Комментарии

567. МНК, стр. 209, примечание 6.

568. Гийом Тирский упоминает это в СИК, стр. 268-269; БК, стр. 291.

569. МНК, стр.210, примечание 2.

570. Корбагат воодушевил и повёл в атаку своё левое и право крыло (Гийом Тирский, СИК, стр. 268).

571. Французские источники (СИК, стр. 268) указывают: «……..[Норманны разбили на части толпу наступающих]». Это замечание можно отнести к действиям трёх отрядов, и Сакстон написал «французы фламандцы», без упоминания «и», создаётся впечатление, что он хотел добавить в этот список ещё кого-то.

572. Гийом Тирский  говорит только о том, что Турки предали огню луга, используя «обычный для них метод войны», но Французские источники указывают на то, что они «спалили траву» (там же, стр. 269). Причиной этого могла стать просто горящая зола от костров. Эта дымовая завеса или выкуривание в дальнейшем привело к поражению Христиан в Хатыни, что стало причиной Третьего Крестового похода, и это хороший  пример использования окружающей природной среды в качестве оружия. Данный метод в Первом Крестовом походе применялся не раз, Турецкие силы впоследствии будут выкуривать монахов из пещер и их укрытий во время защиты Иерусалима.

573. Гийом Тирский (БК, стр. 293) указывает, что это было вынесено только в течении зимы. Правильнее же будет указание на 28 Июня 1098 года (Хагенмайер, стр. 175-176).

574. Французские источники вставляют эту речь (СИК, стр. 170-171).

575. Гийом Тирский (БУК, стр. 293) указывает, что Корбагат использовал «постоянную смену лошадей для помощи в случае побега».

576. Гийом Тирский указывает, что здесь были 3 000 либо 4 000 преследователей, Французские же источники, считая их, указывают «более 4 000» (СИК, стр. 271).

577. Гийом Тирский указывает, что Господь наслал страх в головы Сарацинов во время этого случая и «…….десять наших людей казались им многими тысячами…….», это очень похоже на чудо иллюзии, когда Крестоносцы вызвали ужас в Антиохии.  Французские источники, используя более мирской тон, указывают, что Крестоносцы вызвали их на бой, «……….потому что в сердцах Сарацинов был великий страх, десять наших людей преследовали сотню их людей» (там же). Вполне ясно, что в данном случае Сакстон опираясь на Французский текст, делает акцент на то, что Крестоносцы вынудили Сарацинов бежать, но указание на то, что 500 воинов преследовали Турков является преувеличением, поэтому Сакстон верит в то, что это число во Французских источниках явно преувеличено.

578. ВКД Книга Притчей Соломоновых 21:30.

579. ВКД Юдифь 13:17.

580. Данная фраза означает, то Раймонд намеревался войти в доверие к Готфриду, предоставив его лошадь, когда Готфрид лежал больным. Гийом Тирский указывает слово «extorserid», с помощью которого он хочет доказать, что Готфрид хотел получить его в качестве «трофея» или «вымогал» лошадь у него, что является примером самопожертвования и милосердия Готфрида, Сакстон же следует Французской версии (СИК, стр. 271-272).

581. Во Французских источниках (там же) можно прочитать: «высокие рыцари и благородные мужи двинулись пешим строем среди сержантов, когда они отдали им приказ держать свои [позиции], в действительности же они сдерживали и приказывали простым воинам как они могут нанести как можно больший вред их врагам». Здесь можно обнаружить другой анахронизм, который соответствует позднему средневековому военному описанию данной истории. Кроме того, здесь Сакстон указывает, что рыцари были вместе с общим отрядом пехотинцев, это, скорее всего воздействие Английского взгляда на данные события, как противоположного более возвышенной Французской концепции в данном отрывке. Гийом Тирский (БК, стр. 295) не указывает  на то, что рыцари ехали верхом, что является предпосылкой для предположений, которые сложились в источниках в дальнейшем; это полностью соответствовало тому, что кавалеристы в эту эпоху часто спешивались и сражались как пехотинцы, особенно же это было распространено среди Норманнов.

