ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ

РАСЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ЗВЕЗД 1

DE CURSU STELLARUM RATIO

ВО ИМЯ ХРИСТОВО НАЧИНАЕТСЯ РАСЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ЗВЕЗД И КАК СЛЕДУЕТ НАБЛЮДАТЬ ЗА НИМИ ВО ВРЕМЯ БОЖЕСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

(1) Многие из философов в свободное от наук время писали о семи величайших чудесах света. О некоторых из них я предпочел умолчать, чтобы рассказать о других, более достойных восхищения красотой или человеческим искусством.

(2) Первым чудом мы называем Ноев ковчег, созданный по повелению Божьему таким образом, что длина его была триста, ширина — пятьдесят, а высота — тридцать локтей. Мы прочли 2, что в этом ковчеге было два или три отделения и вся постройка его рассчитана была в локтях. С боку его сделано было небольшое отверстие и дверь. И в нем из всех птиц небесных, из всех скотов земных, из всех пресмыкающихся по роду их и вместе с ними восемь людей спаслись для обновления мира после водного потопа. [158]

(3) Вторым чудом назовем Вавилон, описание которого у Орозия 3 таково: ”[Вавилон] расположен на дивной широкой равнине и потому виден отовсюду. Прекрасен облик [города], чьи стены равны [по длине] и расположены так, что образуют квадрат. Рассказывают, что прочность и величина [этих] стен почти невероятны, а именно: в ширину [они достигают] пятьдесят локтей, в высоту же — вчетверо больше. Кроме того, длина их равна четыремстам восьмидесяти стадиям, выложены же они из обожженного кирпича и залиты асфальтом; с внешней их стороны — сто медных ворот. По всей длине на вершине стен [видны] остроконечные зубцы, по обеим сторонам от ворот — помещения для стражников, в центральном проеме же могут разъехаться квадриги. Дома внутри стен по всем четырем сторонам невероятно высоки и вызывают восхищение” 4. Вавилон — первый город, построенный после восстановления человеческого рода великаном Нимродом.

(4) Третье чудо — храм Соломона, дивный не столько своим размером, сколько убранством. ”И построил он храм, стены которого внутри от пола до потолка обложил кедровыми досками; и внутри обложил его деревом и покрыл пол храма кипарисовыми досками. И устроил в задней стороне храма, в двадцати локтях от края, стену, от пола до потолка обложенную кедровыми досками, и устроил внутри храма давир 5 для Святого святых. Длина храма снаружи давира была в сорок локтей, и внутри он весь был обложен кедром с точеными стыками и выступающей резьбой; все было покрыто кедром, камня видно не было. Давир же внутри храма он приготовил для того, чтобы поставить там Ковчег Завета Господня. И давир был длиною в двадцать локтей и шириною в двадцать локтей; он обложил его чистым золотом, а жертвенник обложил кедром. И обложил Соломон храм перед жертвенником чистым золотом, и прикрепил пластины золотыми гвоздями. И не было в храме ничего, что не было бы покрыто золотом, и весь жертвенник обложил он золотом. И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, высотою в десять локтей. Одно крыло херувима было в пять локтей, так что десять локтей было от конца одного крыла его до конца другого. В десять локтей был и другой херувим, одинаковой меры с первым. И поставил он херувимов во [159] внутренней части храма, и обложил их золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и различные картины, словно выступающие и выдающиеся из стен; и пол в храме обложил золотом во внутренней и передней части. Для входа в давир сделал две двери из масличного дерева и пять четырехугольных столбов и вырезал на них изображения херувимов и пальмовых дерев, и покрыл их золотом. И у входа в храм сделал столбы из масличного дерева четырехугольные, а на другой стороне две двери из кипарисового дерева; и каждая из дверей двойная и открывается в обе стороны. И вырезал на них херувимов и пальмы и другие выступающие резные изображения” 6. И еще много удивительного сотворил он там, рассказывать о чем было бы слишком долго.

(5) Четвертое [чудо] — гробница персидского царя 7, высеченная с удивительным мастерством из цельного аметиста; снаружи на ее дверях резные изображения людей, зверей и птиц; также она украшена резными деревьями с листьями и плодами.

