Комментарии

1. ...слова наших... —  Под «нашими» Григорий Турский имеет в виду галло-римскую знать, к которой Григорий и сам принадлежал, отличавшуюся от остальной массы населения Галлии своей образованностью. Подобное выражение встречается к в его сочинении «О чудесах св. Мартина» (II, 1 // MGH. SRM. Т. 1. Р. 609).

2. ...я католик. — Употребляемые Григорием Турским термины «cathlicus» («католик») и «fides catholica», «lex catholica» — «католическое вероисповедание», иногда «religio nostra» — «наша вера» б его время еще не имели того канонически устойчивого и оформленного содержания, которое они приобрели позднее, к моменту разделения церквей в XI в. на западную — римско-католическую и восточную — византийско-православную. Во времена Григория слово catholicus означало «сторонник учения, признанного вселенскими соборами» или «православный, исповедовавший истинную веру». Католическое вероисповедание противопоставлялось широко распространенному тогда течению в христианстве — арианству (по имени основателя учения Ария), осужденному Никейским вселенским собором (325) и признанному ересью. Арианство в V-VI вв. особенно было распространено среди германских племен — готов, бургундов, лангобардов. Григорий на протяжении всей книги последовательно противопоставляет свои взгляды католика взглядам еретиков-ариан. Острота этой борьбы обусловливалась еще и тем, что она велась не только на чисто религиозной почве, но и переплеталась с военно-политической борьбой исповедовавших католическую веру меровингских королей с готами и бургундами, которые в массе своей приняли арианство.

3. ...что было установлено 318 епископами в Никее. — В 325 г. н. э. в Никее (Малая Азия) заседал первый Вселенский собор епископов христианской церкви Римской империи, созванный императором Константином в целях борьбы с арианством. Никейский собор объявил арианство ересью и выработал так называемый «символ веры», в котором было кратко сформулировано вероучение ортодоксальной христианской церкви. По приказанию императора исповедание «символа веры» было признано обязательным для всех христиан.

4. ...«И увидите мерзость запустения, стоящую на месте святом». — Мф., 24, 15.

5. ...«О дне же том или часе никто не знает... но только Отец». — Мк., 13, 32.

6. ...«И буду им Отцом, и они будут Мне сынами». — 2 Кор., 6, 18.

7. Евсевий Кесарийский (264-340) — видный римский историк церкви, написавший «Церковную историю» в десяти книгах, где последовательно была изложена официальная история христианской церкви, и «Хронику», в которой дан краткий обзор событий всемирной истории, доведенной до 20-х годов IV в. Григорий Турский пользовался «Церковной историей» Евсевия в латинском переводе с продолжением историка Руфина (III в.). Греческого языка Григорий Турский не знал.

8. Иероним Блаженный (ок. 348-420) — богослов, переводчик «Хроники» Евсевия и Библии с греческого на латинский язык. Григорий Турский ссылается здесь на «Хронику» Иеронима, которая при переводе была дополнена и расширена Иеронимом с двадцатого года правления императора Константина (с 306 по 337) до смерти императора Валента (378).

9. Орозий Павел (род. ок. 380, год смерти неизвестен) — римский историк, написавший «Семь книг истории против язычников» — своеобразный очерк всемирной истории от «сотворения мира» до 417 г. В этом сочинении дается периодизация истории по «мировым царствам». Все исторические события рассматриваются автором с точки зрения торжества христианства и неизбежности гибели язычества. Труд Орозия был своего рода руководством по всемирной истории в течение всего средневековья.

10. Викторий — родом из Аквитании. В 457 г. он составил пасхальный календарь (canon paschalis), введенный во всей Галлии со времени собора в Орлеане в 541 г.

11. ...«Душою живою». — 1 Кор., 15, 45.

12. ...«без пятна и порока»... — Еф., 3, 27.

13. ...омытую из-за пятна, на кресте простертую из-за порока. — Предполагается, что "пятно" и «порок» относятся к человеку после грехопадения.

