№ 181

1651 г. июня 10. Из письма галицкого стольника А. Мясковского из лагеря под Сокалем о положении на Украине, о задержке молдавского и венгерского посольств, направляющихся к Богдану Хмельницкому, и украинских послов, возвращающихся из Молдавии

Государственный воеводский архив в Гданьске, шифр 300.29/135, лл. 325325 об. Копия.

Из письма п. стольника галицкого из обоза под Сокалем 10 июня 1651

Что касается лагерных новостей, то сообщу о них в. м. м. п. коротко.

Ежедневно языки, а в особенности последний, взятый под Вишневцом, решительно утверждают, что Хмельницкий, просчитавшись в своих планах) и замыслах и узнав о силе и предусмотрительности е. к. м., подумывает уже об отступлении и возвращении на Украину к Днепру, намереваясь разрушить и попортить за собой все переправы и раскопать дамбы на пути, по которым могло бы проходить наше войско.

Ходят слухи также о том, что он хочет идти через Полесье, чтобы лишить нас продовольствия, угоняет скот и пр.

Татар он не отпускает от себя и на полмили, руководствуясь такими двумя соображениями: во-первых, чтобы не дать черни разбежаться, а во-вторых, чтобы не разглашать сведений об их незначительном числе.

Но мы уже хорошо знаем, что их не больше 5 тысяч.

Распространился слух и о том, что этого хана хотят свергнуть турки, и поэтому он боится уйти из Крыма, чтобы этим временем кого-нибудь другого на его престол не посадили. Если это правда, то это было бы милостью божьей, и нам бы была обеспечена половина успеха.

П. староста каменецкий прислал сюда письма, а также валахское и семиградское посольства, которые направлялись к Хмелю.

П. Кондрацкий, отважный ротмистр, с 60 кавалеристами отправился под Проскуров и в 15 милях от Каменца храбро напал на казацких послов, возвращающихся из Валахии, разгромил их охрану в количестве 300 человек, забрал все письма и захватил в плен некоего Мужиловского, секретаря посольства.

Тайное содержание этих писем нам известно. Их отсылают е. м. королевичу.

Ко мне дошли слухи о том, что Хмельницкому все отказывают в помощи, ни оба господаря прийти не могут, ни баша силистрийский, который или вообще не имеет войска, или же очень мало, и который не советует ему надеяться на хана, учитывая, что замышляют в отношении его турки.

Сегодня п. коронный хорунжий отправляется с 4 тысячами в Берестечко завладеть там переправой через Стырь, чтобы нас там на переправе не могли угостить по-зборовски.

Больше сообщить нечего и т. д.