоял не Атанарих, а его соперник Фридигерн. Атанарих со своими сторонниками перешел на римскую территорию уже в правление Феодосия. Всю историю готско-римских взаимоотношений Исидор передает очень кратко, акцентируя внимание только на прославлении готов, даже в случае их поражений.

220. Это была знаменитая битва при Адрианополе в 478 г. В этом сражении римские войска были полностью разгромлены и сам Валент погиб. Некоторые исследователи это событие условно считают началом эпохи Великого переселения народов.

221. Эти готы были, вероятнее, не католиками, а арианами.

222. Феодосий действительно был испанцем из города Каука. И Исидор не удержался, чтобы не подчеркнуть испанское происхождение этого императора, которого римские христиане весьма почитали. Именно Феодосий сделал христианство в его никейской (православно-католической) форме государственной религией Римской империи.

223. Не совсем понятно, что Исидор понимает под этими словами. Атанарих со своими противниками был вынужден просить гостеприимства у Феодосия. О правовой основе пребывания Атанариха с его людьми в Константинополе неизвестно.

224. Существует версия, что Атанарих был убит по приказу Феодосия.

225. Вестготы были снова признаны федератами и в качестве таковых поселены на территории империи.

226. Разделение вестготов на сторонников Алариха и Радагайса говорит о том, что крепкой центральной власти у них еще не было. Возможно, это разделение, кроме личного соперничества двух предводителей, было вызвано и религиозными причинами: Аларих был христианиномарианином, а Радагайс — язычником. Это религиозное разделение явно сопровождалось гражданской войной среди готов, детали которой неизвестны.

227. Надежда на хорошую добычу в Италии привела к союзу двух групп вестготов. И эта надежда оказалась сильнее и личного соперничества, и религиозных разногласий.

228. В то время как Аларих с подчиненными ему вестготами обитал в Далмации и Паннонии, Радагайс со своими сторонниками собрал армию к северу от Дуная и вторгся непосредственно в Италию. Он дошел до Флоренции и там был разбит римской армией во главе со Стилихоном. Радагайс пытался бежать, но был захвачен в плен и казнен. Характерно, что в это время Аларих, несмотря на их общее решение, даже не пытался помочь своему соотечественнику. Видимо, политические расчеты оказались сильнее.

229. Непонятно, какие страдания Аларих принес готам. Может быть, Исидор намекает на борьбу со сторонниками Радагайса, о чем он говорил немногим выше.

230. Взятие Аларихом Рима 24 августа 410 г. произвело оглушительное впечатление на современников. Все они так или иначе отозвались на это событие. Основной мыслью было: побежден город, победивший все народы. Язычники увидели в падении Рима наказание за отказ от поклонения языческим богам и за обращение в христианство, христиане — за прежние преследования христиан. Августин счел взятие Рима варварами знаком окончания мирского государства и начала Божия.

231. Исидор старается обелить готов, грабивших Рим.

232. Речь идет о монахине.

233. Апостол Петр считался основателем римской христианской общины. В официальном списке римских пап он стоит первым.

234. Хотя христианство уже несколько лет было официальной религией империи и большинство населения самого Рима было, несомненно, христианским, язычники там еще оставались. Особенно велика прослойка язычников была среди интеллигенции и остатков старой аристократии.

235. Галла Плацидия была дочерью Феодосия от его второй жены Галлы и, следовательно, сводной сестрой Аркадия и Гонория, которые были детьми первой жены Феодосия Элии Флавии Флациллы.

236. Аларих был похоронен на дне реки Бузенций (Бузент). Существует рассказ, что воды этой реки на время захоронения были отведены, а после захоронения тела Алариха со всеми его богатствами копавшие могилу римские пленные были убиты ради сохранения тайны захоронения и неприкосновенности последнего приюта Алариха.

237. Атаульф был шурином Алариха, братом его жены.

238. Исидор все еще датирует события по годам правления Гонория и Аркадия. На самом деле к этому времени Аркадий уже умер и на константинопольском троне сидел его сын Феодосий II.

239. Исидор несколько путает хронологию. Атаульф был убит, и Сигерих стал королем в 415 г., то есть на 21-м году правления Гонория.