(6) Пятое [чудо] — статуя колосса, отлитая на острове Родос из расплавленной меди; высота ее столь велика, что едва ли мог бы кто-либо добросить камень до ее вершины, и покрыта [эта статуя] золотом. Также рассказывают многие, что человек может добраться до самой головы колосса через голень, если отыщет вход, через который сможет проникнуть [внутрь]. Утверждают также, что голова этой статуи вмещает двадцать два модия 8 пшеницы.

(7) Шестое [чудо] — театр в Ираклее 9, высеченный из единой скалы, так что все сооружено на одном склоне, как стены снаружи, так и свод, углубления, ступени и сиденья внутри; вся эта постройка выполнена из одного камня и покрыта ираклейским мрамором.

(8) Седьмое [чудо] — Александрийский маяк, воздвигнутый над четырьмя крабами дивной величины, ибо не могли быть малы по размеру те, кто поддерживает тяжесть, столь огромную как по высоте, так и по ширине. Говорят, что даже если человек, распростершись, ляжет на клешню [одного из крабов], [все равно] не сможет накрыть ее [целиком]. Маяк же этот с помощью соломы, [160] находящейся в общем пользовании, зажигается ночью, чтобы в дождь и ветер заблудившиеся мореплаватели, не видя звезд, знали, куда направить паруса.

(9) Известно, однако, что эти чудеса, сооруженные по повелению Божьему или же по измышлению человеческому, все же созданы людьми, и потому некоторые уже разрушились иные же близки к разрушению. Однако существуют и другие чудеса; творением Своим наш всемогущий Господь либо каждый день обновляет их в этом мире, либо восстанавливает круговорот по завершении года. Первые из них суть проявления щедрости [Господней], и это движение океана или плоды земные; другие же — проявление добродетели [Его], и это солнце, луна, звезды и феникс; наконец, последние уличают грешников и являют адский огонь, и это Этна и Гренобльский источник. Это — [истинные] чудеса, которые не стареют от времени, не разрушаются ни от какой напасти, не подвержены никакой порче, до тех пор пока Господь не повелит исчезнуть этому миру.

(10) Первое [чудо] из всех — движение морского океана, когда в определенные дни он расширяется, так что, достигнув берега, накрывает его, и, отступая обратно, оставляет путь сухим; тогда люди, ступая по сухой земле, собирают несметное множество рыб и различных водорослей. Таково первое чудо, приготовленное Богом для рода человеческого, дивное красотой и вызывающее благоговение.

(11) Второе [чудо] подобно первому и заключено в появлении из зерен плодов, а из плодов — деревьев. Когда с приходом лета в землю бросают семена и распахивают пашни, [растения] устремляются вверх, украсившись плодами и колосьями и изнутри питаются молочным соком. Так и Господь, сеятель духовного учения, иносказательно выразил воздействие слов Своих, которые бросал он в народы, говоря: ”Таково слово Божие, подобное тому, как если человек бросит семя в землю, и встает ночью и днем; и земля сама собою производит сперва побег, потом колос, потом полное зерно в колосе” 10. А апостол Павел так изобразил воскресение, говоря: ”То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет 11. Так, говорит, и при воскресении мертвых: сеется в немощи, восстает в силе” 12, [161] и так далее. Такова и природа деревьев, которые, как я полагаю, олицетворяют само воскресение, так как зимой они, лишенные листьев, подобны мертвым, весной же покрываются листьями и украшаются цветами, а летом полнятся плодами. Хотя об этом чуде мы говорим иносказательно, все же лучше для подлинного благоденствия народов, чтобы человек знал, что получает пищу от Того, Кто создал его из ничего.