14. ...радостей рая... — В подлиннике: amoena paradisi; ср. евр. eden — «нега, сладость, наслаждение» — для обозначения рая (Эдем),

15. ...бoг милостиво принял жертву от одного [Авеля], другой [Каин]... возмутился... — По библейскому сказанию, Авель посвятил богу первородных ягнят от стада своего. Бог благосклонно принял дары Авеля, а на подношения Канна (плоды земли) даже не посмотрел, но сказал Каину, когда тот этим огорчился, что если он будет творить добро, жертва его будет принята, если же будет творить зло, у порога его станет грех. Каин не внял предостережению бога и, снедаемый завистью, коварно убил Авеля, за что был проклят богом. (См.: Быт., 4, 3-12).

16. ...«И ходил Енох перед Богом... Бог взял его.»-Быт., 5. 24.

17. ...называвшейся прежде Хеврон, как ясно сказано в книге Иисуса Навина. — Еще ранее Хеврон назывался Кириаф-Арба. См.: Нав., 14, 15.

18. ...рассеялся род человеческий по всей земле. — Ср.; Быт., 9, 19.

19. ...он первым стал изобретателем всякого волшебства и идолопоклонства. — Ср.: Августин. О граде божием (21, 14), где такими же словами характеризуется Зороастр (грецизированное имя библейского Хуша, персидское имя — Заратуштра). Считают, что он был изобретателем искусства магии. (См.: Sanctus Aurelius Augustinus episcopus. De civitate dei. Lipsiae. 1863. Т. 2. Р. 452).

20. ...«живая звезда». —  Ср.: (Псевдо) Климент. Recognitiones: «Отсюда и имя после смерти его — Зороастр, то есть "живая звезда"» (IV, 27 // PG. Т. 1. Col. 1327).

21. ...что значит смешение... — Ср.: Августин. О граде божием (16, § 4), где Вавилон переводится словом «смешение» (II, 6 // Ор. cit. P. 111-112).

22. ...повествует об этом городе Орозий в своей «Истории».., — См.: Orosius P. Historiarum adversum paganos libri VII. Vindobonae, 1882, P. 58. См. также прим. 9 к кн. I.

23. Локоть — старинная линейная мера, равная 0,5 м.

24. Один стадий имеет пять арипенн, — Стадий — греческая мера длины, равная 185 м. Арипенн — квадратная мера, здесь означает меру длины около 120 шагов.

25. ...город все же был побежден и покорен. — Свободное наложение отрывка из Орозия, который сообщает следующее: «И однако тот великий Вавилон, который был основан первым после обновления рода человеческого, теперь почти так же мгновенно был побежден, взят и повержен» (II, 6, § 11; Р. 97).

26. В это время царствовал Нин... — Эти сведения, как и некоторые другие из рассказа седьмой и восьмой глав, заимствованы из «Хроники» Евсевия — Иеронима. (PG.T. 19. Col. 134. Cap. 14).

27. ...пророк Иона определяет его протяженность... — См.: Иона, 3, 3.

28. ...заменив жертву его... — Согласно библейскому сказанию, Авраам по воле бога должен был принести в жертву своего любимого сына Исаака. Но когда Авраам занес нож для удара, то бог через ангела остановил его руку и благословил его за преданность ему. В это время заблудившийся баран запутался рогами в терниях. Авраам принес его в жертву богу вместо Исаака. (См.: Быт.. 2, 13).

29. ..."Авраам, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался". — Ин., 8, 56.

30. Север в своей «Хронике» рассказывает — Север Сульпиций (365-425)  — пресвитер из Аквитании, написавший краткий очерк истории от сотворения мира до своего времени (Chronica libri II // CSEL. Т. 1). Он написал также биографию Мартина Турского (CSEL. Т. 1). В «Хронике» Сульпиция Севера этого рассказа нет; вероятно, Григорий ошибся.

31. ...«Обрежьте себя... с сердца вашего... иных богов»... — Иер" 4, 4; 35. 15.

32. ...«Всякий... не входит в святилище Мое». — Иез., 44, 9.

33. ...прибавил к имени Аврама один слог... — См.: Быт., 17, 5. Аврам, которому когда-то дали имя в честь одного из многочисленных месопотамских богов, решил изменить его в знак отказа от языческого прошлого и назвался Авраамом, что значит «отец множества народов». (См.: Косидовский З. Библейские сказания. М., 1966. С. 50).

