Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ПАВЕЛ ДИАКОН

РИМСКАЯ ИСТОРИЯ

HISTORIA ROMANA

КНИГА XI

1. aВ 1118 году от основания Города Валентиниан a, bродом из Кибалы в Паннонии, бывший тогда трибуном скутариев b, aбыл провозглашён в Никее 38-м императором a, а bв Константинополе взял себе в соправители брата Валента b. cЕго отец, Грациан, происходивший из средних слоев [города] Кибалы, был прозван «Канатным», потому что когда он, однажды, нёс охотничью сеть, сплетённую из каната, пятеро солдат не смогли её у него отнять. За это он по праву был принят в армию и дослужился до чина префекта претория. По причине его популярности среди солдат Валентиниану и была предложена императорская власть, хоть он от неё и отказывался c. aКогда он при августе Юлиане свято соблюдал христианскую веру и, как было сказано, занимал должность трибуна скутариев, то, получив от безбожного императора приказ или принести жертву идолам, или уйти из армии, добровольно оставил службу. Но, как только Юлиан был убит, а Иовиан умер, он, который ради имени Христова оставил должность трибуна, тут же получил императорскую власть вместо своего гонителя a. eИ вот, когда шёл уже третий год его совместного с братом Валентом правления e, dон по просьбе тёщи и жены сделал августом своего ещё не совсем совершеннолетнего сына Грациана d.

2. eВ этом году у атребатов из облаков изливалась настоящая шерсть вперемежку с дождём e. fВ Константинополе выпал удивительной величины град, убив нескольких человек. В эти дни Прокопий, захвативший власть в Константинополе, был убит близ Салютара Фригийского, и очень многие его сторонники были убиты и подвергнуты проскрипциям. Около этого времени в результате землетрясения, прокатившегося по всему миру, море затопило берега, так что города Сицилии и многих других островов были потрясены и разрушены и погребли под своими руинами неисчислимое количество народа f.

3. gМежду тем Валент, крещёный Евдоксием, епископом арианской ереси, впал в ужаснейшую ересь и пытался преследовать католиков, но был удержан авторитетом брата. В это же время Атанарих, король готов, жесточайшим образом преследовал в своём народе христиан и многих из них увенчал венцом мученичества.

4. Валентиниан сокрушил во франкских землях саксов, племя, живущее на берегах океана и в непроходимых болотах, ужасное своей доблестью и подвижностью, опасное для римских границ и замыслившее туда вторжение. Тогда же на берегах реки Рейн осело более 80 000 вооружённых бургундов, которые, правда, малое время спустя стали христианами g. hМежду тем, Валентин был разбит в Британии прежде, чем захватил власть h.

5. iВ одиннадцатый год своего правления Валентиниан готовил войну против сарматов, которые рассыпались по Паннониям и опустошали их, и, давая ответ их посольству в Бригетионе, городе квадов, умер в возрасте пятидесяти пяти лет от внезапного кровоизлияния, которое по-гречески зовётся апоплексией, потеряв речь, но в полном сознании. Многие говорят, что это произошло от невоздержанности в пище и беспечности, которая распространилась на весь организм i. 6. jЭто был выдающийся император. Он был красив лицом, обладал живым умом, величавостью и, подобно Аврелиану, изысканной речью. Хотя он был сдержан в словах, строг и внушителен, он не был также лишён пороков, особенно алчности. Во многом, о чем я упомяну, он был похож на Адриана. Так, он прекрасно рисовал, обладал [хорошей] памятью, изобретал новые виды оружия, умел лепить из воска или из глины всякие изображения, мудро использовал место, время, свою речь; короче говоря, если бы он удалил от себя негодных людей, которым доверялся как самым верным и мудрым, и, напротив, приблизил людей просвещённых, из него, вне всякого сомнения, получился бы превосходный правитель j.

7. kС 1128 года от основания Города Валент, 39-й по счёту, правил империей Востока после смерти Валентиниана ещё четыре года, в то время как Грациан, сын Валентиниана, правил Западной частью, сделав своим соправителем малолетнего брата Валентиниана k. lЭтот Валентиниан родился у Валентиниана Старшего от его второй жены – Юстины, на которой он женился после того как красоту Юстины расхвалила его первая супруга; он издал из-за неё закон, согласно которому все, кто хотел, могли безнаказанно иметь двух жён. Ибо язычники потому столь многочисленны, что у них распространён этот обычай. Итак, женившись, как мы сказали, на Юстине, Валентиниан родил от неё четырёх детей: Валентиниана, которого, как было сказано выше, Грациан сделал своим соправителем, а также Юсту, Грату и Галлу l.

