Комментарии

734. Сакстон указывает слово «чародей» имея в виду «мага», тогда как МНК (стр. 267, примечание 3) исправляют слово «чародейки» на «волшебницы».

735. Гийом Тирский не указывает название осадной машины. Сакстон употребляет название, которое указано во Французских источниках (СИК, стр. 347), которые дают ей имя «Чабл».

736. Здесь указываются «trop grosses piares» или «невероятно огромные камни», тогда как Сакстон ошибается и указывает слово «trios», то есть «три» огромных камня.

737. Гийом Тирский (БК, стр. 366) пишет о том, что Крестоносцы аплодировали!

738. Данный эпизод является примером не понимая арабской культуры. Многие ортодоксальные Мусульмане не верят в магию, потому что Коран запрещает это, однако читатель может обратиться к труду Масламаха ибн Ахмада Магрити «Picatrix», в вопросах, касающихся средневековой Исламской магии (Смотрите библиографию-Дополнительная литература. Моя особая благодарность Обществ Магика за это разъяснение). Поэтому это только отдельный случай, когда в данное время Мусульмане прибегали к услугам людей, которые показывали магическое искусство перед народом-хотя другие Мусульмане были против этого-это то же самое как анализ всеобщей мольбы Христиан Христу о помощи и содействии. «Оригинальное и дополнительное обращение к Божьей Каре во Французских и Мусульманских источниках времён Крестовых походов». «Арабика», том 48, примечание 1 (где можно найти примечание по этому поводу).

739. Гийом Тирский (СИК, стр. 348) указывает, что битва продолжалась вплоть до «семи часов дня». Если учитывать, что дата, когда начались серьёзные осадные работы является 12 Июля (Глава 184, примечание 2) и расположение Иерусалима, семь часов дня должно соответствовать 12:15 или 12:43 часов при условии, что закаты и восходы соответствовали тому времени.

740. Они были на «последнем» или «самом высоком» уровне, на самом высшем ярусе (СИК, стр. 348-349)

741. Гийом Тирский не говорит прямо о том, что женщинам не позволялось носить оружие во время боя, скорее всего они ободряли и приносили воду «делая свою часть работы» несмотря на их «пол и природную слабость» (БК, стр. 362, 367). Поэтому женщины не могли подняться в крепость, они, несомненно, были подвержены опасности вражеского огня и исполняли на войне работу в виде водоносов и наполняли водой канавы.

742. Сакстон здесь ошибается, конечно же, барбиканы были не заняты; Французские источники ссылаются на то, что они были «взяты» или «кишели людьми» (СИК, стр. 349). Сакстон использует более правильный перевод в Глава 185.

743. Гийом Тирский указывает, что это произошло на Западе, Французские источники указывают «в середине». Однако существует мнение, что эти действия происходили на северо-западе, но не на северо-востоке (СИК, стр. 350).

744. Отряд Тулузцев начал работать над этим утром 12 Июля 1099 года. Они окончили это утром 15 Июля (Хагенмайер, стр. 250-251).

745. Французские источники (СИК, стр. 350) применяют слово «glaives» в том месте, где Гийом Тирский упоминает слово «копьё, пика». Как правильнее, пусть авторы сами выбирают. Только отмечу, что первое упоминание про «glaives» можно найти в манускрипте 1205 года, который рассказывает о смерти Святого Томаса Беккета (книга источников), но определённо ясно, что это слово появилось в период после Первого Крестового Похода.

746. Сакстон немного сбит с толку этой ситуацией. Крестоносцы встретили небольшое сопротивление солдат и лучников (СНК, стр. 271; СИК, стр. 351).

747. Гийом Тирский (СИК, стр. 351) указывает, что ветер дул с Севера. Поэтому он дул на юг прямо в лицо противникам в городе, предположительно он рассеялся, пока силы Раймонда двигались по ветру по внешней стороне Южной стены.