34. Первый — Исав... продал первородство свое... — См.: Быт., 25, 29-34. Имеется в виду право наследования по старшинству.

35. Иов... прожил еще 170 лет... — Согласно книге Иова, он прожил 140 лет. (См.: Иов.. 42, 16). У Григория в подсчете ошибка.

36. ...«Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел». — Рим.. 9, 13. Ср.; Мал., 1, 2.

37. ...Иаков после борьбы с ангелом был назван Израилем... — Согласно Библии, Иаков боролся не с ангелом, а с богом. Израиль — значит «боровшийся с богом». (См.; Быт., 32, 28).

38. ...другой город Вавилония... — Это старый Каир.

39....где Иосиф построил амбары... — Вероятно, Григорий имел в виду египетские пирамиды, которые в древности часто принимались за кладовые. В свое время были весьма популярна версия, будто пирамиды построил библейский Иосиф. Легенда о «житницах Иосифа» долго бытовала. В венецианском соборе св. Марка пирамиды так и изображены — в виде огромных амбаров с окошечками. (См.: Бабенко В., Гаков В. Четыре истории пирамид // Наука и религия. 1985. № 10).

40. ...река Нил, беря начало на востоке, текла на запад... — Григорий путает Восток и Запад. В древности полагали, что Нил имел свои истоки в Индии.

41. ...город Клисма. — Этот город упоминается Птолемеем, Лукианом и другими древними авторами; теперь город Колсум близ Суэца. (См.: Jacobs A. Geografie de Gregoire de Tours el de Fredegaire. P., 1862. P. 412),

42. ...«И услышал фараон... и пустился преследовать их». — Ср.: Исх., 14, 4. Григорий приводит это место не дословно.

43. ...их... окружала со всех сторон вода наподобие стены. — Ср.: Исх., 14, 22.

44. ...сохранились борозды от колесниц. — Сведения о следах от колесниц Григорий позаимствовал у Орозия (I, 10, § 17; Р. 58).

45. ...«Разделивший Чермное море в разделения»... — Пс., 135, 13.

46. Эти разделения нам следует понимать не в буквальном, а в духовном смысле... — О символико-аллегорическом понимании отдельных мест Библии отцами церкви см.: Бычков В. В. Эстетика поздней античности. М., 1981. Гл. 4.

47 ....oт всякой плотской скверны — Ср.: 2 Кор., 7, 1.

48. ...«Пусть они обратятся и расположатся станом... напротив Ваал-Цефона». — Ср.: Исх., 14, 2. Цитируется Григорием не дословно.

49. ..."отцы наши... все крестились... в облаке и в море". — Ср.: 1 Кор., 10, 1, 2. Цитируется Григорием не дословно. Слова из этого отрывка встречаются только в рукописи C1,3. В использованных нами изданиях «Истории франков» этих слов нет.

50. ... рождения Авраама — Отсюда до гл. 19 многое заимствовано из «Хроники» Евсевия —  Иеронима.

51. ...получив закон... — Имеется в виду пятикнижие Моисея: Бытие, Исход, Левит Числа, Второзаконие.

52. ...землю обетованную. — Т. е. Иудею.

53. .."и после тебя не будет". — Ср.: 3 Цар., 3, 11, 12.

54. ...а суде его, который он вершил над двумя женщинами, спорившими о ребенке, — Согласно Библии, царь Соломон мудро решил необычное дело двух женщин, споривших о ребенке, утверждавших свое право на материнство. Царь предложил им рассечь ребенка надвое и взять по половине. Тогда та, которая обвиняла вторую в подмене своего мертвого ребенка на ее живого, воскликнула: «Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его!». Вторая же сказала спокойно: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе. Рубите!». Выслушав их, царь указал на женщину, умолявшую спасти жизнь ребенку, и сказал: «Отдайте этой живое дитя и не умерщвляйте его: она — его мать». (См.: 3 Цар., 3, 17-28).