582. Гийом Тирский указывает на аналогию с другим библейским случаем, который он относит к Крестовому походу, делая сравнение с ВКД Вторая Книга Царей 7:1 и описывая этот эпизод в таком стиле: «прямое повторение древней истории с Самарией……….» (БК, стр. 295; СИК, стр. 273, примечание 1).

583. Французские источники полностью включают этот текст (СИК, стр. 273).

584. Гийом Тирский и Французские источники указывают на 28 Июня 1098 года (там же), однако Сакстон ошибочно указывает 21 Июня. Хагенмайер (стр. 176-177) указывает, что Ахмед ибн Мериан, командир цитадели, сдал её лично Боэмонду, Хагенмайер указывает, что это произошло 28 Июня.

585. Ислам запрещает изображение людей и животных. Найденные изображения являются пороком, они были сделаны неверными (Христианами), в местах священных для неверных, были трижды обидно.

586. БК указывает (стр. 297), что эта случилось спустя примерно два года, приблизительно в 1100 году н. э.

587. Тарс, провинция Ичель, Турция.

588. БК (стр. 297, примечание 13) тщательно чертит границу между этим случаем и соблюдением правил приличия сторонниками Боэмонда, чтобы читатель верно интерпретировал это утверждение-как поступают некоторые учёные-  имея в виду, что Боэмонд был Принцем Таранто, его  родины, и перенёс формальный феодальный статус в свой новый город. По версии Сакстона это, скорее всего это менее двусмысленно, но это важное замечание выступает как предостережение.

589. Гийом Тирский данной главой начинает седьмую книгу.

590. Жена Болдуина Костанция  отправилась в экспедицию в Святую землю  искала её погибшего супруга в течении восьми лет вплоть до следующего десятилетия.  Её смерть так и не была обнаружена.

591. Создаётся впечатление, что участие Гиона в Крестовом походе было компромиссом в интересах Французской правящей династии, чувствующей, что представление династии в Крестовом походе было необходимым, однако это делало невозможным риск для Королевской персоны. Кажется, что Гион Лиманский  не имел личных мотивов пойти добровольцем в поход,  это не удивительно, что он постоянно искал удобного случая для того, чтобы вернуться домой.

592. Французские источники упускают ссылки, которые здесь указывает Гийом Тирский (СИК, стр. 278).

593. Адемар в роли Папского легата представлялся ему как воплощение религиозного отряда Крестоносцев, и с этого времени задержки и трудные испытания были воспринимаемы им как пустая смерть. Поэтому он спорил с ними, в некоторой степени, Крестоносцы же терпели трудности в Антиохии и все как один были просто истощены, однако ясно казалось, что некоторое время здесь не было общепризнанного лидера.

594. Генрих Дескуи умер ранее в Главе 135.

595. Вера в то, что вонючий воздух или «испарения» может причинить болезнь сохранялась вплоть до Викторианских времён.

596. Как ранее в хронике в течении марша через пустыню, когда  люди и животные разрывались, употребляя такое большое количество воды, когда они в итоге нашли источник (смотрите Главу 76).

597. Эта глава включает в себя вторую и третью главы седьмой книги Гийома Тирского.

598. Гийом Тирский (БК, стр. 300) указывает на то, что они приняли это решение в Первых числах Октября. Поэтому БК (примечание 5) указывает, что дата может рассматриваться как 1 Октября, или же, как можно найти указание у Хагенмайера (стр. 180), принимая во внимание, что совет баронов принял решение 1 Ноября 1098 года, это происходило в Михайлов день, то есть 29 Сентября.

599. МНК, стр. 218, примечание 1.

600. Западная способность объединяться была ключевым фактором данного триумфа Крестоносцев, о чём свидетельствует этот инцидент, особенно если принимать во внимание ближний бой с Турками.