748. БК (стр. 368-369, примечание 39) предаёт большое значение том, что все хроники того времени указывают, что это был первый рыцарь, последовавший за Готфридом. Бурграфф Торнаи был, кроме того, потомком герцогского дома Лотарингии.

749. В соответствии с Французскими источниками, Лорд де ля Фер, де Росильон и де Моуссон вводят их в перечень Гийома Тирского (СИК, стр. 352).

750. Это произошло вечером 15 Июля 1099 года (Хагенмайер, стр. 253-254).

751. Смотрите главу 184, примечание 3.

752. Гийом Тирский и Французские источники более детализируют, указывая «курган с несколькими гербами», что является более правильным.

753. Гийом Тирский не упоминает особых оружий, Французские источники перечисляют только «оси и булавы» (там же).

754. Французские источники упускают текст Сакстона: «Таким образом, пока они пытались уклониться от Сциллы, они попали в более серьёзную опасность от Харибды» (там же, стр. 354).

755. Тягостное положение отражается Сакстоном здесь потому, что Иерусалимское Королевство переживало большие трудности, которые состояли в маленьких приграничных патрулях и сохранении среди вражеских взглядов этого Европейского укрепления. Неистовые негативные реакции против Христианских поселений росли среди местного Мусульманского общества «день ото дня», так как они имели преимущественное право на жилище, что импонировало поселенцам, но Королевство было всегда мало рабочей силы.

756. МНК (стр. 274, примечание 1) указывает на латыни «quod………..esse videretur secretior» или «когда казалось, что они были на более выгодной дистанции» или же дальше всего от кровопролития (Ссылка на Гийома Тирского в СИК, стр. 354).

757. Гийом Тирский не упоминает шёлк. Кроме того, он не пишет о том, что Танкред разделил богатства, однако Танкред был связан присягой, что тайно восстановит Храм, когда ситуация будет более мирной. Французские источники немного перерабатывают этот текст (СИК, стр. 354-355).

758. Французские источники сокращают текст Гийома Тирского. Гийом Тирский пишет (там же, стр. 355) Французские источники сокращают текст Гийома Тирского. Гийом Тирский (там же, стр. 355) пишет: «…….повсюду лежали куски человеческих тел, и вся земля была покрыта кровью убитых. Это было не отдельное зрелище обезглавленных тел и искалеченных членов, которые усыпали всё пространство и внушали ужас всем, кто смотрел на них. Ужаснее этого был пристальный взгляд на своих победителей, с которых кровь капала с головы на ноги, вот действительно зловещее зрелище..».

759. Герольд был очень распространён во времена Сакстона, ещё возникший в этой эре. Поэтому они не экономили на использовании герольдов для того, чтобы показать свой статус, только одно удивительно как полуголые пехотинцы прекратили блуждать в окрестностях Иерусалима. Кроме того, удивительно, как такая потенциально запутанная ситуация была решена, и поэтому люди разрушили чуждые символы, забрав их свойства.

760. Эта глава объединяет двадцать четвёртую и двадцать пятую главу восьмой книги Гийома Тирского.

761. Современный читатель должен помнить о том, что Крестовый поход и паломничество в Иерусалим сулили отпущение грехов. Таким образом, Крестоносцы дважды получали отпущение грехов за одно путешествие.

762. МНК (стр. 277, примечание 1) указывает, что Сакстон допустил здесь ошибку. Данная цитата должна быть прочитана так: «Ликуй Иерусалим и возрадуйся с ней, все кто любят её» (ВКД, Исайя, 66:10)

763. БК (стр. 376, примечание 48) указывает на то, что Гийом Тирский изображает возвращение домов для того, чтобы цикл хроники был полным. Очистка города в следующей главе является буквальной очисткой города Христианами во время правления Готфрида.