55. ...а он был построен на седьмом году царствования Соломона... как об этом свидетельствуют книги Царств. — См.: Библия. Четыре книги Царств. В 3 кн. Царств (6, 1) сказано, что Соломон начал строить храм в четвертый год своего царствования, а закончил на одиннадцатом году, а не на седьмой, как у Григория.

56. Ровоам — сын библейского царя Соломона. (См.: 3 Цар., 12).

57. ...пророк Даниил, уцелевший среди голодных львов, и три отрока, которые уцелели в огне, покрытые росой. — Согласно Библии, пророк Даниил за то, что он молился своему богу, находясь в плену у вавилонян, был брошен в львиный ров, но остался живым, ибо ангел господень заградил пасть львам. Также были спасены и три отрока — Седрах, Мисах и Авденах, брошенные по приказу царя Навуходоносора в раскаленную печь за то, что они отказались поклоняться золотому истукану. (См.: Дан., 6, 1-22; 3, 14-93).

58. ...эти 14 поколений насчитывают 390 лет. — Как замечает Р. Бухнер (Т. 1. С. 25. Прим. 1), цифра 390 не точна ни здесь, ни в конце четвертой книги (Гл. 51).

59. ..."истинно свободны будете". — Ин., 8. 36.

60. ..."напрасно трудятся строящие его". — Пс., 126, 1.

61. ...мы расскажем об остальных царствах.. — Этот рассказ заимствован из «Хроники» Евсевия —  Иеронима. Упоминаемые Григорием имена и время часто не соответствуют сведениям Иеронима.

62. ...у египтян же было шестнадцатое правление, которое они на своем языке называли династией — «Династия» — слово греческое, а не египетское.

63. ...седьмым царем был Троп... — Написание Троп — неправильное, надо Триоп; у Евсевия — Иеронима: Триоп (Triopas. Col. 213).

64. ...царь Агатад... — Также неправильное написание, надо Аскатад; у Евсевия — Иеронима; Аскатад (Ascatades. Col. 140).

65. ...царь Сильвий, по счету пятый... — Пятым царем у римлян был Тарквиний Древний.

66. После этих царей первым императором был Юлий Цезарь... — Григорий строит свой рассказ нелогично, минуя последнего римского царя и период республики. Так же ведет рассказ и Иероним (Chron. 1. Cap. 42-49).

67. ...На девятнадцатом году царствования Октавиана Августа... был основан в Галлии Лион... — Ошибка, так как Лион был основан уже в 43 г. до н. э. Эта ошибка восходит к Евсевию  — Иерониму (Col. 525-526).

68. ...родился... Иисус Христос. — Григорий Турский сообщает это на основании «Хроники» Евсевия — Иеронима (Col. 525).

69. Ирод же... велел убить всех младенцев... — Так называемое «избиение младенцев» авторы Евангелий приписывают Ироду I Великому, царю Иудеи (с 40 по 4 г. до н. э.).

70. ...как свидетельствуют донесения Пилата к императору Тиберию... — Понтий Пилат (год рождения и смерти неизвестен) — римский прокуратор (наместник) Иудеи (с 26 по 36 г.) Согласно христианской легенде, Пилат утвердил смертный приговор Иисусу Христу. Донесения Пилата, адресованные императору Клавдию Тиберию, считаются раннехристианской фальшивкой, возможно конца I в. Об одном из донесений сообщается в «Хронике» Евсевия — Иеронима (Col. 537-538). Тиберий Клавдий Нерон — римский император (с 14 по 37).

71. Передают, что апостол Иаков... дал обет... — См.: Иероним. О знаменитых мужах (Гл. 2). Отсюда Григорий почерпнул эти сведения. Иероним эту историю, как он сам сообщает, заимствовал из Евангелия, написанного по-еврейски, переведенного им на греческий и латинский языки. (См.: Hieronymus presbyter. De viris inlustribus. Freiburg; Leipzig. 1895. P-7-8).

72. ...насчитывается 668 лет. — Эти сведения и сведения следующих глав (до гл. 32) заимствованы из Орозия, Руфина и «Хроники» Иеронима.

