ИЗЛИШНИЕ МАЛОРОССИЙСКИЕ МОНАХИ КОНЦА XVIII СТ.,

каких они были качеств и как доживали свой век 1.

1786 год был роковым годом в истории малороссийского монашества. В апреле сего года состоялся следующий указ императрицы Екатерины II.


Указ Нашему Синоду.

Предуспев с помощию Божиею распорядит епархии и монастыри в большей части империи НАШЕЙ на таком основании, которое и с первоначальными правилами благочестивой веры христианской и с общею пользою сходствует, не могли МЫ в одно время распространить оных на епархии и монастыри, в Малой России состоящие, по неустроенному до того в сей области управлению и по не имению в ней прежде сего ни верной ревизии, ниже точных правил для сбора доходов. С устроением ныне трех наместничеств малороссийских: киевского, черниговского и новгород-северского, на равне с прочими губерниями империи НАШЕЙ, приобретаем мы удобность ввести надлежащее единообразие и относительно содержания архиерейских домов и монастырей тамошних, учреждая оное самым достаточным образом, освобождая духовных властей и чинов от несвойственных им управления деревнями, забот хозяйственных и всего более неприличных духовному сану хождений в судах по тяжбам и ссорам, и стараяся от сея части заимствовать всевозможную для общества пользу. Посему и повелеваем.

Первое. Митрополиту киевскому производить на содержание [330] его и дома его ту самую сумму, которая по штатам утвержденным от нас в 1764 г. положена на архиерейской московский дом, за исключением денег на Чудов монастырь в тех штатах назначенных.

Второе. Киевопечерской лавре иметь свое содержение против назначенного в штатах на троицкую сергиеву лавру. Архимандритом киевопечерския лавры быть митрополиту киевскому, получая и положенный архимандриту троицкой сергиевой лавры оклад; впрочем число монашествующих так распорядить, чтоб половина оных была из ученых и к высшим духовным степеням приуготовляемых, другая же для служения ко архиерейскому дому и монастырю. А для уединения престарелых назначить по рассмотрению митрополита одну из приписных пустынь, вблизи Киева находящихся.

Третье. Катедральный киево-софийский монастырь переименовать киевским софийским собором, определя к нему протопопа и прочих священно и церковно-служителей с окладом наравне с моск. архангельским собором. Сверх того в сем монастыре помещено быть имеет и главное народное училище киевского наместничества, по воле НАІІІЕЙ заводимое от коммисии об установлении народных училищ в империи НАШЕЙ.

Четвертое. Ставропигиальный киевомежигорский монастырь перевесть в таврическую область, где оный в 1-м классе учрежден будет: строение же обратится для помещения отставных офицеров, призрения по их дряхлости и неимуществу требующих. Чего ради по выводе монахов и отдать все то в ведомство Приказа общественного призрения.

Пятое. Из монастырей киевской епархии быть в I классе киево-пустынно-николаевскому и киево-златоверхо-михайловскому, во II киевскому греческому екатерининскому, лубенскому преображенскому и вознесенскому переяславскому; в III – киево-выдубецкому и козелецкому георгиевскому, из коих первый имеет служить больницею для прочих киевских монастырей. Из женских монастырей определить в І кл. киево-фроловский вознесенский, во II киево-богословский, в III козеледкий и благовещенский золотоношский.

Шестое. Киевской академии со всеми к ней принадлежащими заведениями быть при архиерейском доме в киево печерской лавре, а братский монастырь, служащий ныне для помещения помянутой академии, обратить на главный гошпиталь по его положению. [331]

Седьмое. Черниговскому архиерею иметь по прежнему свое пребывание в катедральном борисоглебском монастыре; на содержание его и дома его производить сумму, по штатам на архиерейские домы второго класса определенную.

Восьмое. Чернигов. преображенский собор, в рассуждении древности его, положить на содержание новгородского софийского собора.

Девятое. Из монастырей черниговской епархии быть в I классе черниговскому успенскому елецкому, во II нежинскому благовещенскому, в III успенскому домницкому, из женских в III классе нежинско-введенскому.

Десятое. Новгородско-северскому архиерею иметь свое пребывание в монастыре спасо-северском новгородском; на содержание же его и дома его производить ту сумму, которая по штатам на архиерейские дома II класса определена.