(12) Третье [чудо] — феникс, о котором Лактанций 13 говорит так: ”Птица эта примечательна величиной, дивна перьями, когтями и глазами, ни с какой другой птицей не связывают ее ни дружеские, ни брачные узы, и неизвестно людям, каков род ее: мужской, женский или средний. По прошествии тысячи лет [феникс] устремляется в место, высотой превосходящее все места в мире, где трава зелена летом и зимой, и посреди того места есть большой источник, полноводный и прекрасный тихим течением. На берегу его растет дивное дерево, высотой превосходящее остальные деревья рощи, и на его вершине из различных видов снадобий феникс сооружает себе то ли гнездо, то ли гробницу, сидя в которой он притягивает благовонные вещества и окутывает себя ими. Затем он начинает петь чудные песни на различные мелодии и, поднявшись из гнезда, погружается в водные потоки. Повторив это три или четыре раза, он опять поднимается в гнездо и снова окутывает себя принесенными благовониями. Когда встает солнце, его первый свет разжигает огонь, и в охваченном пламенем гнезде феникс сгорает до тла. Затем опаленный пепел, собравшись, сбивается в один ком, имеющий форму яйца, после чего феникс восстает снова и, вновь вернувшись к жизни, находит еду сам, и, еще даже не оперившись, не нуждается ни в одном человеке, который бы ухаживал за ним. Питаясь лишь небесной росой, феникс возвращается к прежнему виду и вновь, освежив перья и цвет, обретает тот же облик, какой имел перед смертью” 14. Это чудо явлется символом и образом воскресения, ведь так и [162] человек, сотворенный из праха, под пение трубы воскреснет из собственного пепла.

(13) Четвертое [чудо] — гора Этна на острове Сицилия. Она извергает живой огонь и высокие столбы пламени, осыпая окрестности серой и приводя в ужас [жителей]. Публий Мантуанский 15 так говорит о ней в третьей книге ”Энеиды”:

Бухты огромной покой никогда не тревожат там ветры,
Но громыхает над ней, словно рушась, грозная Этна:
То извергает жерло до неба темную тучу -
Дым в ней, черный как смоль, перемешан с пеплом белесым, -
И языками огня светила высокие лижет...
16

Но если бросить что-либо в кратеры, откуда поднимается это пламя, оно тотчас же извергнется. Вспоминает эту гору и Юлий Тициан 17 такими словами: на Сицилии четыре величайших горы — Эрик, Нимрод, Нептун и Этна. Весьма часто наблюдали, как Этна низвергала пламя с вершины, что считалось предвестием близкого конца света 18. Однако когда в Риме впервые услышали, что Этна пылает, по причине такого предзнаменования совершены были искупительные жертвоприношения.

(14) Пятое [чудо] заключено в Гренобльских источниках, которые одновременно изливают как влагу, так и огонь. Ведь можно видеть 19, как языки пламени вздымаются над чистыми водами, но если зачерпнешь воду посреди пламени — не обожжешься, выпьешь — не загораешься, захочешь перенести ее — и тебя не охватит огонь. Ежели поднесешь восковую свечу или факелы, так чтобы они касались пламени, они возгорятся; если же протянешь туда руку, она не сгорит. Потому и говорит некий Иларий 20: [163]

Если же горят языки пламени, зачем вы существуете, волны?
Если же воды высыхают, зачем ты существуешь, огонь?
В глубинах вод укрыт враждебный огонь,
О происхождении всего повелевает рука свыше...

О дивное чудо божественного могущества! Один источник рождает и огонь, и воды, так чтобы все узнали, что во владычестве его причастятся и свежести славной жизни и вкуса вечной смерти, и узнали, что языкам пламени не дана власть наносить вред телу человеческому, которое, если человек этот был грешен, они получат на вечное сожжение после Страшного суда.

(15) Шестое [чудо] было создано еще до тех творений 21 Господних, [о которых мы писали выше.] однако оно превосходит остальные по своему значению: его Господь, творец всего, предписал славить во время дневной службы. Воистину, с великом восхищением можно наблюдать, как само солнце, словно находясь в услужении, каждый день дарит миру свет, что оно освещает как восток, так и запад, что, теплом своим делая земли плодородными, оно содействует появлению плодов.