73. ...он наложил на себя руки. — О самоубийстве Пилата сообщают: Евсевий в «Церковной истории» (II, 7), Иероним в «Хронике» (Col. 537-538) и Орозий в «Семи книгах истории против язычников» (VII, 5, § 8. 9; Р. 447).

74. Многие считают его манихеем... — Это утверждение неправдоподобно. Манихейство — восточная дуалистическая религия, созданная уроженцем Месопотамии Мани и сочетавшая в себе черты христианства, гностицизма, зороастризма и буддизма; впервые распространилась в III в. н. э. Манихейство, в сущности, приравнивало этический порядок к космическому, рассматривая мир как борьбу двух начал — свете и тьмы, добра и зла.

75. ..."которых кровь Пилат смешал с жертвами их". — Лк., 13, 1.

76. ...он... собственной рукой порешил себя. — По мнению Бухнера (Т. 1. С. 31. Прим. 3) Григорий путает здесь данные о смерти Ирода Агриппы с известием о смерти Ирода Великого. Агриппа Ирод (10-44) —  царь иудейский, внук Ирода I Великого. При императоре Клавдии (с 41 по 54) он объединил в своих руках все царства Ирода I Великого. Именно к этому Ироду, по рассказам евангелиста Луки, Пилат послал Иисуса перед осуждением.

77. ...в Рим пришел блаженный апостол Петр... — Для компиляции этой главы Григорий воспользовался и «Хроникой» Иеронима (Col. 539), и сочинением Орозия «Семь книг истории против язычников» CVIII, 6, § 2. 8; Р. 431-563).

78. Был же с ним u Симон Маг... — О Симоне Маге (Волхве) повествует «Церковная история» Евсевия (II, 13, 14). Симон —  легендарная личность в церковной истории; он, по преданию церкви, просил апостолов продать ему дар творить чудеса. Евсевий в своей «Церковной истории» приводит письмо Юстина императору Антонину Пию (II в.), в котором Юстин сетует на то, что в Риме принимаются и удостаиваются почестей люди, выдававшие себя за богов. «В правление кесаря Клавдия, — пишет Юстин, — некто Симон, родом самарянин, показал в царствующем вашем городе Риме опыты волшебного искусства и за это признан был богом, и как бог почтен у вас статуею... Почти все самаряне, некоторые же из других народов, признают его за верховное божество и поклоняются ему». (Евсевий Памфил. Церковная история. СПб., 1858. С. 74-76). О Юстине см. прим. 87 к кн. I.

79. Этот Cuмон был отвергнут... Петром и Павлом. — См.: «Деяния апостолов» (8, 14) где сказано, что Петр и Иоанн (а не Павел) отвергли Симона.

80. Сам же Нерон... покончил с собой... — В 68 г. против Нерона восстали преторианцы. Нерон бежал из Рима. Последние часы он провел в вилле одного из своих вольноотпущенников, находящейся на четвертой миле от Рима, где, так как сенат объявил Нерона врагом, он с помощью своего советника покончил с собой. (См.; Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1964. Кн. 6. Гл. 48-49).

81. В это же время... — Эта глава (26) скомпилирована из отдельных мест «Церковной истории» Евсевия, «Хроники» Иеронима и сочинения Орозия.

82. ...xpaм был сожжен, u шестьсот тысяч иудеев погибло... — Храм в Иерусалиме был разрушен в 70 г. н. э., во время Иудейской войны. В «Хронике» Евсевия — Иеронима сообщается, что после того как Тит Флавий Веспасиан захватил Иудею и разрушил Иерусалим, он умертвил 600 тысяч человек (Col. 545-546).

83. ... «Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду». — Ин., 21. 22.

84. ...от Элия Адриана, преемника Домициана... — Публий Элий Адриан был третьим преемником Домициана.

85. ...он восстановил город. — Адриан в 123 г. попытался построить на месте разрушенного Иерусалима город Элию Капитолину, на месте же разрушенного Иерусалимского храма возвести храм Юпитера Капитолийского. Эти мероприятия вызвали восстания в Иудее, продолжавшиеся с 132 по 135 г.