Первое-надесять. Из монастырей новгородско-северской епархии быть во II классе глуховскому петропавловскому и гамалеевскому харлампиевскому, в III батуринскому николаевскому; из женских же оставить один в III классе по рассмотрению епархиального архиерея.

Второе-надесять. Из остающихся за сим монастырей обратит троицкий ильинский черниговский для помещения университета в сем городе учреждаемого, пятницкий женский для главного народного училища черниговского наместничества, заводимого коммисией об установлении народных училищ в империи НАШЕЙ; и сверх того в каждой губернии, по сношению НАШЕГО генерала губернатора с епархиальными архиереями выбрать по одному мужескому и по одному женскому монастырю, кои с лучшею удобностию употреблены могут быть к содержанию бедных, увеных и призрения требующих нижних чинов и тому подобных людей, — кои и отдать в ведение Приказов общественого призрения; прочии же, равно и приписныя к монастырям пустыни, за исключением упомянутой во 2 пункте сего указа, обратить въ приходския церкви, стараяся, где удобно, поместить при них малыя народныя школы и богодельни, что и относится в попечению Приказов общественного презрения и к распоряжению НАШЕГО генерал-губернатора.

Третье-надесять. На содержание киевской академии с принадлежащими к ней заведениями указали мы отпускать [332] ежегодно по 8400 р., на черниговскую и новгород-северскую семинарии на каждую по 2000 рублей.

Четвертое-надесятъ. Об отводе ко архиерейским домам и монастырям загородных домов, рыбных ловель и земли для выгона и для огородовъ сходно 12 пункту учреждения, приложенного при штатах 1764 года, предписано от НАС сенату НАШЕМУ.

Пятое-надесятъ. В пострижении в монахи и монахини поступать по точности правил в дух. регламенте и в указах и учреждениях НАШИХ относительно прочих епархий и монастырей империи НАШЕЙ изданных; для лучшего же объяснения всего вышеписанного приложено при сем росписание на все помянутые архиерейские дома, соборы и монастыри. Впрочем что принадлежит до управления имений за монастырями, в сих трех епархиях бывших, и сбора доходов, дан от НАС особый указ НАШЕМУ сенату.

С.-Петербург
апреля 10.
1786 года
2.

Екатерина.


Из этой торжественной и повидимому окончательной декларации ни один пункт, кроме первого и нескольких последующих, не был осуществлен с полною точностию. Остальное все переладилось, изменилось или даже и совсем разбилось в дребезги при соприкосновении с действительностию. Достаточно [333] сличить только теперешнее знакомое нам положение вещей в здешнем крае, чтобы видеть, как разнятся приведенный указ от исполнения его в действительности. Так по 2-му пункту мы не вядим, чтобы в печерской лавре половина иноков была ученых и к высшим духовным степеням приуготовленных. По 3-му пункту мы не видим в ограде киево-софийского собора главного народного училища. По 4-му пункту мы не видим, чтобы межигорский монастырь был перенесен в Тавриду и в зданиях бывшего монастыря мы не находим помещения для престарелых офицеров. По 5-му пункту мы не видим, чтобы выдубицкий монастырь служил больницею для прочих киевских монастырей, да и странно было бы, чтобы он служил таковою. По 6-му пункту хы не находим ни киевской академии в лавре, ни госпиталя на месте братского монастыря. По 7-му пункту мы не видим, чтобы борисоглебский монастырь служил местопребыванием черниговского архиерея, а по 10-му пункту мы и вовсе не находим архиерея в Новгород-Северске. По 11-му пункту мы не находим в Чернигове ни университета ъ ильинском монастыре, ни главного народного училища в пятницком монастыре. Широкие проэкты просвещения, благотворения и призрения на счет монастырей не осуществились. Так всегда впрочем бывает, когда, напав на какую либо новую, в сущности верную идею, примешают к ней посторонния цели. Основная идея задуманной теперь реформы, состоявшая в отобрании в казну монастырских имений и в ограничении числа монашествующих, была последовательно проведена до конца, но некоторыя ея частности едвали не были странностию и для тогдашняго времени, как напр. помещение всесословной еще академии в лавре в видах обращения братского монастыря в госпиталь, учреждение одной общей больницы для киевских монастырей в монастыре выдубицком, или перенесение монастыря межигорскаго в таврическую область, чтобы в его зданиях поместить отставных дряхлых офицеров. Не трудно впрочем догадаться, что последним распоряжением руководила мысль уничтожить последний след разоренного пред тем Запорожья, которое считало межигорский монастырь своею обителью, делало для нея богатыя приношения, получало от нея духовников [334] и в ней же предоставляло возможность окончить жизнь тем из своих членов, которые изъявили желание «замолить грехи свои» пред Богом, переменив суровую сечевую обстановку на мрачную келейную и тяжелые подвиги бранной жизни на еще более суровые подвиги отшельничества. Легко также понять, как все такия распоряжения глубоко оскорбляли традиционныя чувства местного населения; но с этими чувствами тогда не справлялись 3.