764. Сакстон упускает несколько строк в перечне богатств. Этот отрывок правильнее должен читаться так (СИК, стр. 360): «…… бедные люди нашли всё то, что было им необходимо. Здесь было изобилие золота и серебра, и прекраснейших ювелирных изделий, и вина, и масла; и они нашли большие запасы воды, без которой они очень страдали, колодцы были полны водой в каждом доме».

765. Гийом Тирский (БК, стр. 378) указывает, что это был день для чтения Библии, как указывают источники Крестоносцев, и день великой молитвы.

766. Город был захвачен в течении второй половины дня 15 Июля 1099 года. Вечером Раймонд достиг Крепости Давида, покинутой гарнизоном. Резня в мечети случилась 16 Июля и полная очистка произошла до 17 Июля (Хагенмайер, стр. 253-257).

767. Гийом Тирский (СИК, стр. 361) не указывает на детали кремации трупов, как это делают Французские источники. По-видимому, трупы были сожжены за стенами и это было сделано так мудро, что ветер разносил пепел подальше от города, вполне возможно что они ожидали удобного ветра.

768. Французские источники перечисляют Филиппа, а затем Алексея. В тексте Гийома Тирского можно прочесть: «Руководство и направление деятельности было полностью в милостивых руках Господа……….». Таков конец восьмой книги.

769. Здесь начинается девятая книга Гийома Тирского, которая является финальной частью рассказа об Ираклийцах.

770. Гийом Тирский в своих исчисленьях включает день, с которого он начинает отсчёт. Так, по его подсчётам между 15 и 22 Июля прошло восемь дней.

771. Современный читатель может удивиться тому, как лидеры Крестоносцев решили от демократии вернуться к феодальной монархии, поэтому необходимо помнить о том, что  это была только модель работы правительства, которую они знали по практическому опыту-и которая казалась им самой лучшей. Средневековая философия рассматривала вопрос более обширный, чем место Короля как лидера светской власти, так как он был главным проводником подчинённых ему вассалов.

772. Очень важно понимать то, что рождение Арнольда считалось приемлемым для некоторых регионов Европы, несмотря на то, что сейчас роль целибата в жизни клирика является не существенной. Поэтому его коллеги рассматривали его происхождение, как позор, потому что это означало начало реформ Папы. Сакстон и его источники  все рассматривают его рождение как выразительное пятно на репутации.

773. Теперь рассмотрим, как продвигалась карьера Арнольда, его происхождение мешало его продвижению по службе, так как Папа был яростным противником браков священников или связей их с любовницами. Кроме того, Арнольд был не аристократического происхождения, и поэтому не похоже на то, что его возвышению способствовали кто-то из чиновников либо политиков, поэтому его покровитель Герцог Роберт мог договориться об этом. Таким образом, Арнольд нанёс ему три неожиданных удара, которые будут состоять в двух лицах, в будущем опозоренных источниками (его сообщнику из Матерры) и общественному мнению. Смотрите примечание к главе 194.

774. БК (стр. 380, примечание 2) указывает, что Епископ Калабрийский кажется, был военным священником Танкреда, поэтому он мог плести интриги в Вифлееме, потому что это было обычно для священника освещать Правителя завоёванной страны, как его духовного наставника. Кроме того, Вифлеем был обычным приходом Аксалонской епархии и не архиепископским городом, как все другие!

775. Французские источники СИК (стр. 365) в некоторых местах указывают: «И он был похоронен в Храме Маррана, как вы, наверное, слышали».

776. Опять тест отражает средневековое верование в то, что высокородный был лучше для управления и руководства чем простые люди.

777. МНК (стр. 316, примечание 34) указывает на то, что Сакстон здесь ошибся при переводе, указывая, что Готфрид стремился выучиться живописи и искусству изготовления стекла, скорее бы он занялся поисками художников. Гийом Тирский (СИК, стр. 366) разъясняет то, что Готфрид спрашивал священников и клириков о значении искусства.