86. ...безумная ересь Маркиона и Валентина... — Маркион и Валентин (сер. II в.) — представители гностицизма в христианстве. Христианские гностики пытались совместить религиозное учение о спасении с представлениями греко-римской и восточной мистической философии и тем придать более универсальный характер своей религии. Они отвергали весь Ветхий завет и евангельский миф о Христе как богочеловеке. (См.: Ринович А. Б. О раннем христианстве. М., 1959 С. 308-309).

87. ...и философ Юстин... — Юстин, прозванный философом и мучеником, жил и писал в середине II в. Кроме апологетических произведений, Юстин написал ряд трактатов, направленных против еретиков.

88. ...был сожжен на костре... блаженнейший Поликарп... — См. "Хронику" Иеронима (Соl. 551). О гонениях на христиан в Азии писал Евсевий в своей «Церковной истории» (IV, 15). Он подробно рассказывает о том, как Поликарп при императоре Вере в г. Смирне принял вместе с другими христианами мученическую смерть.

89. Но и в Галлии... — Особенно жестокие гонения на христиан была в городах Галлии — Вьенне и Лионе. О страданиях галльских мучеников есть сведения у Евсевия в «Церковной истории" (V. 1).

90 .После Иренея пострадали и 48 мучеников. — Эти мученики подверглись казни не после Иренея, а до него; их имена Григорий сообщает в книге «О славе мучеников» (I, 48 // MGH. SRM. Т. 1. Р. 521).

91. При императоре Деции гонения на христиан усилились... — Деций Гай Мессий (с 249 по 251) стремился восстановить старую римскую религию. При нем были первые, общие для всей империи, гонения на христиан (250), во время которых погибло большое количество сторонников новой религии.

92. Валентиниан и Новациан... нападали на нашу веру. — Неверно, Валентин, а не Валентиниан, который был его последователем. Григорий здесь ошибочно объединяет Валентина, проповедовавшего в середине II в. в Александрии и Риме, с Новацианом, римским пресвитером, жившим при императоре Деции (III в.).

93. «...первым и великим епископом в городе Тулузе был святой Сатурнин». — Эти слова заимствованы из второй главы «Истории страдания св. Сатурнина». (См.: Acta martyrum / Ed. A. Ruinart. Vindelci. S. а. Т. 1. Р. 30).

94. «...время моего отшествия настало». — 2 Тим., 4, 6.

95. А кто-то из учеников.. — Это Урсин, о котором Григорий рассказывает в книге "О славе исповедников" (Гл. 79 // MGH. SRM. Т. 1. Р. 796-797).

96. ...в то время сенаторы... — Титул сенатора в VI в. в знатных галло-римских семьях был фактически наследственным.

97. ...«Мытари и блудницы вперед вас идут а Царство Божие». — Мф., 21, 31,

98. ...из рода Вектия Эпагата, который, как мы упоминали — См. кн. I, гл. 29.

99. ...Валериан и Галлиен... — Публий Лициний Валериан (с 253 по 260) — римский император. Публий Лициний Эгнаций Галлиен (с 253 по 268) — сын Валериана, его соправитель. Валериан был сторонником староримского культа, при нем в 257 г. начались новые гонения на христиан, во время которых в Африке погиб один из крупнейших христианских деятелей того времени — карфагенский епископ Киприан.

100. ...вождь алеманнов Хрок... — Здесь рассказ о Хроке у Григория основан на легенде. В действительности Хрок жил в начале IV в. Как свидетельствует Аврелий Виктор. (См.: Aurelius Victor. Epitome de Caesaribus. Lipsiae, 1961. Lib. 41. Cap. 3), Хрок, вождь алеманнов, сопровождал Констанция в Великобританию и помог ему завладеть властью после смерти его отца (Константина). По Фредегару (II 60 // MGH. SRM. Т. 2. Р. 84), Хрок — вождь вандалов (V в.). Его рассказ несколько отличен от рассказа Григория, но тоже носит легендарный характер. Видимо, как замечает Моно, легенда о Хроке переплелась с легендой об Аттиле. Как и Аттила, Хрок у Фредегара переходит Рейн, разрушает Мец, затем устремляется в Галлию, проходит ее, все круша на своем пути. Описание же гибели Хрока в Арле у Фредегара и Григория отличается только деталями: Фредегар называет имя солдата (Марий), который убил Хрока, Григорий этого не делает. (См.: Monod С. Etudes critiques sur les sources de I'histoire merovingienne. P., 1872. P. 95).