240. Валлия действовал на основании договора с Констанцием, официально выполняя распоряжение императора о войне с варварами.

241. Так было основано Тулузское королевство вестготов.

242. Это был Теодорих I, правивший с 418 по 451 г.

243. Речь идет об Арелате (совр. Арль). До римского завоевания Арелат был городом племени саллювиев. В римское время он стал одним из важнейших городов провинции Нарбонская Галлия, получив статус римской колонии после выведения туда ветеранов 6-го легиона. В позднеримский период значение Арелата еще более возросло. Одно время он был императорской резиденцией. Позже туда была перенесена резиденция префекта претория для Галлии, то есть он стал фактически столицей всей западной части империи. В нынешнем Арле сохранились значительные следы пребывания там римлян.

244. Литорий в 435-437 гг. был комитом в Галлии. Он был направлен в Галлию для ведения войны в Арморике, которая в это время фактически освободилась от римской власти. С помощью гуннской кавалерии он сумел разбить армориканцев (хотя позже они фактически восстановили свою независимость), а затем двинулся против вестготов и освободил от их осады Нарбон. Однако гунны вероломно порвали союз с ним и начали грабить окрестности. В 439 г. Литорий снова действует в Галлии, будучи, по-видимому, ближайшим помощником Аэция. И снова ему помогают гунны. Надеясь превзойти в славе Аэция, Литорий вновь двинулся против вестготов. Получив предсказание о взятии им их столицы Толосы (Тулузы), Литорий вступил в битву с вестготами вблизи этого города. Он был, однако, разбит, взят вестготами в плен и убит, а его войско было практически уничтожено.

245. Вероятнее всего, Литорий был язычником.

246. Это почти буквальное повторение сообщения Идация.

247. Маркиан, или Марциан, — восточноримский император. Он был сыном простого солдата и сам начинал службу солдатом. Отличился в войнах с персами, вандалами и другими врагами империи. Существует легенда, что во время войны с вандалами в Африке он был взят в плен, но вандальский король Гейзерих, получив предсказание, что пленник станет императором, отпустил его, взяв с него клятву никогда не воевать с вандалами. Когда в 450 г. император Феодосий II умирал, то, не имея сыновей и не желая, чтобы западный император Валентиниан занял и трон в Константинополе, он назначил своими возможными наследниками Маркиана и его бывшего начальника Аспара. После же его смерти вдовствующая императрица Пульхерия сделала выбор в пользу Маркиана и даже официально вышла за него замуж. Маркиан правил шесть с половиной лет и умер в январе 457 г.

248. Маркиану пришлось иметь дело с Аттилой, так как гунны чрезвычайно активно действовали на Балканском полуострове, угрожая самому существованию Восточной Римской империи. Именно Маркиан сумел убедить Аттилу уйти на Запад, где, как он уверял, гунны получат большую добычу. Однако, когда Аттила вторгся в Италию, Маркиан решил помочь своим западным соотечественникам, тем более что после битвы на Каталаунских полях силы гуннов были значительно подорваны. Но события разворачивались несколько иначе, чем сообщает Исидор. На следующий год после войны в Галлии гунны во главе с Аттилой вторглись с севера в Италию и захватили ряд городов, в том числе такие крупные, как Медиолан (Милан) и Аквилею. Аэций, бывший тогда самым влиятельным человеком в Западной империи, не сумел предотвратить это вторжение, и к Аттиле было направлено посольство во главе с папой Львом. Лев сумел уговорить Аттилу покинуть Италию. По-видимому, он пообещал тому большие выплаты, и, как полагают историки, в гуннском лагере началась какая-то эпидемия. Во всяком случае, гунны ушли в Паннонию, и там на следующий год Аттила умер, а может быть, был убит убийцами, подосланными Аэцием, так что в прямом вмешательстве Маркиана нужды не стало.

249. После смерти Аттилы гуннская держава распалась, и гунны вскоре вовсе исчезли с исторической сцены.

250. Торисмунд, придя к власти после гибели Теодориха, стал сразу же вести активную антиримскую политику, что и стало причиной резко негативной оценки его правления римскими писателями, которым следует Исидор.