778. Подозрительно – как популярность Раймонда так часто менялась в сознании людей с жары на холод, и его года и симпатии Византии отвергали других кандидатов – только де Ангулерс записывает эту информацию (Чаландон, стр. 278-279). Поэтому по распространённому мнению Раймонд был первым, кому предложили Корону.

779. Текст Гийома Тирского не указывает на парад и массовые радости, оканчивая вместо этого цитатой из библии; Французские источники перерабатывают финал (СИК, стр. 367). Указывается все трудности, которые люди перенесли во время Крестового похода, такие как изоляция Королевства, общественная поддержка Монарха была необходима.

780. Квадратная крепость была окружала крепостями и башнями в средневековый период, но следует отметит, что это была более древняя крепость.

781. Это ясно из предыдущей главы и, кроме того, в БК (стр. 382-383, примечание 7; стр. 384, примечание 10) указано, что Граф был непопулярен среди своих собственных людей, которые горячо надеялись, что он оставит Иерусалим, поскольку они очень хотели вернуться домой.

782. Это другие проявление набожности. Кажется слово «Bayned» переводиться с Французского языка по иному, «bain» в значении «ванна».

783. Сакстон копирует некоторые ошибки из Французского текста. Гийом Тирский указывает, что Крестоносцы торжественно шествовали от Гробницы до Храма (СИК, стр. 369).

784. Следует отметить, что Готфрид никогда не носил титула Короля и никогда не был коронован. Он носил официальный титул Защитник Гроба Господнего, и этот обычный титул всегда давался Принцам или Герцогам Лотарингский. Подробнее смотрите Франс «Избрание и Титул Готфрида Буйонского», «Канадский Исторический Журнал», № 18, стр. 321-321 (Декабря 1983 года). Кроме того, сошлёмся здесь на Универсальный международный каталог Клермон-Феррана, 1995 Совета Оверна, «Церковный собор в Клермоне 1095 года как предпосылка для Крестового Похода: Собрание документов Международного Университета Клермон-Феррана (23-25 Июня 1995 года)».

785. В противоположность этому, источники СИК (стр. 370) указывают, что Ида «…..была высокого происхождения и отличалась от благородных матерей семейства Запада благодаря её мягкому характеру и возвышенному положению». Сакстон совершает ошибку, неправильно дополняя Французский текст. Семья Иды происходила от Карла Великого по обоим линиям и превосходила по благородству семью Евстафия, который происходил от Карла Великого только по одной линии и был, а по другой был потомком местных Французских Правителей («База данных высокого дворянства Европы»). Смотрите изображения.

786. Генрих IV не призывал на службу Готфрида в течении шести лет, пока Готфрид не убил анти-короля Рудольфа Швабского (БК, 386, примечание 16). Император взял на службу Готфрида как вассала, потому что сын Императора Конрад  был арендатором герцогства Готфрида, Нижней Лотарингии, кроме того, как указывается в ряде источников Нижнейлотарингии. Смотрите, кроме того, главу 198.

787. Имеется в виду Стефан, Граф Шартра и Бло, который  позорно покинул Крестоносцев, речь идёт о его отце, который также носил имя Стефан. Гийом Тирский (СИК, стр. 371) ссылается на этого Стефана как на «прославленного и величественного Короля Англии», но Гийом Тирский работал во времена Короля Амори и осторожный хроникёр освещает  ярким светом происхождение своего покровителя. Французские источники вообще не указывают этой фразы Гийома Тирского. Труд Сакстона был посвящён Эдуарду IV, потомку Императрицы Мод, которая была врагом Короля Стефана, таким образом, Сакстон имел все основания не включать в свою хронику информации о Короле Стефане.

788. После смерти Болдуина, двоюродный брат Готфрида Болдуин де Бург стал Королём. В это время Евстафий услышал об этом, и по сообщения военных хронистов позднее и/или же одновременно с этим он начал гражданскую войну в Иерусалиме.