(16) Седьмое чудо таково, что каждые пятнадцать дней луна либо растет до полноты, либо уменьшается до незначительных размеров. Мы дивимся и тому, что звезды, взошедшие на востоке, заходят на западе, и что те, которые появляются посреди неба, направляясь на север, движутся по окружности, а не по прямой, как и тому, что одни можно наблюдать весь год, другие же появляются лишь в определенные месяцы. Расчет их движения, ежели повелит Господь, я хотел бы, насколько позволяет опыт, поведать незнающим. Имена, которые дал этим звездам Марон или другие поэты, я опущу 22, нарекая их либо так, как обыкновенно мы зовем их по своему невежеству, либо в соответствии с тем, что изображают сами созвездия, то есть крест, серп и другие знаки. Я не обучаю астрологии и по звездам не предсказываю будущее, но, поскольку движение их разумно осуществляется во славе Господней, я побуждаю тех, кто в эти часы желает со вниманием участвовать в службе, вставать среди ночи и молиться Господу.

(17) Расчет солнца, как и сколько часов оно светит в тот или иной месяц, таков: хотя во все времена года считают двенадцать [164] часов, они имеют не равную длину, если же хочешь считать длину равной, в длинных днях, как мы и сказали, следует насчитывать 15 часов.

1.JPG (28335 Byte)

Светит же солнце:

В месяце январе 10 часов

В месяце феврале 11 часов

В месяце марте 12 часов

В месяце апреле 13 часов

В месяце мае 14 часов

В месяце июне 15 часов

В месяце июле 14 часов

В месяце августе 13 часов

В месяце сентябре 12 часов

В месяце октябре 11 часов

В месяце ноябре 10 часов

В месяце декабре 9 часов

(18) Расчет луны таков:

 

21.JPG (12225 Byte)

2.JPG (24566 Byte)

22.JPG (25614 Byte)

 

Следует также знать, что летом, когда ночи короче, луна перемещается по тому пути, которого солнце придерживается зимой; [165] зимой же, когда ночи более длинные, — по тому пути, которого солнце придерживается летом.

(19) Каким именно образом следует наблюдать за движением звезд, я посчитал нужным в отдельных местах обозначить пурпурным цветом.

(20) Эта звезда 23, которую некоторые зовут Алой 24, восходит в сентябре и видна утром, однако сперва она появляется в начале ночи, а уже потом снова восходит утром. В сентябре она светит в первый час, в октябре во второй, в ноябре в третий, в декабре и в январе в восьмой, в феврале в восьмой, в марте в седьмой, в апреле в шестой, в июне в четвертый, в июле в третий, в августе во второй, а в сентябре, как мы уже сказали, она восходит в первый час ночи. Перед ней же появляется другая звезда, меньшая по размеру 25.

3.JPG (15764 Byte)

(21) Эти звезды зовутся некоторыми Сигмой, или Стефадием 26. Когда наступает октябрь, они появляются с наступлением вечера, [потом] заходят, восходят же [снова] утром и светят во второй час. В ноябре они появляются в начале ночи, но восходят утром и светят в четвертый час. В декабре в шестой, в январе в девятый, в феврале в восьмой, в марте в седьмой, в апреле в [166] шестой, в мае в пятый, в июне в четвертый, в августе же менее утром, а более вечером.

4.JPG (11492 Byte)

(22) Эти звезды мы зовем Омегой 27, так как они напоминают эту букву. Они следуют за теми звездами, что мы назвали выше, и предшествуют Большому Кресту.

5.JPG (20165 Byte)

(23) Эти звезды образуют Большой Крест 28, который восходит на востоке, поскольку так он взошел и в начале мира, как сие было провозглашено среди пророков и патриархов; когда же он, взойдя, виден будет на западе, этим Господь, надо думать, укажет на время заката мира.

6.JPG (12153 Byte)

(24) Эти звезды некоторые зовут Малым Крестом 29, иные же — Альфой, ибо находятся они слева от Большого Креста и близ двух [167] меньших, которые появляются внизу и которым предшествует Трион.