231. Фридигарих — это тот же Фредерик, о котором писал Идаций и который позже подавил восстание багаудов.

252. В своем дальнейшем изложении Исидор почти полностью следует Идацию.

253. Это было время, когда никакой римской власти в Испании уже реально не существовало. Не желая подчиниться вестготам, знать Тарраконской Испании сама пыталась организовать сопротивление с помощью своих вооруженных отрядов, но неудачно, ибо силы были явно неравны. Надо, однако, заметить, что не вся испанская знать была враждебна готам. Винцентий, о котором будет сказано позже, наоборот, помогал Эйриху подчинять испанские города.

254. Эйрих умер в 484 г.

255. Это произошло после того, как вестготы были разгромлены франками и король Аларих II погиб. Это произошло в 507 г., что точно соответствует данным Исидора.

256. Бургундский король Гундебальд, или Гундобальд, долгое время находился на римской службе и активно помогал Рицимеру и его ставленникам на троне в Равенне. Когда же поддерживаемый им император Глицерий без всякого сопротивления сдал власть посланному с Востока Юлию Непоту, Гундебальд вернулся в Галлию и после смерти отца стал королем Бургундии. Долгое время он, опасаясь и франкского короля Хлодвига, и вестготского государя Алариха, старался оставаться нейтральным в их борьбе. Но после разгрома вестготов Гундебальд решил воспользоваться ситуацией и вторгся в прежние вестготские владения, но удержать их за собой он не смог.

257. Это король остготов Теодорих.

258. Все же вероятнее, что реально полновластным королем Амаларих стал только уже после смерти Теодориха.

259. Как мы уже видели, Цезаравгустанская хроника о гибели Амалариха сообщает иное. Сейчас трудно сделать выбор в пользу той или иной версии.

260. Тевдис оставался арианином, но он хорошо понимал, что покровительство католической церкви, к которой принадлежало подавляющее большинство населения его государства, поможет ему, выбившемуся в короли из довольно незнатного слоя, укрепить свою власть. В частности, он не препятствовал созыву в 546 г. провинциальных соборов в Илерде (Лериде) и Валенсии. Что же касается II Толедского собора, то Исидор ошибается, приписывая его созыв времени Тевдиса. Этот собор состоялся в 527 г. еще при правлении Амалариха, за которого, хотя тот и был арианином, собор вознес особую молитву.

261. Юг был второй ареной военной политики Тевдиса. Первой его задачей было установление реальной власти над практически независимыми городами Бетики, чего он более или менее добился путем переговоров с местной знатью. После этого Тевдис решил укрепиться и на африканском берегу пролива. Он воспользовался завоеванием Византией Вандальского королевства и, считая, что ни вандалы, которые терпели поражения от византийцев, ни византийцы, завязшие в этой войне, не будут ему препятствовать, переправил свою армию в Африку и захватил город Септем (совр. Сеута). Однако он ошибся в своих расчетах. Византийцы не желали терпеть вестготское присутствие на африканской территории. Они осадили вестготское войско и практически полностью его уничтожили.

262. Тевдис был убит в июне 548 г. Сообщение Исидора о реакции его окружения на убийство короля говорит об относительной сплоченности придворной знати вокруг короля, который, видимо, вообще пользовался популярностью. Видимо, убийца действовал по каким-то личным причинам. Впрочем, о его судьбе Исидор ничего не сообщает.

263. Теудисикл был крупнейшим вестготским полководцем во времена Тевдиса, так что его избрание королем было вполне естественным. Но государем он оказался гораздо худшим, чем полководцем, и сумел вызвать против себя недовольство готской аристократии, результатом чего и стало его убийство.

264. Агила продолжил курс Тевдиса на реальное подчинение Бетики, но, в отличие от него, предпочел действовать силой и к тому же занял ясную антикатолическую позицию.

265. Политика Агилы вызвала восстание в Бетике, центром которого стала Кордуба. В сражении с горожанами и отрядами местной аристократии Агила потерпел поражение, и Бетика осталась фактически независимой.

266. Хотя действия Агилы вызвали осуждение Исидора, выступление Атанагильда он также осудил, поскольку тот поднял оружие против короля с целью захвата власти.