При уравнении малороссийского монашества с велироссийским, неизбежно должно было последовать закрытие многих монастырей и оставление за штатом многих монашествующих. И действительно, при введении штатов в трех малороссийских епархиях, оказалось подлежащими закрытию 42 обители, а 466 иноков и 510 инокин остались в излишестве, не считая лишних настоятелей и настоятельниц, которых набралось 29.

Св. синод, повидимому, наиболее озабочивался безобидным устройством судьбы заштатных настоятелей и настоятельниц и с этою целию требовал об них сведения от местных малороссийских архиереев.

Нам пришлось читать в синодальном архиве следующий доклад об них Самуила митрополита киевского:

Настоятели киевской епархии излишние:

1) Киево-братского монастыря архимандрит и киевской академии ректор Варлаам.

Качеств честных, учился с нижних классов и богословия, греческому, немецкому и французскому языкам и сам был учителем риторики и богословия; ныне присутствует в консистории.

2) Киево-кирилловского монастыря игумен Феодосий 46 лет.

Качеств хороших; учился с низших классов и богословия, и сам был учителем; ныне присутствует в консистории.

3) Киево-петропавловского монастыря игумен Амвросий 63 л.

Качеств честных; в школах учился и сам обучал разным языкам и наукам.

4) Переясловского михайловского монастыря игумен Аполоний 38 лет. [335]

Качеств хороших; учился с низших классов и богословия и сам был учителем.

5) Сорочннского михайловского монастыря игумен Иоасаф 80 лет.

Качеств хороших; в школах не обучался; за старостию и слабостию здоровья впредь к послушаниям не способен.

6) Залотоношского красногорского монастыря игумен в киевской академии превфект Димитрий 40 лет.

Качеств хороших; дел до него никаких не касалось.

7) Бывшего троицкого больницкого монастыря игумен Феофилакт.

Качеств добропорядочных в школах обучался латинскому языку и богословию; дел до него подозрительных не косалось.

8) Киево иорданского монастыря игуменья Александра.

Качеств честных; русской грамоте обучена.

Положение излишних настоятелей было все-таки сравнительно сносно; на содержание их ассигновалось из казны архимандритам по 70 р., игуменам по 50 р. в год, — сумма по тогдашнему времени не очень малая. А главное, — они всегда были на виду у начальства и при первой возможности получали штатное место.

Совсем иное было положение простых иеромонахов и монахов, оставшихся в излишестве. На первое время им, по доношению киевского митрополита, и жить было негде и пропитываться нечем. Скоро впрочем, по Высочайшему указу от 13 июля 1786 г., остающимся сверх штата монахам и монахиням определено было небольшое содержание из доходов деревень, бывших за архиерейскими домами и монастырями малороссийскими, именно иеромонахам и иеродиаконам по 13 р. в год, прочим монашествующим по 8 рублей, монахиням же всем по 10 рублей в год. Сумма на сие употребляемая, — гласил Высочайший указ, долженствует сокращаться по мере убавления монашествующих. Таким образом оставшимся в излишестве предоставлено было печальное право: стеснившись в небольшом числе уцелевших монастырей, доживать свой век на сверх-штатном содержании, в ожидании того, пока они смертию не выбудут, — [336] при чем местным архиереям предписывалось рапортовать по-полугодично об успехах смерти в истреблении излишней монашествующей братии, а также о поведении остававшихся в живых.

Из сохранившихся в синодальном архиве донесений мало- российских епархиальных начальств мы можем составить себе некоторое представление о том, как доживали свой век заштатные иноки, для которых в земной жизни не предвиделось иной перспективы, кроме выбытия посредством смерти.

Донесение киевского епархиального начальства довольно сдержанны и немногословны. Против имен излишних иноков стоят такия аттестации:

Стар и дряхл, состояния честного.

Совсем глух, состояния честного.

Слеп, состояния честного.

Состояния не худого, увечен.

