Устное повествование бывшего Запорожца, Никиты Леонтьевича Коржа. Одесса. 1842. (198 стр. 8°).

Давно ли по берегам Днепра, в степях Херсонских и Екатеринославских, цвела республика полу-Русская, полу-Польская, полу-Татарская; род рыцарского, ордена, род разбойничей шайки; страшная Татарам и Полякам, не крепко дружная и Русским; республика с уставами, обычаями, образом жизни, полными особенностей? Давно ли шайки лихих наездников ее и вместе отважных моряков, добродушные и гостеприимные у себя дома, вносили смерть и опустошение всюду, куда не заносило их безделье свободы? Не давно; не прошло еще и семидесяти лет, как пала она, а нет уже и следов ее. Днепр, носивший воинственные флотилии Запорожцев, не знает теперь других судов, кроме купеческих барок; степи, кормившие табуны вольных коней, где изредка виднелась уединенная лачуга, и часто звенело оружие, покрылись теперь городами, селами, садами, огородами; мирные стада овец заменили коней, серп и коса — саблю и пистолет. Старики выселились или перемерли; Молодые выросли при другом порядке вещей, в других понятиях. Образ жизни, нравы, убеждения — все изменилось, и изменилось так, что прежнее, былое, старое умерло даже в памяти народной, становится уже для нас непонятным, обращается в предмет книжного изучения.

Но вот, в уголку этой земли, жив еще столетний старец, последний из Запорожцев, выросший и возмужавший в обычаях и уставах, теперь забытых, последняя развалина разрушившегося здания. Он сохранил все силы души; прошедшее живо в его воспоминании. Хотите развернуть эту живую летопись, перелистовать ее, услышать голос старины так, чтобы перед вами как ковер разостлалась вся жизнь Запорожская, чтобы все, что свершилось в течение последних семидесяти лет, исчезло из памяти, и вы бы увидали и тогдашние степи и тогдашних казаков лицом к лицу; хотите, так — возьмите и читайте сказания Коржа. [185]

Он умер в 1835 году, ста четырех лет от роду, в селении Михайловке, Екатеринославской Губернии. Старик сохранял здоровье до конца дней, был гостеприимен, любил потолковать о прошлом, охотно рассказывал о временах своей молодости.

Эти рассказы записывали со слов его два любителя старины, почтенные архипастыри, Преосвященный Гавриил, ныне Архиепископ Херсонский и Таврический, и Преосвященный Иаков, ныне Епископ Саратовский, обое теперь Члены Одесского Общества Истории и Древностей записывали с целию сохранить для потомства этот голос из гроба, записывали в простоте сердца, не прибавляя ничего и не убавляя, сохраняя даже самый тон и выражения Коржева рассказа. Таким образом составилась небольшая книжка, которая и оставалась в рукописи несколько лет. Некоторые отрывки из нее под заглавием: «изустные предания о Новороссийском крае» напечатал впервые Г. Скальковский в Журнале Министерства Народного Просвещения, 1838 год, книжка V, и 1839, книжка II. Потом Г. Скальковский внес се чуть не целиком в свою «Историю новой Сечи» напечатанную в прошлом году, и придал этим много цены своему труду. Наконец, теперь, благодаря одному из составителей, Архиепископу Гавриилу, является она в свет особенною книжкою: «льщусь надеждою» говорит в предисловии, почтенный Издатель, «что книжица сия не неудостоится того благосклонного внимания просвещенных мужей, коего ожиданием я поощрен был к ее изданию». Нет сомнения, почтеннейший Архипастырь, что за эту услугу вам искренно благодарны все, которые умеют их ценить. Благодарны вдвойне: вы помогли Коржу воскресить для истории умершее Запорожье, и спасли может быть его сказания от другой смерти, смерти забвения.

В. Григорьев.

Текст воспроизведен по изданию: Устное повествование бывшего запорожца, Никиты Леонтьевича Коржа // Москвитянин, № 11. 1842

© текст - Григорьев В. 1842
© сетевая версия - Thietmar. 2018
© OCR - Андреев-Попович И. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Москвитянин. 1842