267. Речь идет, как это видно из следующих сообщений Исидора, о византийских воинах. Атанагильд, выступив против Агилы, обратился за помощью к византийскому императору Юстиниану. Тот использовал это обращение как повод для вмешательства в дела Испании. Он направил туда войска во главе со старым полководцем Либерием, который раньше верно служил Одоакру, затем остготским королям, а потом перешел на службу к императору. Экспедиция Либерия была успешной, и византийцы захватили часть Южной и Юго-Восточной Испании, в том числе Картагену, где жили родители Исидора. Юстиниан хотел полностью захватить вестготскую Испанию, подобно тому как это было сделано с остготской Италией, но добиться этого не смог. Тем не менее, на Пиренейском полуострове была образована провинция Испания, название которой ясно подразумевало последующее расширение на весь полуостров.

268. Придя к власти фактически с помощью византийцев, Атанагильд после этого попытался вытеснить их из Испании, но неудачно. Византийская власть в этих районах Испании сохранялась долго.

269. Распри внутри вестготской знати дошли до того, что даже тени согласия различные группировки достичь не могли. Это был, пожалуй, пик политической нестабильности, которая практически началась еще после убийства Тевдиса.

270. Это соответствует 567 г. Юстин II был сыном и преемником Юстиниана.

271. С избранием королем Лиувы и назначением им своим соправителем брата Леувигильда кончилось время нестабильности и начался период укрепления Вестготского королевства.

272. Леувигильд действительно одержал ряд побед над византийцами, но, вопреки утверждению Исидора, полностью выбить их из Испании не смог.

273. Верный своим государственническим воззрениям, Исидор осуждает выступление Герменегильда, хотя тот и поднимал знамя католицизма в борьбе с арианством. Характерно, что Исидор умалчивает о своем брате Леандре, активно участвовавшем во всех этих событиях.

274. Исидор, естественно, резко осуждает церковную политику Леувигильда, говоря о ней как о нечестивой арианской ярости (Arrianae perfidiae furore).

275. Своей основной цели — обращения в арианство всех своих подданных — Леувигильд не достиг, но все же масштабы перехода из католицизма в арианство были, вероятно, довольно значительны. Переход в арианство епископа Цезаравгусты Винцентия вызвал большой резонанс, и епископ Малаки Север даже написал специальное сочинение, обличающее отступника. Правда, надо заметить, что в этом поступке Севера ощущается и политическая подоплека, ибо Малака находилась на территории византийской провинции и обличение епископа, жившего в Вестготском королевстве, становилось одним из эпизодов борьбы на Пиренейском полуострове.

276. Исидор осуждает вообще всю внутреннюю политику Леувигильда. Тот, стремясь к централизации государства, видимо, решительно пресекал сепаратистские тенденции, имеющие место среди вестготской знати, оппозицию части которой использовал и для увеличения собственной казны. Возможно, это была та часть вестготской аристократии, которая приняла католицизм или, по крайней мере, сочувствовала ему; недаром его сын Реккаред, обратившись в католицизм, тотчас вернул конфискованное имущество. Заметим, что среди тех, кого Леувигильд отправил в изгнание, был и будущий хронист Иоанн.

277. Леувигильд, как уже упоминалось, стремился во всем сравняться с императором, чтобы заранее отвергнуть всякую претензию Константинополя на власть над Испанией как бывшей частью Римской империи. Этому стремлению отвечал и новый внешний вид короля, и весь антураж королевского двора. Судя по всему, у Леувигильда была и другая цель: даже внешне выделяться среди знати, подчеркивая подчиненное положение последней.

278. Большое значение придавал Леувигильд и выработке правовой системы государства. Он хотел объединить Испанию не только оружием и единой религией, но и новым кодексом. Кроме того, на это его могло толкнуть составление при Юстиниане кодекса римского права. Стремясь, как говорилось выше, во всем сравняться с императором, он мог пойти и на создание такого же кодекса для своего королевства. Создание подобного кодекса на основе законов Эйриха, принятых еще сто лет назад, было очень важным шагом в политической истории Испании, в том числе и на пути правового объединения готов и испаноримлян. Однако полностью последней цели Леувигильд не достиг, и еще довольно долгое время в Испании существовали две правовые системы — для готов и для испано-римлян.