7.JPG (8266 Byte)

(25) Эти звезды именуются Трионом 30. Те звезды, которые, как мы сказали, означают Омегу, в декабре восходят в начале ночи, заходят и снова восходят утром. Светят в этом месяце в третий час, в январе в четвертый час, в феврале в пятый, в марте в шестой, в апреле в седьмой, в мае в девятый, в июне в десятый. В июле же они восходят с наступлением вечера, будто бы в пятый час, светят же в четвертый час. В августе светят в седьмой, в сентябре в пятый, в октябре в четвертый, в ноябре в третий час. Среди них ярче всех одна, как мы говорили выше. Крест же появляется приблизительно через час после них. Те звезды, которые обозначают альфу, появляются спустя еще час, и писать о каждой из них нет необходимости. Они движутся по тому же пути, что и солнце в месяце июне.

8.JPG (14584 Byte)

(26) Эти звезды называют Знамением Христовым 31, так как они напоминают его, и среди них одна ярче других. В апреле месяце они восходят ранним утром и светят во второй час, в мае [168] в третий, в июне в пятый, в июле в шестой. В августе восходят с наступлением вечера и светят всю ночь. В сентябре светят в седьмой час, в ноябре в шестой, в декабре в пятый, в январе в четвертый, в феврале в третий. В середине марта светят во второй час и движутся по тому же пути, что и звезды созвездия Триона, в апреле и мае восходят с наступлением вечера, заходят и [снова] восходят утром.

9.JPG (21284 Byte)

(27) Эти звезды некоторые именуют Драконом 32. В августе они восходят ранним утром и светят в первый час, в сентябре в третий, в октябре в пятый, в ноябре в шестой, в декабре в восьмой, в январе в десятый, в феврале в восьмой, в марте в седьмой, в апреле в пятый, в мае во второй. В июне и июле они обычно не видны.

10.JPG (13561 Byte)

(28) Эти звезды некоторые именуют Глыбой, иные Плеядами 33, большинство же Бутрионом. В июне месяце они восходят и светят утром в первый час, в июле в третий час, в августе в четвертый час, в сентябре в шестой час, в октябре в седьмой час, в ноябре в восьмой, в декабре в девятый час, в январе в восьмой, в феврале в седьмой час, в марте в третий час, в апреле в первый час, в мае же не видны. [169]

11.JPG (13657 Byte)

(29) Эти звезды, следующие за названными выше, некоторые именуют Феретрум 34, или носилки. Восходят они в середине июля месяца, появляясь спустя два часа после предшествующих. Движутся они по тому же пути.

12.JPG (18229 Byte)

(30) Эти звезды, которые некоторые называют Серпом 35, вначале восходят в августовские календы. Они восходят на два часа позже, чем созвездие Феретрум, и движение их в отдельные месяцы мы не описали потому, что посчитали достаточным сказать, что они появляются спустя два часа после предшествующих. Следует также знать, что в месяцах мае, июне и июле они не видны, а когда восходят, придерживаются того же пути, по которому солнце движется в мае и августе.

13.JPG (7664 Byte)

(31) Эти звезды 36 следуют за Серпом, отличаясь тем, что появляются на два часа позже и движутся по тому же пути, [170] что и солнце в сентябре и апреле. Они светят в начале вечера, но недолго.

14.JPG (12318 Byte)

(32) Эти звезды, именуемые некоторыми Пятеркой 37, появляются с южной стороны [неба] через час после предыдущих, [находясь] невысоко [над землей], и движутся по тому же пути, что и солнце в месяце феврале.

15.JPG (14460 Byte)

(33) Что можно сказать о звездах, которые люди несведущие именуют Повозкой 38, поскольку они восходят и заходят не так, как остальные звезды? Мы не умолчим о том, что знаем о них. Ученые называют их Семизвездием (Septentrio) по их числу, потому и часть света, в которой они находятся, некоторыми также зовется septentrio, мы же называем ее севером (aquilo). Эти звезды появляются всегда с северной стороны [неба]. Когда летом ночи становятся короче, они появляются довольно низко [над землей] и движутся по направлению к западу. Когда же дело идет к осени, ночи начинают удлиняться, и эти звезды восходят на небе все выше, и так до тех пор, пока ночи снова [171] не начнут укорачиваться. Также следует знать, что зимой, когда близится утро, они движутся к востоку и в каждый год восходят одинаково.