789. Некоторые авторы указывают на то, что Евстафий вместе с отрядом остался дома, что может даже оказаться правдой, потому что Евстафий никогда не упоминается в документах Крестового Похода Готфрида (Шрант «История Готфрида Буйонского». Дополнение С). Кроме того, это свидетельствует о том, что Готфрид имел договорённость по поводу финансирования его Крестового Похода и содержал свою мать благодаря  нескольким своим землям в Лотарингии, и что Ида управляла его вассалами в их отсутствие.

790. Вильям Буйонский апокрифический персонаж. Действительно же братьев было трое: Евстафий, Готфрид и Болдуин. Готфрид был выше их по четырём причинам: текст Гийома Тирского; пророчество в данной главе; средневековые авторы приписывали превосходство старшему сыну; и то, что он получил более высокий титул. Однако Евстафий унаследовал отцовские земли, что означало то, что он был старше; Готфрид же передал наследование своему дяде, который был следующим в линии наследников, и это было ещё более непреклонное решение, потому что Нижняя Лотарингия была богаче, чем Буйонь, что вызвало разногласия по поводу Герцогского титула; причём Болдуин отправился в путешествие и пребывал за границей, стереотип «младшего сына» являлся основой феодализма, поэтому он всегда  был моложе и младше в литературных источниках. Вильям, сын Завоевателя, унаследовал подобную манеру. Смотрите главу 203.

791. Кроме того, как упоминалось ранее, Болдуин отдал две свои новые крепости Готфриду с целью удержать Святую Землю; Евстафий был подвластен Королю Франции и, до отъезда Гиона Лиманского, уехал с большей частью благородных французских рыцарей. Поэтому можно отметить, что Готфрид не был их «Властелином».

792. Источники Сакстона (СИК, стр. 371) описывают Готфрида как блондина.

793. Гийом Тирский не указывает «четыре брата», так как это делают Французские источники. Кроме того, Вильям Буйонский не упоминается в тех или других источниках, скорее всего он не существовал (СИК, стр. 371-372).

794. Ида в течении долгого времени считалась святой и указывалась как Вита. Сейчас же возникает вопрос о том была ли она канонизована («Перечень Святых. Алфавитный указатель».), в соответствии с поправками к перечню блаженных («Святые Католической Церкви».) или же она общепризнанная святая («Католическая Энциклопедия»). Согласно данным перечням, она всегда указывается как покровительница брака, и память о ней отмечается 13 Апреля.

795. Как указывалось выше (Глава 195, примечание 7) это ошибка автора, что слова Гийома Тирского о пророчестве заслуживают доверия и поэтому заслуживает внимания вопрос о путанице в происхождении братьев Буйонских, что может быть  решено с помощью простой ссылки на их Французских предков.

796. Гийом Тирский указывает, что он воевал против «родственника», Французские же источники в данном случае упоминают слова «двоюродный брат». Противоположное стороной был Альберт III фон Намур, его второй двоюродный брат. Сакстон, кажется, использует слово «кузен» в том смысле, что дворянство, которое собралось здесь, было связано между собой (и происходило от Карла Великого)  однако здесь была ещё и другая взаимосвязь.

 Аргументы были следующими: Император Священной Римской Империи Генрих IV был полным повелителем Герцогства. Готфрид был назначен здесь, однако отрёкся от герцогства, когда его дядя предательски убит в 1076 года, потому что его вдовствующая тётка, Матильда Тусканская, была злейшим врагом Генриха. Альберт же был определён Генрихом как вице-герцог Нижней Лотарингии сообща с сыном Генриха Конрадом (Ходи, стр. 398).В последствии Генрих изменил своё мнение после того как Готфрид в течении нескольких лет выполнял службу Императорскому дому и совершил свой военный подвиг, убив анти-короля, противоположного Генриху (смотрите Главу 198). Таким образом Альберт находился в более отдалённой связи как двоюродный брат по супруге умершему герцогу, но уже принял титул, Готфрид был кровным племянником умершего, но Император собственноручно заранее отказал ему. Готфриду казалось, что он победил, однако он был озадачен, поскольку ему было всего девятнадцать лет, в сторону его доблести в дуэли.

