Комментарии

304. Мих. 6:9-12.

305. Соф. 1:14-2:2. После «истребления» в Библии следуют слова «и притом внезапное» (в Вульгате — cum festinatione), которые у Гильды отсутствуют.

306. Цитаты приводятся Гильдой не по Вульгате. В Вульгате: loquere ad Zorobabel ducem: inda dicens ego movebo caelum pariter et terram, et subvertam quadrigam et ascensorem eius et descendent equi et ascensores eorum vir in gladio fratris sui. У Гильды: haec dicit dominus: semel ego movebo caelum et terram et mare et aridum et avertam regnum et exterminabo virtutem regum gentium et avertam quadrigas et ascensores (Ait. 2:6, 2:22).

307. Зax. 1:3-4.

308. Ангел.

309. 3ax. 5:2-4.

310. Мал. 4:1.

311. Цитаты из книги Иова Гильда приводит в основном не по Вульгате.

312. Иов. 21:7-13.

313. Иов. 21:17-20.

314. Иов. 24:2-7.

315. Иов. 24:18.

316. Здесь русский перевод и сам Гильда наиболее резко расходятся с Вульгатой. В Вульгате — obliviscatur eius misericordia dulcedo illis vermes non sit in recordatione, sed conte'ratur quasi lignum infructuosum. У Гильды: retribuatur ergo illi sicut egit, contribuletur omnis iniquus sicut lignum sine sanitate.

317. Иов. 24:20-24.

318. Иов. 27:14.

319. Иов. 27:16-17.

320. Гильда цитирует неканоническую Третью книгу Ездры (в Вульгате — Четвертую, так как в ней книга Неемии именуется Второй книгой Ездры).

321. В 3 Езд. 14:40-48 приводится легенда, согласно которой по внушению Господа Ездра смог продиктовать сожженный во время вавилонского пленения текст Ветхого Завета. Хотя Третью книгу Ездры многие отцы Церкви, в частности Иероним, относили к числу апокрифов, сообщенная в ней легенда о сожжении Навуходоносором священных книг (3 Езд. 14:21) получила достаточно широкое хождение. Тем не менее многие полагали, что Ездра (по Божественному внушению или без него) лишь поправил искаженный текст.

Любопытно, что Евсевий Кесарийский, с сочинением которого Гильда был хорошо знаком, цитирует следующий пассаж из Иринея Лионского: «когда в Навуходоносорово пленение Писание было искажено... то уже во время Артаксеркса, царя Персидского, Господь внушил Ездре, священнику из колена Левиева, воссоздать все слова древних пророков и восстановить Моисеево законодательство» (V, 8, 15). Цит. по: Евсевий Памфил. Церковная история. С. 176; см. тж.: Св. Ириней Лионский. Сочинения. Пер. прот. П. Преображенского. СПб, 1890. С. 299 (Против ересей, III, XXI, 2). Следует обратить внимание на то, что Гильда, несмотря на авторитет Иринея, видимо, полагал, что книги были все-таки уничтожены: он называет Ездру «книгохранилищем закона» (bibliotheca legis), что подразумевает, что книги хранились только в памяти Ездры.

Выражение bibliotheca legis встречается в сочинении монаха-присциллиаииста Бахария, жившего в конце IV века.: Bacharius. Ad Januarium liber de reparatione lapsi, 18 // PL. T. XX. Col. 1037-1062. См.: LDEBDG. P. 86-87. Значительную часть сочинения Бахария занимают аллегорические интерпретации эпизодов Ветхого Завета: например, починка Рыбных Ворот в Иерусалиме (Неем. 3:3) трактуется, как совершенстование непостоянной, как вода, человеческой души. Эти объяснения очень близки к аллегорическим трактовкам Гильды.

322. 3 Езд. 15:22-27.

323. 3 Езд. 16:3-12.

324. Имеются в виду явившиеся Иезекиилю в видении животные с лицами человека, льва, тельца и орла (Иез 1:10), которые были прообразами четырех Евангелистов.

325. Иез. 9:9.

326. Иез. 5:8,11.

327. Иез. 8:23-25.

328. Иез. 14:12-16.

329. Иез. 39:23-24.

330. Прем. 1:1.

331. Там же.