Глазами слаб и мало видит. Состояния не худого.

Состояния не худого; больной жестокою болезнию.

Только против имени одного инока отмечено: «состояния слабаю и невоздержанного». Такъ-же не многословны и донесения черниговского епархиального начальства. О всех заштатных иноках общим итогом отмечено: «к послушанию способны, а состояния неблагонадежного». Или: «к послушанию способны, требующие исправления». Лучше отзыв о заштатных монахинях: «монахини состояния честного и неподозрительного».

Более подробны и откровенны отзывы новгород-северского епархиального начальства. Заштатные иноки стеснились в двух уцелевших монастырях новгород-северской епархии – глуховском и гамалеевском. О каждом монастыре епархиальное начальство доносит отдельно.

Глуховского петропавловского монастыря (заштатные) иеромонахи:

Самуил 58 лет. Состояния порядочного, честного, напивается, но не очень часто, и в напилости спокоен.

Варлаам 60 лет. Из польских монахов, называемых базилиан. В трезвости спокоен, порядочен и обхождения честного; в пьянстве же сердит и к дракам охотен. Священнодействие ему запрещено за убой из ружья игумена [337] своего, разсердясь на него, будучи еще в Польше базилианииом.

Макарий 35 лет. Совести худой, нрава развратного, тайно с монастыря бродит, по селам и шинкам пьянствует и к похищению чужого добра склонен.

Гавриил 45 лет. Из Польши, из униатских попов; состояния ныне средственного.

Монахи:

Евсевий 45 лет: Из козаков запорожских. Состояния худого, нрава жестокого: пьянствует, ссорится и к дракам охотен.

Иассом 32 лет. Состояния совсем худого. Всегда пьянствует, многия в монастыре воровства поделал, днем к кочью с монастыря ходит, но селам и шинкам соблазны делает, страха Божия и стыда лишился, и ко исправлению оного не предвидится надежды, и т. д.

Харлампиева монастыря гамалеевского (заштатные) иеромонахи:

Самуил 50 лет. Напивается, за монастырь самовольно, даже и по селам околичным, бродит, и в пьянстве злонравный.

Мисаил 48 лет. Состовния не совсем худого.

Амвросий 42 лет. Самого преразвратнейшего состояния: всех пороков скопище прегнуснейшее и т. д.

Монахи:

Виталий 60 лет. Добронравный, но ко бродяжеству склонный.

Патермувий 35 лет. Постоянен.

Роман 33 лет. Тих, скромен и трезв.

Зосима 41 года. На оба глаза слеп, ногами хром и одною рукою совсем не действителен: однако пьянствовать и бродить, да еще в ночное время, по околичным селам охочь.

Об остальных общим итогом отмечено: «сии все ведут себя по силе своей порядочно».

Ф. А. Терновский.


Комментарии

1. По рукописным документам архива Св. Синода.

2. Росписание.

Митрополиту киевскому содержание 3774 р. 40 к.

Служащим при доме архиерейском и пр. на распоряжение митрополита 151 р. 75 к.

На церковные и другие надобности 900 р.

В киевскую дикастерию 932 р. 90 к.

Прибавочных 500 р.

В киево-печерскую лавру 10,570 р.

В киевскую академию 8400 р.

В киево-софийский собор 2058 р.

Двух православным киевским монастырям по 2317 р. 50 к. 4635 р.

Трем второклассным по 1511 р. 90 к. 4535 р. 70 к.

Двум третьеклассным по 936 р. 30 к. 1912 р. 60 к.

Киево-фроловскому монастырю 2409 р. 80 к.

Киево-богословскому 675 р. 80 к.

Двум женским третьяго класса по 525 р. 60 к. 1051 р. 20 к.

_____________________________________

Всего на киевскую епархию 43,847 р. 15 к.

на черниговскую 14,011 р. 30 к.

на новгород-северскую 12,405 р. 70 к.

3. Межигорская обитель превращена потом в фаянсовую фабрику, но и фабрика лет двадцать уже не существует и это историческое место народной святыни едва не стало достоянием промышленников-евреев. — Ред.

Текст воспроизведен по изданию: Излишние малороссийские монахи конца XVIII ст., каких они были качеств и как доживали свой век // Киевская старина, № 5. 1882

© текст - Терновский Ф. А. 1882
© сетевая версия - Тhietmar. 2009
© OCR - Хименко В. 2009
© Киевская старина. 1882