601. Гийом Тирский указывает здесь пять дней (СИК, стр. 281).

602. БК (стр. 302, примечание 8) свидетельствует о том, что употребление  птиц в качестве посланцев во время войны было новым для Западных мужей. Послания всегда привязывались под крыльями, чтобы сохранить баланс, никогда они не привязывались к лапам, как обычно указывается в фильмах. Для дальнейшего изучения данного вопроса Др. Эванс предлагает обратиться к таким трудам: С. Б. Эдгингтон «Голуби в войне. Часть, описывающая использование Голубей в Первом Крестовом Походе» в редакции Баларда, «Авторы о первом Крестовом походе».

603. Сакстон делает эту главу меньше, тем самым, получая материал для новой главы.

604. В труде Гийома Тирского данный материал является частью четвёртой главы, и сейчас он выделен в отдельную главу.

605. Гийом Тирский (СИК, стр. 286) указывает, что Болдуин имел 200 кавалеристов в его свите.

606. Хотя этот рыцарь Фульчер Шартский служил Болдуину, это вызывает сомнение, что его можно идентифицировать с «Фульчером, капелланом Графа Шартского, и потом Болдуина  [Эдесского] второго Короля Иерусалимского….» (Счафф, Филип "История Христианской Церкви", глава 7, примечание 7). Позднее же этот Фульчер известен как автор «Gesta Francorum». Это просто очень интересное совпадение.

607. Гийом Тирский (СИК, стр. 288) указывают, что "скорые действия" Болдуина укрепились с помощью большой хитрости.

608. Сакстон пренебрежительно отнёсся к указанию его источниками информации о том, что Граф находился в близких отношениях с Петром (СИК, сто. 288).

609. Гийом Тирский пишет, что эти люди пришли из Ратисбона, теперь Регенсбурга, в Священной Римской Империи (там же, стр. 289).

610. Не потому, что было трудно подсчитать численность, но ещё и потому, что некоторые хроникёры выводили среднее число людей-их патроны и публика не включала простых людей, таким образом, простые люди были не слишком важны в их трудах.

611. Гийом Тирский воспроизводит старо французское слово «belfroiz» в Английском написании, вместо того, чтобы перевести это слово. МНК (стр.227. примечание 1) указывает на его значение как «подвижная деревянная крепость».

612. Гийом Тирский (БК, стр. 311) указывает, что Крестоносцы, кроме того, плели плетеные изделия для защиты.

613. Гийом Тирский (там же) указывает, что горожане, словно пчелиный улей жалили Христиан! В полном вооружении они могли воспринять все смертельные стрелы, которые не уничтожали их и передвигались по частям, таким образом, никто не был убит, пока не открылся.

614. БК (стр. 313, примечание 14) указывает, что это собрание произошло 4 Января 1099 года. Хагенмайер (стр. 206-207) подтверждает эту дату собрания и указывает, что 5 Января 1099 года бунтовщики разрушили стены.

615. Сакстон указывает выражение "без сил", тогда как Французские источники указывают здесь «par dehors», в МНК (стр. 229, примечание 9) можно прочесть как «совершенно». В сборнике АИСФЯ указано «outside», что должно применяться здесь как «outwardly» (Ссылка. АИСФЯ Коллекция ссылок. Французский словарь).

616. Гийом Тирский (БК, сто. 315) указывает, что Раймонд сделал это, зная абсолютно точно, что другие бароны, вероятно, не последуют за ним.

617. Гийом Тирский (СИК, стр. 295) указывает, что Вильям имел семь лошадей и тридцать свежих пехотинцев, но это не очень сильное подкрепление к основным силам.

618. Гийом Тирский (там же) указывает, что «не более чем 350 из них были кавалеристами».

619. В соответствии с различными рассказами общая численность объединённых сил составляли или 300 или 350+40+40 конников, или по некоторым данным от 380 до 430 кавалеристов.