332. Прем. 1:2.

333. Прем. 1:3.

334. Прем. 1:5.

335. Прем. 1:7.

336. Прем. 5:14-16.

337. 1 Цар. 2:30.

338. Прем. 6:1-10.

339. Сир. 20:2-3

340. Сир. 17:27.

341. Рим. 9:13.

342. Видимо, цитируется книга пророка Михея (7:2). Этот отрывок фигурирует также в главе 86, однако в русской версии Библии это место выглядит несколько иначе.

343. Плач 4:40-41.

344. Фил. 1:8.

345. Вероятнее всего, имеется в виду чип диакона.

346. Евр. 10:25, 28.

347. Levigantes; я предпочитаю понимать levigo как «полировать» (в переносном смысле — «украшать»), а не как «облегчать».

348. Видимо, аллюзия к Пс. 21:13-14: «Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли, на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий».

349. 1 Тим. 3:2.

350. Симония — приобретение церковных должностей за деньги — получила свое название по имени Симона Мага, который, «увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию» (Деян. 8:18-19).

351. Деян. 8:20.

352. См. прим. к гл. 1.

353. Ересь Новата возникла в результате гонений императора Деция на церковь. Карфагенский пресвитер Новат в 251 году, после того, как гонение утихло, выступил с предложением не принимать обратно в Церковь тех, кто по каким-либо причинам отрекся во время гонения на христианство. Епископ Карфагена, будущий мученик Кинриан выступил против Новата, заявив, что лишать людей надежды на примирение с Церковью и покаяние, а, следовательно, и загробное блаженство — огромный грех, который взыщется прежде всего со священника, выдвигающего подобные идеи (см.: Киприан священномученик, епископ Карфагенский. Творения. М., 1999, особенно «Книга о падших», с. 208-231, а также письмо 34, с. 494-499; в письме 42 описывается крайне непривлекательная личность Новата).

На соборе епископов в Карфагене в 251 году Новат был отлучен от Церкви. После этого он перебрался в Рим, где стал союзником пресвитера Новациана, домогавшегося епископской кафедры. Именно на эту ситуацию, описанную у Евсевия (Руфина) в VI, 43, и намекает Гильда. Евсевий цитирует письма Корнилия, соперника Новациана, в борьбе за епископство, однако при этом он (а вслед за ним и Гильда!) ошибается, полагая, что описанные Корнилием безобразия творил не Нованиан, а Новат. Интересно процитировать отрывок из письма Корнилия, касающийся как раз того о чем, говорит Гильда — неправильного поставления епископа вне епархии: «Этот толкователь догматов, этот поборник церковной науки, решив ухватить и похитить епископство, которое не было ему дано свыше, нашел себе двух помощников, отчаявшихся в своем спасении, и отправил их в какой-то глухой уголок Италии обмануть ловкой выдумкой тамошних трех епископов — людей необразованных и простодушных, уверить их и настоять на том, будто они должны поскорее ехать в Рим и там, при посредничестве этих людей, уладить все несогласия с другими епископами. Когда прибыли эти, как мы уже сказали, простецы, ничего не понимающие в кознях и хитростях обманщиков, их заперли люди, сходные с теми, кто доставил им столько хлопот. В десятом часу, когда они напились, их, совершенно охмелевших, Новат [то есть Новациан. — Н. Ч.] силой заставил через возложение рук дать ему мнимое, ложное епископство, вытребованное хитростью и мошенничеством и ему не положенное» (Евсевий=Руфин, VI, 43, 8-9; перевод цитируется по: Евсевий Памфил. Церковная история. С. 239).

Хотя в III веке церковь осудила новацианство, оно, в отличие от арианства или пелагианства, официально не преследовалось, а существовало как отдельная Церковь, в некоторых областях — до VII века. Новациане пользовались уважением за свою строгую жизнь. Некий Маркиан, впоследствии новацианский епископ Константинополя, был домашним учителем дочерей императора-арианина Валента — Анастасии и Каросы, а его сын Хрисанф, который также стал впоследствии новацианским епископом, на рубеже V века был, видимо, последним известным нам по имени наместником Британии (см.: Сократ Схоластик, IV, 9; VII, 12).

