Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ИБН АЛ-АСИР

ПОЛНЫЙ СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ 264

АЛ-КАМИЛ ФИ-Т-ТАРИХ

I

|208| Затем [во время Антиоха] выступил человек по имени Ашак, 265 из потомков Дария старшего, родившийся и выросший в городе Рейе. 266 Он собрал большое войско и пошел против Антиоха; Антиох выступил ему навстречу, и они сошлись в области Мосула. Антиох был убит, а Ашак 267 овладел Савадом, 268 и в его власти оказалась территория от Мосула до Рейя и Исфахана. Остальные «цари племен» 269 стали почитать его из-за его возраста и благородства и за совершенные им дела; 270 его именем они начинали свои письма и величали его царем, причем он не отстранил ни одного из них. После Ашака стал царствовать его сын, Шапур, сын Ашака.

|209-210| Некоторые рассказывают, что после Александра Ираном владели «цари племен», 271 между которыми Александр разделил свое царство, 272 поставив над каждой областью отдельного царя, который и владел ею с того времени, как Александр назначил его ее царем, за исключением Савада, 273 так как эта область в течение пятидесяти четырех лет после смерти Александра была в руках ромейцев. Но среди «царей племен» оказался человек из царского рода, который владел Джибалем 274 и Исфаханом, а затем его потомки овладели и Савадом 275 и стали царствовать над ним, над столичными городами, 276 Джибалем и Исфаханом, являясь как бы главами остальных царей, 277 так как установился обычай выдвигать на первое место его и его потомков 278. .. Время господства «царей племен» 279 длилось двести шестьдесят лет, а по другим сведениям — триста сорок четыре или пятьсот двадцать три года 280[486]

II

|332| Хосрой Ануширван говорил: «... Я нашел, что воины являются опорой для тех, что возделывают землю, а земледельцы — опорой для воинов. Воины требуют для себя вознаграждения от плательщиков хараджа 281 и от горожан за то, что их защищают и сражаются за них, а земледельцы обязаны полностью давать воинам их вознаграждение, так как безопасность и невредимость для жизни и имущества возможны только благодаря воинам. С другой стороны, я нашел, что воины могут существовать, есть, пить, накоплять имущество и обзаводиться детьми только благодаря плательщикам хараджа 272 и земледельцам, а потому я стал брать от плательщиков хараджа в пользу воинов то, что требуется для удовлетворения их нужд, а плательщикам хараджа 283 из их урожая я оставляю столько, сколько нужно для их существования и для дальнейшей обработки земли. 284 Таким образом, я не причинил ущерба ни одной из двух сторон, ибо воинов и плательщиков хараджа я считаю двумя глазами, видящими вместе, двумя руками, помогающими одна другой, и двумя ногами: какую бы из них ни постигла беда, она распространится и на другую».


Комментарии

264. Изз ад-дин Абу-л-Хасан 'Али ибн Мухаммед Ибн ал-Асир (ум. в 630/1233 г.), автор известной всемирной хроники, озаглавленной «ал-Камил фи-т-та’рих» («Полный сборник летописей»), доведенной до 628/ 1230 г. Ибн ал-Асир не занимал официального положения, жил частным человеком, всецело отдаваясь интересовавшим его историографическим работам. Его всемирная хроника, одним из основных источников которой является более ранняя хроника ат-Табари (ум. в 310/923 г.), имеет, однако, и самостоятельное значение даже и для того периода, который охвачен хроникой ат-Табари; с одной стороны, Ибн ал-Асир вдумчиво и критически обработал имевшийся в его распоряжении материал; он не нагромождает, как ат-Табари, большое количество непроверенных сведений об одном и том же событии, а останавливается на той версии, которую считает возможным признать наиболее достоверной и лишь в сомнительных для него самого случаях приводит сведения из двух противоречивых источников. С другой стороны, Ибн ал-Асир использовал и такие источники, которые остались неизвестными его предшественникам, и приводит такие факты, о которых те умалчивают; некоторые из таких фактов европейским востоковедам удалось подтвердить на основании других вновь открытых или вновь обследованных исторических памятников.

Что касается истории Сасанидов, то мы в хронике Ибн ал-Асира не находим сколько-нибудь существенных дополнений к тому, что сообщают в своих исторических трудах Абу Ханифа ад-Динавери и ат-Табари. На приводимых ниже в переводе отрывках из хроники Ибн ал-Асира мы остановились ввиду того, что в них дается несколько более подробное освещение вопроса об Ашканидах и других династиях «царей племен» (см. прим. 15); последний отрывок иллюстрирует отношение Хосроя Ануширвана к сословиям воинов и земледельцев.

Хроника Ибн ал-Асира издана Торнбергом в 1867-1874 г. в 14 томах (Ibn-el-Athiri Chronicon, quod perfectissimum inscribitur, edidit Carolus Johannes Tornberg, vv. I-XIV. Lugduni Batavorum, 1867-1874); к этому изданию, I тому, относятся ссылки в последующем переводе. Характеристику этого исторического труда см. также у В. В. Бартольда (Туркестан, II, стр. 2-4).

265. См. прим. 14 (ат-Табари).

266. Город Рейй, Rhages греческих писателей, был расположен в северо-восточном углу провинции Джибал (см. прим. 60), близ нынешнего Тегерана.

267. См. прим. 14 (ат-Табари).

268. См. прим. 4 (ат-Табари).

269. См. прим. 15 (ат-Табари).

270. Ср. стр. 473; Les prairies d’or, II, стр. 132-133; ср. стр. 489.

271 См. прим. 15 (ат-Табари).

272. Ср. стр. 473 (ал-Масуди) и 489 (ал-Бируни).

273. См. прим. 4 (ат-Табари).

274. См. прим. 60 (ат-Табари).

275. См. прим. 4 (ат-Табари).

276. Быть может, надо читать в тексте не «Махат», а «.Мах» — «Мидия» (древнее Мада); ср. стр. 462 (ат-Табари), прим. 127.

277. См. прим. 15 (ат-Табари).

278. См. прим. 270.

279. См. прим. 15 (ат-Табари).

280. Дальше (стр. 272) Ибн ал-Асир говорит, что ни относительно последовательности, ни относительно длительности царствования отдельных Ашканидов, по признанию самих персов, не имеется точно проверенных данных; вместе с тем, повествуя об исторических событиях досасанидского периода, которых он не может более точно приурочить к определенной эпохе, Ибн ал-Acиp говорит, что это случилось во дни «царей племен».

281. См. прим. 23 (ат-Табари).

282. См. прим. 23 (ат-Табари).

283. См. прим. 23 (ат-Табари).

(пер. А. Э. Шмидта)
Текст воспроизведен по изданию: Шмидт А. Э. Материалы по истории Средней Азии и Ирана // Ученые записки института востоковедения, Том 16. 1958

© текст - Шмидт А. Э. 1958
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© ОCR - Станкевич К. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Институт востоковедения. 1958