№ 193

1651 г. июня 21. Универсал краковского подстаросты И. Сметанки шляхте и духовенству краковского воеводства с призывом мобилизовать все силы для борьбы против восставших крестьян под руководством Костки Наперского 157

Библиотека Института истории Академии наук УССР, Записки М. Голинского, № 44184, л. 487. Копия.
Опубл. в журн. «Nowe drogi», 1951, № 3 (27), стр. 119—120.

Иероним Сметанка, краковский подстароста и гродский судья.

Неизвестный человек, осмелившийся на разбой и своеволие, присвоил себе титул старинного и заслуженного перед Речью Посполитой и королями дома мм. пп. Косток, пытается поднять в этом воеводстве восстание, подобное украинскому. Недель 8 тому назад явился он в Новый Тарг без слуг, одетый в простой иностранный кафтан. Там, хотя и неизвестный, был радушно принят е. м. п. Виктором Здановским, тамошним экономом. Все это время [он] оставался в его доме. Получив в свое распоряжение лошадей, он личной агитацией, своими письмами и с помощью подстрекателей бунтовал подгорских крестьян 158, соблазняя их освобождением от зависимости и возможностью безнаказанно пограбить шляхту, призывал к уничтожению княжеского сословия.

Е. м. к. Здановский о нем никому не сообщил и, более того, держал у себя подозрительную особу до тех пор, пока не стали очевидными злые замыслы этого человека, называемого Косткой. В прошлую пятницу, собрав вокруг себя группу своевольников из города и новоторгских сел и захватив пограничный замок, в котором не было гарнизона, он укрепил его и стал подговаривать все большее число крестьян, чтобы они грабили костелы и монастыри, посвященные богу, а также имения духовенства и шляхты. Чорштынский замок он собирается сделать центром восстания и волнений.

Чтобы помешать ему в его упорном стремлении приносить вред Речи Посполитой, данному воеводству и имениям частных лиц, и, придерживаясь точно сформулированного права, т. е. конституции 1621 г., и обязанностей, вытекающих из моей должности, извещаю в. м. м. пп. и братьев, всех, кто сейчас во время посполитого рушения остался дома, т. г. отцов семейств, нетрудоспособных, старых и больных, а также слуг, факторов, урядовцев, державцев е. к. м. п. м. м. и их м. м. п. п. духовных о том, что вы в. мм. должны явиться 27 июня в Краков, чтобы выполнить свой долг, захватив с собой оружие и продовольствие. Тот, кто сам по болезни или старости не может явиться, должен прислать вместо себя слуг и свои дружины, как об этом указано в упомянутой конституции.

Собравшись, призовем бога на помощь и начнем борьбу с нарушителями закона и общественной безопасности так, как нам покажут время и обстоятельства. Все это, я не сомневаюсь, вы соизволите учинить во хвалу божью, ради целости отчизны, успокоения волнений в воеводстве, охраны собственного имущества и сохранения шляхетского сословия. Помня об обязанностях наших, предусмотренных конституцией, вы совершите это не колеблясь и будете просить бога, чтобы он поддерживал вас в этом деле своим большим благословением.

Остаюсь в. мм. покорным слугой и согласно своему долгу напоминаю в. мм. силой юрисдикции города Кракова, чтобы вы как можно скорее передавали этот универсал друг другу, помня о наказании согласно конституции за его [универсала] задержку или отказ передать дальше. К универсалу я приказал приложить печать города Кракова. [487]

Дано в краковском замке 21 июня года божьего 1651.

Иероним Сметанка, краковский подстароста и гродский судья собственной рукой.

Место печати.


Комментарии

157. Понимая, какую опасность представляет собой восстание польских крестьян в тылу у посполитого рушения, отправившегося на Украину под Берестечко, польское правительство издало целый ряд универсалов с целью мобилизации всех сил на борьбу с повстанцами. Кроме данного универсала Иеронима Сметанки, известны: королевский универсал от 26 июня 1651 г. из обоза под Берестечком, которым Ян Казимир предостерегает своих подданных, чтобы они не присоединялись к повстанцам и оказывали помощь в борьбе с ними; постановление съезда шляхты Краковского воеводства от 27 июня 1651 г. об обороне воеводства; королевский универсал от 14 июля 1651 года, призывающий к подчинению жителей Чорштына прежнему старосте и др. (см. сборник «Materialy do powstania Kostki Napierskiego 1651», под редакцией А. Пшибося, Вроцлав, 1951, стр. 46, № 28; стр. 47, № 29; стр. 84, № 38).

158. Подгорскими крестьянами назывались польские крестьяне, жившие в Подгалье, на северных склонах Татр. В Подгалье было три староства: Новотаргское, Чорштынское и Островское, входившие в Краковское воеводство. В этих староствах с конца XVI в. резко ухудшилось положение крестьян в связи с усилением феодального гнета, что и привело к целому ряду антифеодальных крестьянских выступлений в течение всей первой половины XVII в. Таким образом почва для одного из крупнейших антифеодальных восстаний в Польше, каким было восстание подгалян в 1651 году, подготавливалась задолго до событий 1651 г.