354. По нашему мнению, Гильда иронически намекает на подвиг Муция Сцеволы, который сжег свою руку именно на жертвеннике. Об этом говорит употребление Гильдой слова ага, в то время, как христианские алтари везде именуются словом altaria (27: inter altaria iurando; 66: inter altaria stantes; 108: altari astitistis).

355. Тит 1:12. Строго говоря, эти слова принадлежат не самому апостолу Павлу, а поэту VI в. до н. э. Эпимениду, которого Павел цитирует: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».

356. Иер. 9:5.

357. Быт. 19:17.

358. Мф. 15:14.

359. 1Цар. 2:12-16.

360. Быт. 4:3-8.

361. Пс. 25:5.

362. «...потому что Бог взял его» (Быт. 5:24). Это выражение трактуется обычно в том смысле, что Енох, как и пророк Илия, был взят на небо живым. Славянское выражение «и не обреташеся» ближе к латинскому «et non inveniebatur».

363. Быт. 7:1-3.

364. Авраам отказался взять себе имущество врагов, предложенное ему царем Содомским после победы над эламским царем Кедорлаомером.

365. Лота.

366. Весь эпизод изложен в Быт. 14:14-24.

367. Быт. 22:1-10.

368. Мф. 5:29.

369. Иер. 48:10.

370. Быт. 50:15-21.

371. Исх. 19:16.

372. Исх. 34:29.

373. Исх. 32:31-32.

374. Числ. 25:1-11.

375. Пс. 105:31.

376. Как семь смертных грехов.

377. Нав.21,22.

378. 1 Кор. 10:33.

379. Суд. 11:30-39.

380. Гильда имеет в виду, что Гедеон, как и Авраам, отобрал для битвы триста человек, что должно было символизировать Троину.

381. Ис. 58:1.

382. Пс. 18:5.

383. 2 Кор 4:7.

384. Кол. 3:5.

385. Суд. 6:25-8. Гедеон расстелил на гумне шерсть и попросил Господа дать ему знамение: пусть шерсть будет мокрой, а на всей земле будет сухо. Затем Гедеон еще раз попросил Бога провести это испытание, чтобы на сей раз было сухо «на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса». У Гильды трактуется в аллегорическом смысле: роса — благодать Божия, которая сначала была только на иудейском народе (шерсть), а вся земля была суха и лишена ее. Затем благодать христианского Откровения (роса) распространилось по всей земле, оставляя иудеев (шерсть) лишенными благодати.

386. Фил. 1:23.

387. Суд. 16:23-24.

388. Кол. 3:5.

389. 1 Цар. 7:9-10.

390. 1 Цар. 12:18.

391. 1 Цар. 10:23-24.:

392. 1 Цар. 15:28.

393. 1 Цар. 16:13.

394. 1 Цар. 12:3.

395. 1 Цар. 12:4.

396. 4 Цар. 1:2-17.

397. «Mucrone corusco» — выражение из Вергилия («Энеида», II. 333).

398. 3 Цар. 18:40.

399. 3 Цар. 17:1.

400. Иак. 5:17-18.

401. 3 Цар. 19:10.

402. 4 Цар. 5. В этой главе описывается, как знатный сириец Нееман пришел к пророку Елисею за исцелением от проказы. Вылечившись, обрадованный Нееман предлагал Елисею подарок, но тот ничего не взял. Когда Нееман уехал, ученик Елисея Гиезий, решил, несмотря ни на что, получить с него что-нибудь, догнал сирийца и попросил у него от имени пророка «талант серебра и две перемены одежд», что тот с радостью и предоставил. Узнав об этом, Елисей сказал: «время ли брать серебро и брать одежды?... Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и потомству твоему навек». Так и случилось.

403. Елисей и его ученик находились в городе Дофаиме, расположенном на торговом пути из Галаада в Египет. Внезапное нападение на город сирийцев было вызвано тем, что сирийский царь опасался пророка, которому были известны все его замыслы и планы.

404. Этот эпизод рассказан в 4 Цар. 6:14-17.

405. 4 Цар. 4.

406. Ис. 6:6-7.

407. 4 Цар. 19; Ис. 37.

408. Иер. 20:2; 26:8; 37:15.