279. Исидор противопоставляет Реккареда, обратившегося к католицизму, его отцу, всячески восхваляя первого. С обращением вестготов в католицизм государственничество и католицизм Исидора пришли в согласие.

280. Реккаред продолжил попытки своего отца выбить византийцев из Испании, но так и не сумел этого добиться. Говоря о борьбе с византийцами Атанагильда и Леувигильда, Исидор придерживался более или менее нейтрального тона, но, после того как эту борьбу стал вести король-католик, он уже не скрывает своих симпатий. Византия для него не наследница Рима, а враг его родины.

281. Несмотря на победы Леувигильда, окончательно покорить васконов, то есть басков, вестготы не смогли. И Реккареду, как, впрочем, и его преемникам, еще не раз приходилось с ними воевать.

282. Все повествование Исидора — это гимн в честь Реккареда, который предстает под его пером идеальным государем.

283. Резкое осуждение Исидором Виттериха вызвано не только свержением и убийством сына столь любимого писателем Реккареда, но и тем, что новый король стремился вернуть арианство.

284. Король все более превращался в настоящего государя, сосредотачиваясь на управлении государством, а непосредственное руководство военными кампаниями поручая герцогам. Собственно, так поступал и Реккаред. Так, блестящую победу над франками одержал не он лично, а его полководец Клавдий, и эта победа вызвала восторг Исидора. Но именно такое поведение он ставит в укор Виттериху, которого явно ненавидит.

285. В своей внешней и военной политике вестготские короли Испании в это время действовали на трех фронтах: против франков, византийцев и басков (васконов). Если на франкском фронте их политика была сугубо оборонительной, ибо они ставили своей задачей не вернуть прежние галльские владения (это было уже невозможно), а лишь сохранить Септиманию, то по отношению к византийцам целью было их вытеснение из Испании, а по отношению к баскам — реальное подчинение. Но пока ни того ни другого добиться не удавалось.

286. Евреи жили в городах Испании еще с римских времен. Особенно значительны были их общины в Бетике. Пока в Испании сосуществовали арианство и католицизм и короли были более или менее веротерпимы, еврейская проблема не возникала. Всеобщая победа католицизма изменила положение. Католическая церковь всегда относилась к иудаизму и евреям как его конкретным носителям резко враждебно, и одной из ее целей было полное искоренение этой религии. Сисебуг первым из вестготских королей перешел к практическим действиям, пытаясь обратить всех евреев в католицизм, как это сделал Реккаред с вестготами. Со времени его правления антииудейская политика, становясь то более жесткой, то несколько смягчаясь, проходит красной нитью через всю деятельность королевской власти в вестготской Испании. Исидор горячо поддерживал эту политику и сам выступал против иудеев, написав даже специальное сочинение на эту тему.

287. Сисебут резко выделялся среди светской знати Испании того времени. Он был довольно образованным человеком и даже сам не чуждался занятий литературой; в частности, ему принадлежат поэтические произведения. Исидор вступил с ним в переписку именно по литературным проблемам.

