Письмо гетмана Скоропадского к митрополиту Иоасафу Кроковскому 1712 г.

Ясне в Богу преосвященний мосце отче метрополит киевский и галицкий, мой велце мосцевий пане, архипастиру милостивый, в Духу святом отче й добродею.

Пан Димитрий Полоцкий, войт киевский, будучи тут в Глухове, предложил нам, что по всех трудностях, якие от войск великороссийских городов Киеву и гражданам тамошним чинилися, за едину отраду себе милость вашего преосвященства, которою перед нами хвалился, имеет; тилко жалостен есть на висоце в Богу превелебного его милость отца архимандриту Межигорского, что многие ему самому и всему майстрату Киевскому досади и укоризни деет и людей въежджаючих в пущу за дровами грабыть, воли и коне забырает и не велит ворочати. В чом яко просил нашего до ва-шои архипастирской милости за собою и за всем майстратом въложеньяся (Т. е. ходатайства), так мы до вашего преосвященства за ними интерцедуючи, просим, благоволи ваша пастирская святыня его превелебного отца архимандриту от тоей на пана войта и всех мещан завзятости уняти и архирейскою своею смирити властию, а приказать, чтобы его превелебность грабеже людзкие велев поворочати и впредь за уезд в пущу людей киевских не казав грабыти.

О що и повторе вашой пастирской милости просячи, его ж архиерейским молитвам и благословению навсегда полецаемся.

Вашему преосвященству всего добра зичливий в Духу Святом син и нижайший слуга Иван Cкоропадский, гетман войска Его Царского пресветлого величества Запорожского. 3 Глухова, юня 2, року (ayвi) (1712).

Адресовано: «Ясне в Богу преосвященному Его милости отцу Иоасафу Кроковскому, Митрополите и Архиепископу Киевскому, Галицкому и всея России, моему велце мосцевому пану, архипастиру милостивому, в Духу святом отцу и добродею. [52]


Письмо это отчасти касается продолжительного спора между киевским магистратом и киевскими монастырями. Двенадцать тогдашних киевских монастырей владели в городе и окрестностях огромною недвижимою собственностью: домами, лавками, шинками, корчмами, перевозами через Днепр, лесами, сенокосами, винокуренными заводами, «цегельнями» и т. под., считая себя совершенно свободными от всех государственных и городских повинностей, ложившихся всею тяжестью на городскую общину. Разумеется, такая привилегия вызывала ропот и неудовольствие со стороны мещан, имевших основание оспаривать многие из угодий, считавшихся монастырскими. Петр I подтвердил давнее право киевского магистрата пользоваться лесами, сенокосами и др. угодьями на расстоянии 25-ти верст вокруг Киева. Мещане решили, что на этом пространстве не одни только свободные земли входят в их пользование, но и частные, т. е. монастырския, и потому без стеснения рубили здесь леса, пасли скот и т. под., чему монастыри делали всякие препятствия. Это и порождало бесконечные распри и тяжбы. Пока митрополичью кафедру занимал Иоасаф Кроковский, избранный в этот сан еще по прежним малороссийским правам, означенный спор не выходил из границ частных недоразумений; но когда с 1722 года его заменил уже назначенный по избранию синода митрополит Варлаам Ванатович, не умевший и не хотевший сдерживать монастырские власти, спор с мещанами принял столь страстный и злобный характер, что стороны перестали уже стесняться в выборе средств борьбы, и жертвою этого взаимного озлобления пал сам митрополит, оклеветанный тем же войтом Д. Полоцким, будто он, получив в 1730 г. манифест о восшествии на престол Анны Иоанновны, вместе с своими консистористами не захотел совершить положенное молебствие. Ванатович был за это лишен apxиеpeйского и священнического сана и заточен в Белозерский монастырь, а консистористы (игумены киевских монастырей) отрешены от должности.

О. А.

Текст воспроизведен по изданию: Письмо гетмана Скоропадского к митрополиту Иоасафу Кроковскому 1712 г. // Киевская старина, № 11. 1904

© текст - О. А 1904
© сетевая версия - Тhietmar. 2009
© OCR - Чечель В. Д. 2009
© Киевская старина. 1904