409. Евр. 11:37-38. Здесь приведены различные примеры благочестия и мученичества во имя Бога в Ветхом Завете.

410. Деян. 16:23.

411. Деян. 16:25.

412. Евсевий, II. 23. 18.

413. Деян. 12:2.

414. Святого Стефана.

415. Деян. 7:55-58.

416. Гильда имеет в виду легенду об апостоле Петре, который, не считая себя достойным быть преданным той же казни, что и Господь Иисус Христос, попросил прибить его к кресту вверх ногами.

417. 2 Кор. 11:23.

418. 2 Кор. 11:25.

419. «От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали» (2 Кор. 11:24-25).

420. 2 Кор. 11:26.

421. 2 Кор. 11:27.

422. 2 Кор. 11:26.

423. 2 Кор. 11:29.

424. 2 Кор. 11:29.

425. Священномученик Игнатий Богоносец (казнен в 107 г.) был, по преданию, рукоположен в епископы Антиохии апостолом Петром и пробыл в этой должности около сорока лет. Он был приговорен к растерзанию зверями и отправлен в Рим. По дороге написал несколько посланий, некоторые из них дошли до нас. В послании к римской церкви, процитированном у Евсевия (III. 36), откуда оно и заимствовано Гильдой, Игнатий просил влиятельных христиан не хлопотать о его освобождении, выражая желание быть растерзанным хищниками Именно об этом идет речь в цитируемом Гильдой отрывке. Греческий оригинал послания см. в: Ignatius. Ad Romanos, V // PG, 5. Col. 690-692; рус. пер. см. в: Писания мужей апостольских / Введения, пер. с греч., примеч. прот. П. Преображенского. Доп. введения, пер. с греч. и примеч. свящ. В. Асмуса и А. Г. Дунаева. Рига, 1994. С. 330-331 (с. 292-293 пагинации издания 1895 года).

О происхождении прозвища Игнатия — Богоносец существуют различные предания. Одно из них гласит, что Игнатий был тем самым ребенком, которого Христос взял на руки и поставил среди апостолов, говоря: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (см.: Мф. 18:1-3). Согласно другому, когда Игнатий был растерзан зверями, его сердце осталось нетронутым, и на нем было начертано имя Иисуса Христа.

Подробнее о мученичестве Святого Игнатия и исторических свидетельствах о нем можно прочесть в: Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. СПб, 1904. С. 48-69.

426. Игнатий, очевидно, говорит о том, что собратья по вере подкупали охранников, чтобы облегчить его положение и иметь возможность встречаться с ним, но взятки отнюдь не улучшали их характера.

427. 1 Кор. 4:4: «Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне — Господь».

428. Наш перевод послания Игнатия сделан по тексту, приведенному у Гильды.

429. «Теплота» неоднократно употребляется Гильдой в отрицательном смысле «равнодушия», как в Апокалипсисе (Откр. 3:15-17).

430. Ис. 14:13-14.

431. Ис. 37:25.

432. Пс. 21:7.

433. Ин. 5:30.

434. Сир. 10:9.

435. Святитель Поликарп, епископ Смирнский. О его страданиях рассказывается в истории Евсевия (IV. 15), который пользуется практически современным источником — посланием Смирнской церкви к другим церквам, составленным вскоре после смерти святителя («Мученичество св. Поликарпа»). Он пострадал в 167 году в глубочайшей старости — Поликарп заявил проконсулу, что уже восемьдесят шесть лет служит Христу; достоверно известно то, что он был учеником апостола Иоанна, о чем свидетельствует лично знавший Поликарпа Ириней Лионский в своем сочинении «Против ересей» III, III, 4 (русский перевод см. в кн.: Св. Ириней Лионский. Сочинения... С. 224).

«Мученичество св. Поликарпа», одним из редакций которого пользовался Евсевий, полностью переведено на русский язык в: Писания мужей апостольских / Введения, пер. с греч., примеч. прот. П. Преображенского. Доп. введения, пер. с греч. и примеч. свящ. В. Асмуса и А. Г. Дунаева. Рига, 1994. С. 379-392.

436. Поликарпа разыскали в деревне, где он скрывался, и «зная, что преследователи уже тут, он... немедленно приказывает поставить им стол предлагает поесть досыта и просит дать ему один час спокойно помолиться» (Евсевий, IV, 15, 13-14).