8. Между тем, Валент, исполняя на деле то нечестие, которое задумал уже давно, mиздал закон, по которому монахи обязаны были служить в армии; не желавших он приказал трибунам и солдатам до смерти избивать палками. Несметное их количество рассеялось тогда по безлюдным пустыням Египта; многие, главным образом в районе Нитрии, приняли венец мученичества. Всюду, по отдельным провинциям католические церкви и люди истинной веры подвергались различным притеснениям m.

9. nМежду тем, в пределах Африки некий Фирм, подняв племена мавров, провозгласил себя царём и подверг разорению Африку и Мавританию. Валентиниан отправил против него Феодосия, отца того Феодосия, который позднее встал во главе империи, и тот в ходе многочисленных сражений разгромил разрозненные племена мавров, а самого Фирма, павшего духом и подавленного, принудил к смерти. После того как благодаря величайшему участию Провидения он усмирил Африку, Валент, побуждаемый завистью, приказал его убить; тогда он пожелал принять в Карфагене крещение в отпущение грехов и, идя на славную смерть, сам подставил палачу свою шею n.

10. oВ эту же пору народ гуннов, долгое время запертый в своих неприступных горах, был охвачен внезапной яростью и, напав на готов, согнал их с древних мест обитания. Бежавшие готы, перейдя через Дунай, были приняты Валентом без всякого договора. Затем из-за нестерпимой жадности полководца Максима они, вынужденные голодом, взялись за оружие и, победив войско Валента, разлились по Фракии, опустошая всё огнём и мечом. Узнав об этом, Валент покинул Антиохию и, когда снаряжал войско против готов, движимый запоздалым раскаянием в грехах, приказал вернуть из изгнания епископов и прочих святых мужей o. 11. pЗатем, когда он вступил в плачевную битву с готами p, oримские конные отряды в результате первого же натиска готов были смяты и оставили пехоту без всякой защиты. Последняя тут же была окружена вражеской конницей и буквально засыпана градом стрел; затем, когда пехотинцы, обезумев, метались в страхе туда сюда, они были полностью уничтожены. Сам император был ранен стрелой и обратился в бегство o; rпоскольку из-за сильной боли он часто соскакивал с коня r, pего отнесли в очень бедную хижину. Когда нагрянули готы и подожгли её, он в ней сгорел p. oРанее, когда готы просили прислать им епископов, чтобы получить от них начатки веры, Валент отправил к ним наставников арианского учения. Таким образом, весь этот народ стал арианами. Так что по справедливому приговору Божьему [Валент] был сожжён теми, кого сам воспламенил огнём нечестия o. sПосле смерти императора готы уже без всякой опаски подошли к городу Константинополю, где тогда августа Доминика, жена Валента, выдав народу большие средства, отразила врага от города и честно и мужественно сохранила царство для своих родных s.

12. tС 1132 года от основания Города Грациан, 40-й от Августа, обладал властью в течение шести лет после смерти Валента, хотя ещё до этого правил вместе с дядей Валентом и братом Валентинианом t. uИтак, когда Грациан, ещё довольно молодой человек, узнал, что в римские земли вторглось несметное множество врагов, он, полагаясь на силу Христову, с далеко не равным числом воинов двинулся на врага и тут же близ Аргентария, города в Галлии, с невероятной удачей завершил ужаснейшую битву. Ибо в том сражении, как рассказывают, было убито более 30 000 аламаннов при незначительных потерях со стороны римлян u. 13. vВ этом ему способствовало истинное почитание им святой веры. Ибо Италия вплоть до этого времени страдала от арианского нечестия. И вот, когда после запоздалой смерти Авксентия Амвросий по Божьей воле был внезапно избран всеми из языческого судьи в Медиолане епископом и сразу же после святого крещение рукоположен в сан, он протянул императору Грациану книги в защиту католической веры, был им принят с уважением, как и подобало, и вся Италия тут же вернулась к истинной вере. В это время в Галлии, в Туре многочисленными добродетелями блистал блаженнейший Мартин v, wа в Вифлееме, городе, расположенном в Палестине, славился знаменитый на весь мир учёностью и мудростью Иероним w.

14. xДалее, когда Грациан увидел, что Фракией и Дакией, словно родными землями, владеют готы, тайфалы, а также гунны, которые хуже всякой напасти, и аланы, и что Римскому имени угрожает крайняя опасность x, yон с той же прозорливостью, с какой некогда Нерва избрал испанского мужа Траяна, чьими усилиями было восстановлено государство, призвал из той же Испании Феодосия, которому тогда шёл тридцать третий год, и со всеобщего одобрения облачил его близ Сирмия в пурпур и передал ему власть над Востоком и Фракией y.