16.JPG (9475 Byte)

(34) Эта звезда многими сведущими людьми именуется Кометой. Не всегда, но наиболее часто она появляется [на небе] либо к смерти короля, либо к бедствиям для страны. Узнать это можно следующим образом. Если она появляется, сверкая, словно увенчанная короной из длинных волос, она предвещает смерть короля; если же, подобная мечу и рдеющая, с чернотой рассыпает лучи света, указывает на бедствия для страны. Так она появилась и в районе Арвернов 39 перед чумой, целый год вися [в небе] над этой областью 40. О том, что комета приносит подобные беды, Пруденций 41 говорит в гимне святой Епифании, сообщая о звезде, [возвестившей] рождество Христово:

Появилась комета, предвещающая беду,
И, словно звезда,
Окружила себя огнем,
И зашла, освещая путь Бога 42.

Ведь и перед смертью короля Сигиберта 43 [на небе] видели комету 44. [172]

(35) Мы поведали о восходах и заходах, или движениях, звезд, образующих несколько созвездий, которые, полагаем, мы описали достаточно. Теперь же поведаем о том, каким образом благочестие человеческое может возвыситься, чтобы служить службу Господню. Возможно, кто-то смутится тем, что мы начали вступление не с месяца марта или со дня Рождества Христова; пусть знает он, что это потому, что звезда, которая видна в марте, восходит в другом месяце.

(36) СЕНТЯБРЬ.

17.JPG (5954 Byte)

В сентябре восходит яркая звезда, которую выше мы назвали Алой; рядом с ней видна звезда поменьше. Если в сентябре она восходит в утренние часы, следует пропеть пять псалмов в антифонах 45 во славу Господню. Если же посреди ночи ты не увидишь на небе это созвездие, наблюдай за Серпом и начинай службу, когда он вступит на то место, где бывает солнце в пятом часу дня. Если же ты захочешь совершить полное ночное бдение, начинай службу, когда появятся звезды, которые выше мы назвали Бутрионом, заверши же [ее] с пением петухов, прочтя до утренней службы восемьдесят псалмов в антифонах.

(37) ОКТЯБРЬ. В октябре восход созвездия Серп указывает на середину ночи. Завершив ночную службу с пением петухов, пропой девяносто псалмов в антифонах. Затем подожди, пока взойдет Алая звезда, и когда она займет то место, где бывает солнце во втором часу дня, пропой десять псалмов, если станешь бить в колокол к утренней службе.

(38) НОЯБРЬ. В ноябре, когда ночи [становятся] длиннее, Серп восходит в пятый час ночи. Если ты встанешь в этот час, отслужи ночную службу и с пением петухов пропой сто десять псалмов. Когда в третий час появится Алая звезда, если звенит [173] колокол, на утренней службе прочти не менее двенадцати псалмов в антифонах.

(39) ДЕКАБРЬ. В декабре Серп восходит в четвертый час ночи. Если ты встанешь в это время, с пением петухов дважды исполни ночные гимны, то есть шестьдесят псалмов (ибо перед Рождеством Христовым ты должен служить усерднее), а остальные псалмы спой в антифонах. Если ты звонишь в колокол, когда восходит Алая звезда, следует тотчас пропеть тридцать псалмов. За ней восходят звезды, которые мы назвали Сигмой. Далее восходят в этом месяце звезды, предшествующие Большому Кресту и названные нами Омегой, из которых тебе будет удобнее наблюдать одну, ибо она ярче и медлительней других.

18.JPG (16860 Byte)

(40) ЯНВАРЬ. В январе после окончания ночной службы восходят те звезды, среди которых, как мы уже сказали, следует наблюдать за той, которая ярче других; если ты начинаешь утреннюю службу, когда она вступает на то место, где бывает солнце в третьем часу дня, следует пропеть пятнадцать псалмов.

