Турецкий султан и запорожцы.

1697 г.

В «Русской Старине» изд. 1872 г. (т. VI) помещены, как письмо турецкого султана, так и ответ на него запорожцев. Не касаясь вопроса довольно спорного о времени, в которое было писано письмо запорожцев, я укажу на другое, по смыслу и тону близко к нему подходящее. Вариант-ли это первого, или отдельный ответ буйных запорожцев, утверждать трудно.

В 1697 г., в конце августа, турки обложили Тавань, защищаемый 700 казаков Дубенского полка и стрелецким Ельчанинова. Не смотря на все усилия осаждающих, казаки храбро отбивали все нападения; овладение крепостью все и все делалось сомнительнее, и турки, не будучи в состоянии овладеть силою, прибегли в уговорам. На турецкой стреле прислано было письмо:

«В сем городе находящимся сотникам Черкасским и казакам поздравление! Мы с вами исстари друзья; для чего же сражаетесь за сей наш город и умираете за Москву, вам недоброжелательную? Оставьте лучше сопротивление и сдайте крепость. Если согласны, пришлите кого-нибудь к желтому знамени. Несогласны? Воля ваша; грехи ваши на ваших главах». На первое письмо ответа от казаков не было. На другой день (сент. 23-го) прилетела другая стрела с письмом: «От всего турецкого войска и хана крымского слово: да будет вам известно, что всеми землями обладает султан и Тавань — его город. Если вам милы здоровье и свобода, сдайте нам город без повреждения; а не то — вам помогут един Бог и пророк его Магомет, мы возьмем Тавань и всех вас изрубим».

В приписке паша уверял казаков, что они умышленно покинуты гетманом на гибель, с целью, чтобы их смерть схоронила тайну, — чтобы не выяснилось пред царем, что и он, гетман, брал [93] значительные подарки за уступку Таваня и Кизы-Керменя 1. Паша обещал по тысяче начальникам гарнизона и по шести левков на казака, в случае добровольной сдачи; уверял, что сам отвезет их в Украйну с тяжестями и с аммунициею.

Собрались на раду старшины и казаки. Возмущенные предложением об измене, с горяча приготовили ответ:

«Ты султан турецкий, из проклятых проклятой, бусурман, брат и товарищ чорта, Луцыферов сын, Антыхрыстив друг, монгольский кухарь, вавилонский снюсарь (слесарь), иерусалимский броварь (пивовар), малаго и великого Египта свынарь, каменецкий мара (пугало), подольский злодий, а усего свита и подовита блазень, хвастун и брехун; плюгавче! погане собаче мясо! Войско твое поганее, безмозгее, шкареднее. Не угоден еси (недостоин ты) миты мирных христиан. Наперед тоби я твоей матци на ….. велыку купу. Кадун твоему батьку, а тоби свыняче ухо на шию».

Сходство с письмом, сообщенным Н. И. Костомаровым, бросается сразу в глаза; по всем вероятиям, составитель руководствовался им при составлении ответа.

Но письмо это не было послано; взамен его составлен был следующий ответ:

«Мы, старшины войска запорожского и московского, городовых и охотных полков, читали ваше письмо, в котором вы нас стращаете пророком и саблями. Мы на вас бусурманов не походим, ложным пророкам не верим; надежду возлагаем на Бога и его Матерь Пресвятую. И наши сабли еще не заржавели, и наши руки еще не ослабли; хлеба и воинских припасов у нас довольно; вы города не возьмете, но погибнете, — удержитесь от лжи и угроз. Ми не сдадим города, мы ждем помощи; да и без помощи готовы идти на вас, бусурман, за веру христианскую и за царя восточнаго: надеемся на победу с нашей стороны и на поношение с вашей».

Получив такой категорический ответ, полный веры в себя, турки, 28-го сентября, пошли на приступ, но были с уроном отбиты; а между тем, пришло известие, что полтавский полковник Искра идет на помощь осажденным. Испуганный его приближением, али-паша сел на суда и уплыл во-свояси.

Сообщ. А. А. Туган-Мирза-Барановский.


Комментарии

1. Это первое обвинение Мазепы в измене. Верно-ли оно или только выдумка паши? А. Т.-М.-Б.

Текст воспроизведен по изданию: Турецкий султан и запорожцы // Русская старина, № 7. 1873

© текст - Туган-Мирза-Барановский А. А. 1873
© сетевая версия - Тhietmar. 2017

© OCR - Андреев-Попович И. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1873