437. Перевод по тексту Гильды. «Сразу же разложили вокруг все принадлежности костра, — сообщается у Евсевия, — но, когда хотели пригвоздить его, он сказал: "Оставьте меня так (далее — приведенная у Гильды цитата. — Н. Ч.)". Они не пригвоздили его, а только привязали. Он же, стоя с руками назади, привязанный […] сказал (следует молитва Поликарпа. — Н. Ч.). Вспыхнуло большое пламя и мы [...] увидели чудо: [...] Пламя образовало нечто вроде свода: словно парус, полный ветром, оградил кругом тело мученика, и он стоял посредине не как плоть горящая, а как золото и серебро, очищаемое огнем в печи. [...] Наконец беззаконные увидели, что не могут уничтожить его тело огнем, и велели палачу пронзить его мечом. Когда он это сделал, то хлынуло столько крови, что потушило огонь». (Евсевий, IV, 15, 31-39). Очевидно, что необходимость все-таки привязать старца к костру, несмотря на его отказ быть пригвожденным, возникла в силу того, что ему трудно было бы стоять.

Подробно свидетельства о мученичества Поликарпа рассмотрены в: Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан... С. 81-92.

438. Василий Кесарийский, Василий Великий (329-379) — епископ Кесарии (Цезареи) в области Каппадокия в Малой Азии. Эпизод из его биографии Гильда излагает по продолжению церковной истории Евсевия, написанному Руфином (XI, 5), см.: PL. Т. 21. Col. 519.

439. Гильда не вполне точен. В 371 году Василий был вызван из Кесарии в
Антиохию в то время, как там находился император-арианин Валент (правил с 364 по 378), где предстал перед судом префекта. Беседа, в которой были произнесены цитированные Гильдой высказывания, происходила у Василия не лично с Валентом, а с префектом (Феодорит Кирский — IV. 19, сохранил его имя — Модест).

440. Имеется в виду требование к Василию вступить в церковное общение с арианскими священнослужителями.

441. Помимо Руфина, этот эпизод излагают также Сократ (IV, 26, русский перевод см. в кн.: Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996. С. 194) и Феодорит Кирский (IV, 19, по другой нумерации — IV, 16, русский перевод см. в кн.: Феодорит, епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 155-156). Мысль Василия в данном случае не вполне понятна как у Гильды, так и у самого Руфина. Ситуацию проясняет Феодорит Кирский (цитируется по вышеуказанному переводу): «Ему приказано было выйти и, одумавшись, завтра объявить свое намерение. К этим словам присоединена и угроза. Но тот всехвальный муж, говорят, сказал: "Я и завтра останусь тем же, да и ты не изменяй своего намерения и исполни угрозы"» (подлинный текст см. в: PG. Т. LXXXII (t. III). Col. 1160-1161). Очевидно, что Василий мечтал о мученичестве и надеялся, что назавтра префект не изменит своего намерения подвергнуть его таковому.

442. Деян. 5:29.

443. 1 Цар. 2:27-28.

444. 1 Цар. 2:29.

445. 1 Цар. 2:30-31.

446. 1 Цар. 2:34.

447. Гильда говорит о достаточно загадочном и вызывающем неоднозначные толкования эпизоде из Третьей книги Царств. В 12-й главе рассказывается о том, как царь Израиля Иеровоам, дабы отвратить людей от своего соперника — иудейского царя Ровоама с его священной столицей в Иерусалиме, решил создать два собственных культовых центра — в Дане и в Вефиле, где установил поклонение Иегове в виде золотого тельца. История, на которую намекает Гильда, содержится в 13-й главе.

Некий «человек Божий», нигде не названный по имени, отправляется из Иудеи в Вефиль и произносит пророчество о грядущем разрушении построенного Иеровоамом жертвенника. Иеровоам приказывает схватить его, но у царя отсыхает рука. Царь просит у «человека Божия» прощения, его рука исцеляется. Иеровоам хочет угостить его, но тот отказывается, говоря, что Господь заповедал ему не есть хлеба и не пить воды в Вефиле. Некий старец-пророк, живший в Вефиле, приглашает к себе «человека Божия» и предлагает ему угощение, говоря, что якобы ему явился ангел, отменивший запрет Господа. Гость поел, после чего Господь обратился к нему через вефильского пророка и сказал, что из-за нарушения запрета он, как это и было ему предсказано, погибнет на обратном пути и его тело не будет погребено в родовой гробнице. Так и случилось — «человека Божия» растерзали львы, и вефильский старец похоронил его в Вефиле в собственном склепе.