15. zИтак, Феодосий поверил, что он благодаря милосердию Божьему спасёт государство, пришедшее в упадок в результате Божьего гнева. Все свои чаянья обратив на силу Христову, он без промедления напал на те великие и ужасавшие всех предшественников скифские племена, которых избегал даже Александр Великий и которые тогда после разгрома римского войска обогатились римскими конями и оружием, то есть на аланов, гуннов и готов, и победил их во многих крупных сражениях. В качестве победителя он вступил в город Константинополь и, дабы не потерять в постоянных битвах и малой части римского войска, заключил договор с Атанарихом, королём готов. Аталарих пришёл в Константинополь к Феодосию z, и тот принял его с удивительным радушием и приязнью. Затем, когда Атанарих вошёл в город и увидел как городские строения, так и многочисленность нарядившегося словно на праздник народа, то не мог отвести от них взгляд, а затем, войдя в императорский дворец и увидев различные службы и церемонии, он воскликнул: «Император – это, несомненно, земной бог, и всякий, кто дерзнёт поднять на него руку, заплатит за это своей кровью». Однако вскоре он заболел и отошёл от человеческих дел. Император лично шёл на похоронах перед носилками с телом и предал его достойному погребению. zПосле смерти короля все племена готов, видя доблесть и радушие Феодосия, подчинились Римской империи. В эти же дни парфяне и прочие варварские народы, враждебные прежде римскому имени, по доброй воле отправили к Феодосию в Константинополь послов и смиренно просили его о мире, и с ними был заключён договор z.

16. aМежду тем, в то время как Феодосий, укротив на Востоке варварские племена, вернул, наконец, освобождённую от врага Фракию и сделал соправителем своего сына Аркадия, Максим, муж деятельный и в принципе достойный императорской власти, если бы не добился её тираническим путём и вопреки присяге, против своей воли был провозглашён войском в Британии императором и переправился в Галлию a. bГрациан же пренебрегал армией и предпочитал старому римскому войску небольшие отряды аланов, которых он привлекал к себе за очень большие деньги; он настолько увлекся общением с варварами и чуть ли не дружбой с ними, что иногда даже отправлялся в путь в их одеянии, чем вызвал к себе ненависть со стороны солдат. Итак, Максим был принят враждебными Грациану легионами b, и, cзаманив в ловушку, убил его, устрашённого его внезапным вторжением и думавшего перебраться в Италию, когда Грациану было двадцать девять лет, а его брата, августа Валентиниана, изгнал из Италии. Валентиниан, укрывшись на Востоке, был с отцовской любовью принят Феодосием и в скором времени восстановлен на престоле c.

17. dГрациан был весьма образован; он слагал стихи, красиво говорил, разбирался в контроверсиях по правилам риторики; днём и ночью он был занят не чем иным, как упражнением в метании копья, считая за величайшее удовольствие и за божественное искусство, если попадал в цель. Он был умерен в пище, а также в отношении сна, преодолевал в себе пристрастие к плотским наслаждениям, и был бы полон прочих добродетелей, если бы направил свой ум к познанию искусства управления государством; но он был чужд этого не только из-за своего нежелания, но и по природной живости d.


Комментарии

a) Орозий, VII, 32, 1 – 4.

b) Иероним, 2380.

c) Аврелий Виктор, Эпитомы, 45, 2, 3.

d) Аврелий Виктор, 45, 4.

e) Орозий, VII, 32, 8.

f) Иероним, 2383 и 2382; Орозий, VII, 32, 5.

g) Орозий, VII, 32, 6; 9 – 11; Иероним, 2382.

h) Иероним, 2387.

i) Орозий, VII, 32; Аврелий Виктор, 45, 8 – 9.

j) Иероним, 2381; Аврелий Виктор, 45, 5 – 6.

k) Орозий, VII, 32, 15; 33, 1.

l) Иордан, Римская история, 238.

m) Орозий, VII, 33, 1 – 4; Иероним, 2391.

n) Орозий, VII, 33, 5 – 7.

o) Орозий, VII, 33, 10 – 15, 19.

p) Аврелий Виктор, 46, 2.

r) Иероним, 2395.

s) Иордан, Рим., 238.

t) Орозий, VII, 34, 1.

u) Орозий, VII, 33, 8.

v) Иероним, 2390.

w) Проспер, 385.

x) Аврелий Виктор, 47, 3.

y) Аврелий Виктор, 47, 3; Орозий, VII, 34, 2.

z) Орозий, VII, 34, 5 – 8.

a) Орозий, VII, 34, 9.

b) Аврелий Виктор, 47, 6 – 7.

c) Орозий, VII, 34, 10; Аврелий Виктор, 47, 7.

d) Аврелий Виктор, 47, 4 – 5.

Текст переведен по изданию: Pauli historia Romanae. MGH, AA. Bd. II. Berlin. 1879

© сетевая версия - Тhietmar. 2009
© перевод - Дьяконов И. 2009
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Monumenta Germaniae Historica. 1879