(41) ФЕВРАЛЬ. В феврале, если ты начинаешь ночную службу с восходом звезды, которую мы назвали наиболее яркой среди перечисленных, знай, что уже середина ночи. Если колокол к утренней службе звенит, когда эта звезда вступает на то место, где бывает солнце в четвертом часу дня, следует исполнить двенадцать псалмов.

(42) МАРТ. В марте, когда начинается четыредесятница, ты Должен служить еще усерднее. Если ты встанешь, когда эта звезда [174] вступит на то место, где бывает солнце во втором часу дня, отслужи ночную службу и с пением петухов прочти псалмов в два раза больше, чем мы сказали выше, то есть шестьдесят. Исполнив их, пропой двадцать псалмов в антифонах, до того как звезда вступит на то место, где бывает солнце в пятом часу дня. Если ты в это время начнешь утреннюю службу, до рассвета пропой тридцать псалмов в антифонах.

(43) АПРЕЛЬ. В апреле, если все еще продолжается четыредесятница, соблюдай то же, что установлено выше для марта. Если хочешь встать позже, наблюдай самую яркую звезду из тех, которые, как мы сказали, образуют Знамение Христово. С ее восходом пропой восемь псалмов в антифонах, когда колокол станет звонить к утренней службе.

19.JPG (14209 Byte)

(44) МАЙ. Когда эта звезда восходит в мае, понаблюдав также за движениями [других звезд], завершай ночную службу с пением петухов. Когда она займет то место, где бывает солнце в третьем часу дня, начиная утреннюю службу, исполни семь псалмов в антифонах.

(45) ИЮНЬ. Когда она восходит в июне, служи так же, и когда она вступит на то место, где бывает солнце в четвертом часу дня, с началом утренней службы пропой пять псалмов. В восьмой день июньских календ восходят звезды, которые мы назвали Бутрионом. В последующие месяцы ты сможешь наблюдать их ясней.

(46) ИЮЛЬ. В июле, поскольку ночи довольно коротки, у тебя будет меньше возможности для исполнения службы, как когда ты [175] совершаешь полное ночное бдение, так и когда

встаешь на службу посреди ночи. Однако если с появлением этих звезд звенит колокол, прочти шесть псалмов.

20.JPG (18998 Byte)

(47) АВГУСТ. Когда эти звезды восходят в августе, наблюдай за их движением ночью и в другие часы. Далее, когда они вступят на то место, где бывает солнце в третьем часу дня, с началом утренней службы прочти семь псалмов в антифонах. Если ты совершаешь полное ночное бдение, пропой всю Псалтирь.

Пер. с лат., коммент. Ю. А. Ефремовой


Комментарии

1. Перевод выполнен по изданию: Gregorius Turonensis. De cursu stellarum ratio // MGH. SSRM. T. I, pars II / Curaverunt B. Krusch et W. Levison. Hannoverae, 1885. P. 857-872.

2. По всей видимости, речь идет о сочинении Иеронима Стридонского ”Две книги против Иовиниана” — ”Simulque si area plures habuit mansions et niduos et bicamerata et tricamerata et diversas bestias” (Hieronimus. Adeversus Iovinianum. I. 17)

3. Павел Орозий (385-420), историк и христианский теолог.

4. Григорий неточно и, очевидно, по памяти цитирует ”Историю против язычников” Павла Орозия: Paulus Orosius. Historiae adversus paganos. II. 6.

5. Отделение в Храме Соломона, где был поставлен Ковчег Завета.

6. Григорий неточно цитирует текст Писания: 3 Цар. 6: 15-35.

7. Имеется в виду гробница царя Мавсола (IV в. до н.э.) в Галикарнасе (Малая Азия).

8. Единица объема, равная 8,754 л.

9. Остров в Эгейском море, относится к группе Малых Киклад.

10. Мк. 4:26-28.

11. 1 Кор. 15: 36.

12. 1 Кор. 15: 42-43.

13. Луций Целий Лактанций Фирмиан (ок. 250 — ок. 325), христианский апологет.