Франс («Победа на Востоке», стр. 81) упоминает Лотарингию как «совершенно ничего не значащий титул» от которого Готфрид хотел избавиться. Автор совершенно верит в то, что Готфриду как молодому человеку его поддержка была очень важна-в самом деле он сохранил этот титул вплоть до своей смерти-но был в последствии очень рад избавиться от него, вернее это было невозможно в семейной, религиозной и политической ситуации, так как его Герцогство соответственно было единственным его владением, которое не было заложено для похода в Святую Землю. Схожая ситуация произошла с Болдуином, который отказался от Вердуна (Ходи, стр. 215, примечание 1).

797. Гийом Тирский не указывает лошадей. Это кажется анахронизмом, более соответствовавшим представлениям позднего средневековья, когда рыцари нападали на всадника с копьём на перевес с целью связать это рассказ. Кроме того, БК (стр. 389, примечание 21) указывает на то, что данная история не упоминается Германскими историками, хотя Готфрид и эта связь известна как упорно продолжающийся спор, произошедший в результате действий их предков в Лотарингии.

798. Это случилось в 1077 году как часть Спора об инвеститурах, когда Рудольф был избран и утверждён как анти-король в результате спора Императора Священной Римской Империи Генриха IV по согласованию с Папой.

799. Точное указание на преступление как «lese majeste» встречается у Гийома Тирского (БК, стр. 390). Французские источники  не употребляют этого термина, указывая только «великое нарушение закона», чему следует и Сакстон (СИК, стр. 374).

800. Сакстон указывает «fawcon» в ссылке на охоту на птиц. МНК (стр. 289, примечание 2) помечает это слово как неверно переведённое или искаженное слово «gonfanum», которое рассматривается как «боевое знамя», и в соответствии с источниками СИК (стр. 375) это указание является более правильным. Поэтому Сакстон  явно употребляет слово «gonfalon» (аналог слова «gonfanum») в некоторых главах, таким образом, он путает флаг и «сокола», то есть Орла Гогенштауфенов, который как раз образовался в его веке. Кроме того, это было анахронизмом потому, что Генрих IV был Салианом, а не Гогенштауфером, чей двуглавый орел был более известным.

801. Хотя Рудольф и назывался «Королем Саксонским», современные исторически источники указывают на него как на «Короля Германского», Таким образом, узурпировав один из титулов Генриха IV.

802. Снова возможный анахронизм в титуле.

803. Французские источники (СИК, стр. 375) указывают: «……..моей целью было рассказать об всех заморских землях». Эта один из отрывков текста Гийома Тирского, показывающий, что он вносил поправки в свой труд для чтения его перед Западноевропейской публикой; если бы его история была предназначена для Восточных Европейцев, это должно было быть прочитано «те земли» или что-то подобное.

804. Ходи вступает в дискуссию относительно его расположении в Буйони, Буйени или Лотарингии.  Епископ Льежа поддерживал Готфрида в его соперничестве с кузеном Немуром, и был вполне возможно его дальним родственником. Современный епископ был очень близок с Идой, как патронессой монастыря, она управляла землёй, которая была пожертвована ему, как залог до выкупа её Готфридом или, если он погибнет, следующими тремя мужами по прямой линии. Эта обязательство никогда не было выполнено.

805. Совершенно неясно почему Готфрид долго поддерживал клириков, которые были готовы создать церковь на манер Французской, почему он изучал Французские обычаи-тогда, как он был подданным Правителя Священной Римской Империи, это кажется неправдоподобным, несмотря на то, что он получил воспитание во Французской Буйени или же Французские обычаи были формально провозглашены королевской или всеобщей волей. Французские источники, переводя слова Гийома Тирского, фабрикуют эти детали, тогда как Латинские источники  вообще не указывают на это (СИК, стр. 376).