288. Под астурами подразумевается население северной части Пиренейского полуострова. Об этой войне вспоминает и сам Сисебут в одном из своих стихотворений, говоря о борьбе с басками и кантабрами. Поскольку это стихотворение было написано не позже 614 г., а Сисебут взошел на трон в 612 г., война на севере относится к самому началу правления этого короля. Дело, однако, было не только в мятеже астуров (именно их Сисебут называет кантабрами) и явно помогавших им басков, но и во вмешательстве в эти события франков. Не исключено, что выступление на севере было вызвано подстрекательством франков. Само это восстание началось явно задолго до прихода Сисебута к власти. Франкский герцог Францион с войсками вторгся в Северную Испанию и навязал местному населению уплату дани. По-видимому, эта дань была меньше тех налогов, которые платились толедским королям, поскольку население предпочло франкское владычество вестготскому. И видимо, восстановление вестготской власти на севере стало первой задачей Сисебута. Что касается герцога Рихилана (или Рехилы), то о нем, кроме этого сообщения Исидора, ничего не известно. Исследователи обращают внимание на то, что имя герцога появляется только в краткой редакции труда Исидора, и полагают, что в период между появлением на свет двух вариантов «Истории», то есть между 619 и 624 гг., Рихилан занял позицию, не одобряемую Исидором. За этот промежуток времени Сисебут и его сын Реккаред были сменены Свинтиллой, и, по-видимому, Рихилан, игравший значительную роль при дворе, занял позицию, враждебную Свинтилле. Последний был при Сисебуте одним из его герцогов, и его возведение на престол, вероятно, было связано с какой-то внутренней борьбой в среде вестготской аристократии, и Рехилан, как полагают, мог примкнуть к побежденной группировке. Не исключено, что он и себя представлял возможным кандидатом на престол. Как бы то ни было, Исидор, верный Свинтилле, в более позднем издании своего труда предпочел не называть имя Рихилана, чтобы не вызвать недовольство короля.

289. Рукконы — это те же рунконы, с которыми воевали еще и свевский король Мирон, и Леувигильд. Видимо, рукконы тоже приняли участие в выступлении против вестготов в конце правления Гундемара, и их пришлось заново завоевывать. Это говорит о масштабе общего выступления на севере Испании. Одним из герцогов, воевавших против рукконов, был будущий король Свинтилла.

290. Армии Сисебута удалось овладеть некоторыми городами, находившимися под властью Византии. В частности, были захвачены Астиги (Медина Сидония) и Малака (Малага), что стало важным шагом на пути к полному завоеванию византийской провинции, но завершить его Сисебут не смог. Эта война также имела место в первые годы правления Сисебута, ибо о ней сообщает Исидор уже в краткой редакции своего труда, то есть до 619 г.

291. Смерть малолетнего Реккареда II означала крах попытки Сисебута основать свою династию. Династический принцип наследования королевской власти так и не смог утвердиться в вестготской Испании.

292. Используя уже достигнутые успехи в борьбе с византийцами, в которой он сам принимал активное участие в качестве герцога, Свинтилла решил полностью покончить с их присутствием на Пиренейском полуострове. Этому способствовали и внешнеполитические обстоятельства. На востоке своей империи император Ираклий (Гераклий) вел напряженную борьбу с персами, и ему было не до далекой Испании. В Италии лангобарды все более теснили византийцев, так что власти Равеннского экзархата, которым подчинялся и правитель провинции Испании, тоже не могли оказать реальную помощь находившимся в Испании войскам. Используя такую благоприятную ситуацию, Свинтилла развернул решающее наступление и захватил остатки византийских владений, в том числе город Картагену Спартарию, бывший центром византийской провинции.

293. Речь явно идет о королях лангобардов и франков.

294. Действительно, впервые после крушения римской власти вся Испания оказалась объединенной под властью одного государя. Правда, фактически независимыми оставались баски, но официально Свинтилла мог считать себя и их повелителем, тем более что еще до византийской кампании он совершил победоносный поход против басков.

295. Эти безымянные патриции были главами византийцев в Испании. Свинтилла в последнем поединке с ними использовал не только силу, но и дипломатию. Именно с ее помощью он сумел добиться перехода на его сторону одного из высших византийских офицеров, что, конечно же, облегчило ему победу над вторым.

296. Победы Сисебута и его герцогов не ликвидировали угрозу баскских вторжений, и Свинтилла в самом начале своего правления был вынужден решать и эту проблему. Казалось, что с его победой она была решена. Но на деле баски остались свободными, и более поздним королям снова и снова приходилось иметь с ними дело.

297. Свинтилла был первым королем после Леувигильда, который основал новый город. Этот город с его гарнизоном должен был стать опорным пунктом в борьбе с басками.

298. Перед нами портрет идеального монарха, как его нарисовал сам Исидор в другом своем произведении «Сентенции». Разумеется, этот портрет нельзя принимать на веру и делать из него какой-либо вывод о внутренней политике Свинтиллы. Тот же Исидор будет считать его тираном после его свержения.