101. ...храм... Вассо-Галате... — Имеется в виду храм бога Меркурия, который находился в окрестностях Клермона. Вассо-Галате (Vasso-Galelis или Vasso-Galate) — эпитет Меркурия, образованный из двух кельтских слов: Вассо — это кельтское имя, значение которого неизвестно; галаты — название самих кельтов.

102. ...в пещере горы около Манда... — Имеется в виду гора Мима, расположенная к югу от города Манда (деп. Лозер).

103. При Диоклетиане —  Эта глава (35) и следующие, вплоть до 41, основаны на «Хронике» Евсевия — Иеронима (Col. 585-598). Нумерация римских императоров также заимствована оттуда. Диоклетиан — римский император (с 284 по 305), уделял большое внимание традиционному римскому культу. В 303 и 304 гг. были объявлены четыре эдикта против христиан. Это были самые жестокие гонения на христиан.

104. ...епископ... Квирин... претерпел мучения... — Рассказ о мученике Квирине заимствован из «Хроники» Евсевия — Иеронима (Col. 585-586).

105. ...церкви, возвращен был мир... — Константин I Великий был сторонником веротерпимости. В 313 г. в Милане он и Лициний (соправитель Константина) совместно опубликовали распоряжение (Миланский эдикт) о свободном исповедания христианства.

106. ...в городе Сабарии... родился... Мартин... — Мартин Турский (336-397) — епископ города Тура, национальный святой Франции; родился в Сабарии (городе римской провинции Паннонии), воспитывался в Павии (в Италии), позднее переселился в Галлию. В 361 г. он основал близ Пуатье первый правильно организованный монастырь на Западе. Затем, по настоянию жителей Тура, принял епископскую кафедру в этом городе. Обращая язычников, Мартин разбивал их идолы, срубал священные деревья, строил церкви и монастыри. Мартин жил сначала в келье, потом построил себе хижину на берегу Луары: вскоре здесь возник знаменитый монастырь Мармутье (первоначально Maius monasterium —  Великий монастырь). Для написания этой главы (36) и главы о Мартине (48) Григорий использовал сочинение Сульпиция Севера (ученика Мартина) «Житие св. Мартина" (Р. 109-137).

107. ...их подозревали в заговоре против него. — Об этом рассказывает Сидоний Аполлинарий в своих «Письмах» (V, 8 // MGH. Auct. antiquis. Т. 8. Р. 83-84). О том, что Константин умертвил свою жену Фаусту, сообщает и Иероним (Col. 588).

108. ...пресвитер Ювенк по просьбе упомянутого императора переложил Евангелие стихами. — Испанский пресвитер (330). Его евангельская история, написанная латинским гекзаметром, сохранилась до наших дней. О нем сообщает и Иероним (Col. 587-588), но не говорит, что Ювенк написал это Евангелие по просьбе императора Константина.

109. При Константе жил Иаков нисибийский... — Ошибка. Иаков жил при Констанции II (с 337 по 361). См. «Хронику» Евсевия — Иеронима (Col. 590).

110. ...молитвы которого... отогнали от его города множество несчастий. — Имеется в виду Нисибис, город в Месопотамии, который был освобожден от вражеского войска персами.

111. На девятнадцатом году правления Константина Младшего... — Здесь Григорий допустил ошибку, потому что Константин II был убит на четвертом году (340) своего правления. Григорий путает Константина II с его братом Констанцием.

112. ...преставился отшельник Антоний. — Иероним сообщает, что монах Антоний жил 105 лет и его смерть падает на девятнадцатый год правления Констанция, а не Константина Младшего, как пишет Григорий (Соl. 593-594).

113. ...Иларий... написал книги... — Иларий (Гиларий) (род. ок. 320) —  один из отцов западной церкви, автор полемических сочинений, направленных против арианства. Одно из них — «О вере», известное под названием «О троице». Об арианстве см., прим. 2. к кн. 1.

