Атаман Калнишевский.

1787–1801.

В 1787 году октября 25-го, архангельский генерал-губернатор Тутолмин писал к князю Вяземскому, прося разрешить его: подходят-ли содержавшиеся тогда в Соловецком монастыре под стражею под милостивый манифест 1787 г. июня 28-го. При этом письме приложена ведомость о находившихся там в то время преступниках (13-ти человеках) с означением, по каким делам, и в каких преступлениях, и с которого времени содержатся. В этой ведомости под № 7 значится:

________________________________

Бывшей сечи Запорожской кошевой Петр Калнишевский (посаженный 1776 г. июня 29-го). По указу святейшего правительствующего синода, во исполнение высочайшего ее императорского величества на всеподаннейшем генерала-аншефа, военной коллегии вице-президента, Астраханской, Азовской и Новороссийской губерний генерал-губернатора и кавалера Григория Александровича Потемкина, докладе конференции для содержания безвыпускно из монастыря и удаления не только от переписок, но и от всякого с посторонними людьми обращения, за неослабным караулом обретающихся в монастыре солдат.

Из дел тайной экспедиции 1787 г., дело № 11, извлечено И. П. Шульгиным.

________________________________

Калнишевский был освобожден из заточения в Соловецком монастыре на основания известного указа императора Александра I от 15-го марта 1801 г. «о прощении людей, содержавшихся по делам, производившимся в тайной экспедиции». Всемилостивейше прощая, — сказано в этом указе, — всех поименованных в прилагаемых списках без изъятия, возводя лишенных чинов и дворянства в [218] первобытное их достоинство, и повелеваем сенату нашему освободить их немедленно из настоящих мест их пребывания и дозволить возвратиться кто куда желает. (Полное собрание законов, т. XXVI, № 19,784). В одном из четырех, приложенных к этому указу списках, показан и Петр Калнишевский, бывший запорожский кошевой атаман, в Соловецком монастыре.

Кстати, этим же указом разрешается и высказанное, несколько лет тому назад, сомнение в правдивости рассказа, что, при воцарении Александра I, Алексей Петрович Ермолов был выпущен из Петропавловской крепости. В приобщенном к указу списке находившихся под надзором лиц упомянут Ермолов, артиллерии подполковник, в Костроме (Тем же указом освобожден от надзора Гарновский, полковник, в С.-Петербурге. Г. Р.).

Из Полного собрания законов (т. XV, № 10,953) видно, что Калнишевский в 1759 году был войсковым судьею, а Иван Глоба, в 1763 г., состоя войсковым писарем (т. XVI, № 11,846), был в Петербурге вместе с кошевым атаманом и хлопотал о выдаче запорожскому войску, в числе других клейнодов, и войсковой печати, так как «напредь сего с жалованными прежде клейнодами печатей им не давано, а имеют они сделанную от себя, с изображением казака с ружьем и саблею, с надписью: «Печать славного войска Запорожского Низоваго».

Сообщ. Г. К. Репинский.

Текст воспроизведен по изданию: Атаман Калнишевский. 1787-1801 // Русская старина, № 1. 1876

© текст - Репинский Г. К. 1876
© сетевая версия - Тhietmar. 2018

© OCR - Андреев-Попович И. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1876