299. Вестготские короли, стремясь «забронировать» трон за своим сыном, назначали того соправителем. Так поступил и Свинтилла, но его попытка закрепить престол за своим наследником не удалась, так как он сам был свергнут и соответственно потерял власть.

300. По-видимому, под крутыми горами подразумеваются Карпаты, куда ушла часть вестготов во главе с Атанарихом после появления гуннов. Это была меньшая часть народа, но, поскольку Исидор, видимо, следуя официозной (или даже вполне официальной) точке зрения, ставит именно Атанариха в начале всей линии вестготских королей, отколовшуюся и ббльшую часть вестготов он просто игнорирует.

301. Поэт, цитируемый Исидором, нам не известен. В своем сжатом повторении Исидор не только снова смешивает готов и гетов, но и без разбора употребляет два разных этнонима по отношению к одному и тому же народу.

302. Вестготы действительно приняли участие в войне с вандалами, но заявление об их бегстве еще до всякого столкновения — разумеется, чистое преувеличение, как и последующее упоминание об отказе свевов от защиты перед нападением вестготов.

303. Речь идет о подчинении византийцев в Испании.

304. Вторжение варваров в Галлию произошло в новогоднюю ночь 31 декабря 406 г. Этому благоприятствовало то, что Стилихон, тогда фактически правивший Западной Римской империей за спиной Гонория, для борьбы с готами был вынужден снять войска с Рейна. Враги Стилихона распространяли слухи, что Стилихон, который по отцу сам был вандалом, инициировал это вторжение. И когда его враги сумели привлечь на свою сторону Гонория, то в вину ему было, в частности, вменено, что он побудил варваров вторгнуться на территорию империи. Характерно, что, в отличие от истории вестготов, Исидора совершенно не интересует история вандалов и их отношений с империей до перехода через Рейн, который явился прелюдией к их вторжению в Испанию.

305. Дидим и Вериниан, а также их братья Лагодий и Феодосиол были близкими родственниками, вероятно двоюродными братьями, императора Гонория. Когда узурпатор Константин подошел к Пиренеям, они собрали свои частные армии и в течение почти трех лет упорно обороняли пиренейские проходы, не давая ни войскам узурпатора, ни варварам прорваться в Испанию.

306. Дело обстояло несколько иначе. Не получая никакой помощи от равеннского правительства, братья в конце концов были разбиты, что вынудило их отступить. Они еще пытались сопротивляться, но неудачно. Лагодий бежал в Константинополь, а Феодосиол — в Равенну Братья же Дидим и Вериниан были захвачены сыном Константина Константом, которого тот объявил Цезарем, вместе с женами увезены в Галлию и там казнены. Констанций не имел к их гибели никакого отношения, и ни в каком стремлении к тирании братья обвинены не были. Исидор явно хочет снять вину за вторжение варваров в Испанию с уроженцев этой страны.

307. Как можно видеть из Хроники Идация, испанцы в ряде случаев оказывали варварам упорное сопротивление.

308. Гундерих стал королем вандалов незадолго до вторжения в Галлию, в 406 г., и правил почти 22 года. Но Исидор говорит только о времени правления этого короля на испанской земле, после вторжения в Испанию в 410 г.

309. Спалис — это Гиспалис, совр. Севилья.

310. Гейзерих, как уже говорилось, был сводным братом Гундериха. Он правил даже не 40 лет, как сообщает Исидор, а почти 50. Сообщение о его прежней приверженности католицизму, и об этом тоже уже говорилось, — вероятнее всего, легенда.

311. Мирный договор между Валентинианом III и Гейзерихом был заключен в 435 г., и по его условиям вандалы получили для заселения значительную часть африканских владений Западной Римской империи (вероятно, Мавретанию и Нумидию). Но уже в 439 г. вандалы нарушили этот договор, вторглись в провинцию Африка и захватили Карфаген, который стал столицей Вандальского (точнее, ВандалоАланского) королевства.

312. Об этом сообщает и Идаций, из Хроники которого Исидор и заимствовал эти сведения. Исидор рассказывает и о дальнейшей истории вандалов в Африке, но эти сведения не имеют отношения к истории Испании.