620. При первом прочтении может показаться, что это не имеет существенного значения, однако это в скорости лёгкая кавалерия покажет свою силу. Кроме того, Гийом Тирский (там же, стр. 299) указывает, что 1 000 воинов оседлали лошадей, тем самым дополнив силы, готовые к бою, что в результате приведёт к тому, что силы будут в четыре раза превышать свою численность.

621. Это говорит о том, что Граф и Епископ взяли сопровождение и создали  вид скрытого арьергарда. Гийом Тирский (СИК, стр. 296) указывает, что Граф в одиночку пошёл в конец отряда, оставив Епископа с Танкредом и Герцогом Нормандским во главе колонны.

622. Гийом Тирский (там же) упоминает только про засаду, не указывая на это искусное притворство.

623. Гийом Тирский пишет о том, что Крестоносцы получили дары, увеличив количество лошадей, однако Французские источники упускают эту деталь (там же, стр. 297).

624. БК (стр.317, примечание 15) указывает, что это произошло 14 Февраля 1099 года.

625. Следует отметить, что у Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет. Сакстон здесь упоминает сына Ноя Хама.

626. Гийом Тирский (БК, стр. 318) говорит только об Арчисе, который был седьмым сыном Ханаана. Вместо этого Гийом Тирский перемещает эту информацию в следующую главу, где он пишет об этом относительно Тортосы, однако Сакстон упускает это.

627. Данная глава включает в себя содержание пятнадцатой и шестнадцатой глав седьмой книги Гийома Тирского.

628. Средневековое название, которые было большее общеизвестно как «Тортоса».

629. Гийом Тирский указывает, что 100 кавалеристов вместе с двумя отрядами по 200т пехотинцев каждый двинулись вперёд, таким образом, общее количество войск составляло 500 человек (СИК, стр. 299). 

630. Гийом Тирский указывает, что пилигримы не упоминали о пользе, добытой первым отрядом, но скорее «умоляли более благосклонно относиться к жителями, а лидеров показать покорность людей Господу, когда они поведут их……… по дорогам Господним» (СИК, стр. 300).

631. Гийом Тирский (там же) указывает, что второй отряд собрался 1 Марта 1099 года. Кроме того, Хагенмайер (стр. 219-220) указывает на то, что Антиохия и Лаодекия были пройдены  к концу Февраля.

632. БК (стр. 320, примечание 18) напоминает нам, что главным врагом Боэмонда были не Турки, но Греки, которые потребовали город для Византийского Императора, которого Крестоносцы недавно покинули, считая, что их неудачи будут встречены его поддержкой, которая была обязанностью для него как их феодального властелина.

633. Гийом Тирский (СИК, стр. 301) указывает, что Боэмонд помнил о своих общественных и религиозных обязательствах при осуществлении этих деяний. Он, однако, не приписывает Боэмонду рыцарских мотивов, поэтому, кажется, что Сакстон сделал эту интерпретацию произведения, взывая к чувствам своего века и своего покровителя.

634. Гийом Тирский указывает, что Крестоносцы приобрели хорошее расположение среди местного Христианского населения (СИК. Стр. 301-302).

635. В соответствии с указаниями Гийома Тирского (БК, стр. 321), в это время Губернатор правил Ибелином от имени Халифа. Согласно Французских источников, текст Сакстона должен быть прочтён так: «Бейлиф Халифа Египта держал в своей власти этот город, который был первым городом на морском побережье, [который] оказался под Египетской властью» (МНК, стр. 236, примечание 1; СИК, стр. 302).

636. Сакстон берёт это текст в кавычки как цитату, тогда как Французские источники указывают его от третьего лица и этот отрывок вставлено в текст Гийома Тирского (СИК, стр.302).

637. Силы Герцога уже завладели богатством Арчуса. Танкред выехал из лагеря, осаждая город, встретил его (БК, стр. 322).