УНИКАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ ИЗ ИСТОРИИ ПИДПИЛЬНЕНСКОЙ СЕЧИ

(Последняя Сечь находилась на речке Пидпильной (укр. Підпільна) на территории нынешней Днепропетровской обл.)

В центральном государственном архиве древних актов России (г. Москва) в фонде 7 ”Тайная экспедиция” сохраняется интересный документ из истории запорожского козачества 1760-х годов. Это — донос от 8 января 1767 года запорожского полкового старшины Павла Савицкого П. А. Румянцеву на кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского.

Впервые документ нашёл среди дел Государственного архива России в середине ХІХ столетия российский историк С. М. Соловьёв. Он опубликовал, без сохранения языковых и стилистических особенностей оригинала, 2 отрывка из доноса, который считал ”сильным” и таким, что остался без последствий [3; 45]. Позднее незначительного содержания выдержку из документа напечатал историк Г. Г. Фруменков [4; 120].

В наше время отрывки и цитаты из дела, а также комментарий к ним опубликовал исследователь Ю. П. Князьков [2; 118–120]. Отрывки, приведеннные в своё время Соловьёвым, перепечатал в переводе на украинский язык историк В. Голобуцкий [1; 533–534].

Кроме доноса, дело содержит копии письма Калнышевского Архангельскому губернатору И. Мезенцеву и письмо Мезенцева барону Ф. Васильеву в связи с освобождением Калнышевского за 1801 год.

На наш взгляд, донос П. Савицкого, по крайней мере в своей основе, правдивый, отражает реальные события, свидетелем которых был этот старшина. Достаточно трудно (тяжело) представить, что он всё выдумал, ведь могло быть проведено следствие (расследование). Если бы выяснилось, что всё это поклёп (клевета), то доносчик получил бы суровое наказание. Донос содержит конкретные фамилии, даты, интересные подробности — информативно достаточно насыщен. Вероятно, правительство отнеслось к этому документу достаточно серьёзно. Однако, принимая во внимание приближение очередной войны с Турцией, решило не обострять отношения с Сечью и следствие не провело. Имеем опосредованное подтверждение этому. Так, в императорском указе (”соизволении”) о разрушении (ликвидации) Запорожской Сечи, привезённом и объявленном по приказу П. Текелия 6 июня 1775 года, сообщалось, в частности, об аресте именно кошевого атамана П. Калнышевского и военного писаря И. Глобы. Не случайно, именно их фамилии фигурировали и в доносе П. Савицкого. Вероятно, готовя ликвидацию Сечи, правящая верхушка империи вспомнила о доносе Савицкого. Это тем более вероятно, поскольку часть документов, которые касаются судьбы П. Калнышевского после 1775 года, находится в одном деле с доносом П. Савицкого. Имеем, по нашему мнению, ещё одно непрямое (косвенное) подтверждение серьёзного отношения власть придержащих к доносу Савицкого. Так, менее чем через 2 года после получения доноса, турецкий султан осенью 1768 года отправил свого посланца на Сеч склонять её на сторону Порты во время войны с Россией. Это видно из письма Президента ІІ–й Малороссийской коллегии П. А. Румянцева к Екатерине ІІ от 3 декабря 1768 года. В нём он, в частности, писал: ”Не вмещается то в моем понятии, как бы мог султан такого эмиссария отправить прямо и явно к сему войску, не имевши ни каких предуверений или поводу, … и коего (посланця) в показание своей подданической верности кошевому атаману подлежало бы самого средствами прикрытыми представить генерал–губернатору в Киев и тем самым пресечь дальние покушения: Но сего злодея кошевой рапортует к Воейкову, что чрез несколько дней с письмом ответным к султану отпустит. А я и не могу вообразить, какую можно бы переписку в сей материи продолжать подданому с неприятелем, которая при нынешних обстоятельствах столько подозрительна, сколько и предосуждения сделать может высочайшим интересам вашего величества…” [3; 286]. Итак, Румянцев прозрачно намекает на возможность каких-то связей между Запорожкой Сечью и Лучезарной Портой.

Таким образом, донос Савицкого на Калнышевского — важный документ из истории Запорожской Сечи последнх лет (последнего времени) её существования.


1767 р., 8 января. — Выдержка из доноса запорожского полкового старшины П. Савицкого П. Румянцеву на кошевого атамана Запорожской Сечи П. Калнышевского

Ваше высокопревосходительство.

Премилосерднейший отец и патрон.

Доношу верно, что атаман кошевой Петр Калнишевский вознамерился сего 767 году будущей весны, буды поизвестной войска Запорожского прозьбе никакой, как он кошевой [204] просит от всевысочайшого императорского величества двора мылостивейшей резолюции получить неудостоится то уже совсем Усоветованы з своим войсковым писарем, а к войску от себя своего войскового асаула с таковым же советом посилал, 1: которой уже и возвратися с россией начать междуусобство, как то прошлого "766" году в исходе великого поста приехавши содвора от вашего высокопревосходительства много говорили з своим войсковым писарем, чтоб выбрать ввойски двадцати человек Добрых и послать бы к турецкому императору с прошением, в случай принятия под турецкую протекцию...

1767 году генваря "8".

Обстоятельная записка.

... в прошлом "766 м" году в октябре месяце содвора Домой приехал, то запершись в своей спальне началы советовать з своим писаром тако, кошевой сказал, как выдноде ничего ненадеятся от ных что уже вышиписаном октябре месяце усоветовавши и отправили асаула в кош, писалиль же к турецкому императору чрез асаула и посилалиль з коша козаков двадцати человек добрых или нет сказать немогу, разве неписалиль з сечи и непосылалиль козаков, как асаула в сечи бывшего болше двох недель, ак войску точно моей рукой перво чрез полковника антона красовского в прошлом 766 м году, в августе месяце, апотом и через асаула в октябре месяце ввойско писали чтоб все в готовности были к походу против Росии и невпускали б всвою границу низачем в прокористование никого з Росии, а турецким и татарским народам ималейших обид иозлоблений запорожские козаки подсмертною казнию нечиныли запретить; а жили б смирно и дружно, когдаж асаул свойска впрошлом же году в месяце ноябрь последних чисел возвратился и привез от войска ответние писмы и которие были посекрету, те писар отобрал и запершись в спалне кошевого прочитавши в кошевого сундучок спрятаны, и потому мне ответных секретных писем знать было неможно.

РГАДА. Ф. Госархива, разряд VII. Оп. 2. Дело. 2234, л. 1–3 на обор. Оригинал.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Голобуцький В. О. Запорозьке козацтво. — К.: Вища школа, 1994.

2. Князьков Ю. П. Нові відомості про Калнишевського // Проблеми історії запорозького козацтва в сучасній історичній науці та музейній практиці: Матеріали першої республіканської науково-практичної конференції. — Дніпропетровськ, 1990.

3. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. — М.: Мысль, 1994. — Кн. XIV. — Т. 27-

4. Фруменков Г. Г. Доля останнього кошового отамана Запорозької Січі // Український історичний журнал. — 1966. —№1.

Текст воспроизведен по изданию: Унікальний документ з історії Підпільненської Січі // Часопис "Південна Україна", № 4. 1999 http://www.zsu.zp.ua/pu/about.php?lang=ukr

© текст - Александров П. Г. 1999
© сетевая версия - Тhietmar. 2010

© перевод введения - Кармазин. В. Д. 2010
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Часопис "Південна Україна". 1999