Толкователи расходятся в объяснении этого эпизода. Имя «человека Божия» так и осталось неизвестным — Иосиф Флавий называл его Иадоном, отождествляя с упомянутым в 2 Пар. 12:15 Иеддо (Аддой), что, однако, ошибочно, так как Адда был жив много лет спустя после смерти Иеровоама (2 Пар. 13:22). Нет единства и относительно того, кем был и какую роль сыграл в этой истории вефильский пророк. Иудейская традиция (Талмуд, Иосиф Флавий) называет его лжепророком или даже пророком Ваала, который был удостоен слова Божьего только в момент общения с гостем из Иудеи. Однако ряд толкователей, в частности Феодорит Кирский, полагали, напротив, что вефильский старец был истинным пророком и действовал из лучших побуждений. Из текста Гильды очевидно, что он был на стороне тех, кто считал вефильского старца лжепророком.

448. Ис. 3:11-15.

449. Ис. 10:1-3.

450. Ис. 28:7-8.

451. Ис. 28:14-15.

452. Ис. 28:17-19.

453. Ис. 29:13-16.

454. Семидал (от греческого уемйдблйз) — тонкая пшеничная мука.

455. Ис. 66:1-8.

456. Видимо, аллюзия к Иер. 16:2, где Господь запрещает Иеремии иметь жену и детей.

457. Иер. 2:5.

458. Иер. 2:7-9.

459. Иер. 5:30-31.

460. Иер. 6:10.

461. Иер. 6:12-15.

462. Иер. 6:28-30.

463. Иер. 7:11-15.

464. Иер. 10:20-21.

465. Иер. 11:15-16.

466. Иер. 12:9-10.

467. Иер. 14:10.

468. Иер. 14:13-16.

469. Иер. 23:2-1.

470. Иер. 23:11-20.

471. Иоил. 1:5.

472. Иоил. 1:9-12.

473. Иоил. 2:17.

474. Ос. 5:1.

475. Ам. 5:21-23.

476. Ам. 8:11-12.

477. Мих. 3.

478. Мих.7:1-3.

479. Соф. 3:1-2.

480. Соф. 3:3-5.

481. Зах. 7:9-12.

482. Идольчики.

483. Зах. 10:2-3.

484. Зах. 11:3-6.

485. Мал. 1:6-9.

486. Мал. 1:13-2:3.

487. Мал. 2:5-7.

488. Мал. 2:8-10.

489. Мал. 3:1-3.

490. Мал. 3:13-15.

491. Иез. 7:26.

492. Иез. 13:8-11.

493. Иез. 13:18-19.

494. Иез. 22:24-26.

495. Иез. 22:30-31.

496. Иез. 33:1-9.

497. Источник цитаты не установлен. Это высказывание на основании того, что в нем употреблены выражения foedus (договор) и foederati (союзники), которые обычно применялись к варварским племенам, находившимся на службе Римской империи, часто считают намеком на то, что бриттские города и государственные образования и в период после англосаксонского завоевания принимали на службу англосаксов для обороны своих рубежей. Однако в данном контексте такое толкование выглядит не вполне убедительным.

498. Мф. 5:13.

499. Мф. 5:14-15.

500. Евангельский образ «города на вершине горы» использует для характеристики благочестивого египетского старца Пиаммона (XVIII. 1) Иоанн Кассиан в своих «Собеседованиях», с которыми Гильда, возможно, был знаком. См. также примечание к главе 1 и LDEBDG. Р. 90.

501. Мф. 5:16.