114. ...и о нем можно прочесть, что воскрешал он мертвых. — О том. что Иларий якобы воскрешал мертвых, пишет и Фортунат в «Житии св. Илария» (MGH. Auct. antiquis. Т. 4. Pars post. P. 5).

115. ...oставив в Риме сына Урбана. — Эта глава (40) заимствована из «Хроники» Евсевия — Иеронима (Col. 595-596). Иероним говорит о сыне Мелании, городском преторе (рrаetorе urbano). Слово urbano Григорий принял за собственное имя — Урбан.

116. Текла — значит «божественная».

117. ...приказывал бить палками. — Это зафиксировано в эдикте императора Валента; эдикт имеется в Кодексе Юстина (X, 31).

118. ...в жестокой сече перебила uх... — Имеется в виду битва при Андрианополе, в которой римские войска были разбиты восставшими варварами и рабами, а сам император пал на поле сражения (378).

119. ...а с этого времени, и дальшепресвитер Орозий. —  Иероним продолжил «Хронику» Евсевия до 379 г. Для описания событий следующих лет Григорий использовал сочинение П. Орозия «Семь книг истории против язычников», доведенное до 417 г.

120. И вот император Грациан... — Содержание глав 42 и 43 заимствовано Григорием из сочинения Орозия «Семь книг истории против язычников». Грациан (с 375 по 383) — сын императора Валентиниана I. При Грациане были изданы строгие законы против язычников и еретиков.

121. ...сделал Феодосия своим соправителем — После смерти императора Валента в 378 г. Грациан назначил правителем Восточной империи опытного полководца Феодосия, прозванного впоследствии Великим. Феодосий несколько оттеснил готов от Константинополя, но должен был заключить с ними мир. Он стремился во всех областях утвердить никейское учение (см. прим. 3), приверженцем которого являлся. В 394 г. на короткое время Феодосий соединил в своих руках власть над обеими частями Римской империи.

122. ...она направилась к епископскому дому. — В подлиннике: domus ecclesiastica или domus ecclesiae — «церковный» или «епископский дом», в котором обычно жили епископ и его клирики.

123. ...«He уклоняйтесь друг от друга, чтобы не искушал вас сатана». — 1 Кор., 7, 5.

124. ...из дочери императора... — Имеется в виду дочь римского императора Максима I.

125. ...в книге его жития. — Имеется в виду сочинение Григория Турского «Житие отцов» (II. 1-4 // MGH. SRM. Т. 1. Р. 669-672).

126. ...no имени вполне заслуженному Юст... — Юст от лат. iustus — «справедливый».

127. Вено — выкуп жениха за невесту.

128. ...на четвероструйной реке Агнца... — Т. е. в раю. Ср.: Быт., 2. 10.

129. ...в книге о Чудесах. — Имеется в виду сочинение Григория Турского «О славе исповедников» (Гл. 31; Р. 767).

130. Умер... в консульство Аттика и Цезария. — В 397 г., вероятно, 8 ноября. Главный праздник св. Мартина справляется 11 ноября, видимо, в день годовщины его погребения. О Мартине см.: Monceaux P. Saint Martin. P., 1927 (здесь дан полный перевод «Жития св. Мартина» Сульпиция Севера).

131 ...в первой книге сочинения о его деяниях. — Имеется в виду сочинение Григория Турского «О чудесах св. Мартина» (1, 4. 5, Р. 590-591).

132. ...у вас он воскресил двух умерших, а у нас — одного. — См. «Житие св. Мартина» Сульпиция Севера (Гл. 5, 6; Р. 115-116) и его «Диалоги» (II, 2, § 3-7; Р. 182).

133. ...он совершил по смерти... — Это место показывает, какое значение придавали во времена Григория Турского чудесам, якобы совершаемым при телах «святых».

134. ...насчитывается 412 лет. — По обычному подсчету комментаторов Григория Турского от распятия Христа до смерти св. Мартина — 445 лет, а не 412. (См., напр.: Бухнер Р. Г. 1. С. 50. Прим. 3).