14. По мнению исследователей, Григорий цитировал текст сочинения Лактанция по памяти, не имея возможности свериться с оригиналом: Broek R. Van Den. The Myth of the Phoenix Accroding to Classical and Early Christian Traditions. Leiden, 1971. P. 184. В некоторых деталях вариант мифа о фениксе, который мы находим у Григория, расходится с текстом ”О птице фениксе” Лактанция, что, по всей видимости, свидетельствует об использовании Григорием других источников.

15. Публий Вергилий Марон (70-19 до н.э.), великий римский поэт, уроженец г. Мантуи.

16. Вергилий. Энеида. Книга III. 570-574 // Вергилий. Буколики. Георгики Энеида / Пер. С. Ошерова; Под ред. Ф. Петровского. М., 1979. С. 194.

17. Юлий Тициан (III в.), ритор, автор перевода на латынь басен Эзопа.

18. Мы переводим как finem (по варианту, предложенному Ф. Хаазе) вместо fide; как creditum est (по Парижскому кодексу) вместо credentium (по Бамбергскому кодексу).

19. Мы переводим как videtur по Венскому кодексу, а не как videas (по Бамбергскому кодексу).

20. Скорее всего, Иларий Арелатский (ок. 400 — ок. 450), епископ города Арелат (совр. Арль), проповедник. Возможно также, что речь идет о св. Иларии, епископе Пуатье (ок. 315-367).

21. Мы переводим как opera по Венскому кодексу, а не как opere (по Бамбергскому кодексу).

22. Григорий отказывается от античных названий созвездий, наделяющих последние мифологическим происхождением или божественной природой.

23. Главы с 20 по 34 в Бамбергской рукописи предваряются изображениями созвездий.

24. Арктур (а созвездия Волопаса). Здесь и далее названия созвездий по: Bergmann W., Schlosser W. Gregor von Tours und der ”rote Sirius”. Untersuchungen zu den astronomischen Angaben in De cursu stellarum ratio // Francia. 1987. Vol. 15. P.60.

25. Звезда h созвездия Волопаса.

26. Созвездие Северной Короны. Stefadium — полукруглое обеденное ложе.

27. Созвездие Лира.

28. Созвездие Лебедь.

29. Созвездие Дельфин.

30. Созвездие Орел.

31. Созвездие Возничего

32. Созвездие Близнецов.

33. Плеяды — рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца.

34. Возможно, речь идет о Гиадах, вместе с Плеядами входящих в созвездие Тельца.

35. Созвездие Орион.

36. Созвездие Малый Пес.

37. Созвездие Большой Пес.

38. Созвездие Большой Медведицы.

39. Имеется в виду эпидемия 571 г. в Клермоне.

40. Ср.: Nam et stilla, quam quidam comiten vocant, radium tamquam gladium habens, super regionem illam per annum integrum apparuit, et caelum ardere visum est, et multa alia signa apparuerunt (Gregorius Turonensis. Historiarum Liber IV. 31).

41. Аврелий Пруденций Клемент (348 — после 405), римский христианский поэт, автор ”Катемеринона” (”Ежедневника”), сборника гимнов для каждодневных молитв.

42. Tristis cometa intercidat. / Et si quod astrum Sirio / Fervet vapore, iam Dei / Sub luce destructum cadat (Prudentius. Cathemerinon. XII. 21-24). В появлении этой звезды Пруденций видит одновременно предвестие пришествия Христа и его власти над миром.

43. Сигиберт I (535-575), король франков (561-575 гг.) из династии Меровингов, правил в Австразии. Об убийстве Сигиберта, совершенном в 575 г. людьми Хильперика, Григорий рассказывает в ”Истории франков” (IV. 51).

44. Ср.: In ео anno fulgorper caelum discurrisse visus est, sicut quondam ante mortem Chlothari factum vidimus (Gregorius Turonensis. Historiarum Liber IV. 51).

45. Антифон — богослужебное песнопение, исполняемое двумя хорами попеременно.

(пер. Ю. А. Ефремовой)
Текст воспроизведен по изданию: Трактат Григория Турского "Расчет движения звезд" как исторический источник // Средние века, Вып. 71 (3-4). 2010

© текст - Ефремова Ю. А. 2010
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
© OCR - Николаева Е. В. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Средние века. 2010