502. Этот образ, возможно, также навеян «Собеседованиями» Кассиана (XXIV. 24): «по мрачным и затрудняемым волчцами пороков тропам ползем, изранив голени, разодрав брачную одежду, пронзаемые не только острыми иглами терния, но и уязвляемые жалами ядовитых змей и скорпионов, скрывающихся там» (рус. пер. цит. по: Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания / Пер. с лат. [епископа Петра]. Репр. [изд. 1892 года]. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. С. 626). См.: LDEBDG. Р. 90. Кассиан, в свою очередь, цитирует библейские источники этой метафоры: Прит. 22:5, Иер. 18:15, Прит. 15:19.

503. Мф.5:19.

504. Мф. 7:1-2.

505. Мф. 7:3-4.

506. Мф. 7:6.

507. Мф. 7:15-17.

508. Мф.7:21.

509. Мф. 10:16.

510. Там же.

511. Мф. 10:28.

512. Мф. 15:14.

513. Мф. 23:2-3.

514. Мф. 23:13.

515. Мф. 24:48.

516. Мф. 24:49.

517. Мф. 24:51.

518. Там же.

519. 1 Кор. 11:1.

520. То есть в послании к Римлянам — первом по порядку среди посланий Павла в Новом Завете.

521. Рим. 1:21-22.

522. Рим. 1:25-26.

523. Рим. 1:29.

524. Рим. 1:29-32.

525. Рим. 1:32.

526. Рим. 2:5-6.

527. Рим. 2:11-13.

528. Рим. 6:1-2.

529. Рим. 8:35.

530. Рим. 13:12-14.

531. 1 Кор. 3:10-17.

532. 1 Кор. 3:18-19.

533. 1 Кор. 5:6-7.

534. 1 Кор. 5:9-11.

535. 2 Кор. 4:1-2.

536. 2 Кор. 11:13-15.

537. Еф. 4:17-19.

538. Еф. 5:17-18.

539. 1 Фес. 2:5-8.

540. 1 Фес. 4:2-8.

541. Далее у апостола идет: «которое есть идолослужение». Неоднократно процитировав это место ранее (главы 70, 71), здесь Гильда сократил цитату.

542. Кол. 3:5-6.

543. 2 Тим. 3:1-5.

544. Пс. 25:5.

545. Имеются в виду египетские волхвы, состязавшиеся с Моисеем и Аароном (Исх. 7:11-12). В Книге Исход они никак не названы, однако их имена — Ианний и Иамврий — сохранились в иудейской традиции и, конечно, были известны такому образованному человеку, как Павел.

546. 2 Тим. 3:7-9.

547. Тит. 2:7-8.

548. 2 Тим. 2:3-5.

549. 2 Тим. 6:3-5.

550. Священных Писаний

551. 1 Пет. 1:3-5.

552. 1 Пет. 1:13.

553. 1 Пет. 1:14-16; Лев. 11:45.

554. 1 Пет. 1:22-23.

555. 1 Пет. 2:1-3.

556. 1 Пет. 2:9.

557. Деян. 1:16.

558. Деян. 1:18.

559. Деян. 1:26. Имеется в виду то, что Матфей был избран в число 12 апостолов вместо Иуды.

560. Некоторые исследователи делали из этого пассажа вывод, что священнослужители в раннесредневековой Британии владели врачебным искусством, и подробное описание лечения раны здесь происходит из личного опыта Гильды. Однако, как отмечает Ф. Керлуэган, метафора прижигания духовной раны — распространенный мотив у христианских авторов древности и раннего Средневековья, встречающийся, например, у Иеронима, Сальвиана, Цезария и других авторов (LDEBDG. Р. 162-163). См. также примечание к главе 21.

561. Тим. 3:1.

562. Там же.

563. 1 Тим. 3:2.

564. Там же.

565. Там же.

566. Там же.

567. Мф. 6:2. Полностью цитата звучит так: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою».

568. 1 Тим. 3:3.

569. 1 Тим. 3:4.

570. 1 Тим. 3:5.

571. 1 Тим. 3:8-10.

572. Мф. 16:16.

573. Мф. 16:17.

574. Мф. 16:18.

575. Мф. 7:26.

576. Ос. 8:4.

577. Мф. 16:18.

578. Мф. 7:27.

579. Мф. 16:19.

580. Лк. 13:27.

581. Мф. 25:32-33,41.

582. Мф. 16:19.

583. Прит. 5:22.

584. Деян. 20:26-27.

585. Иез. 33:11.