№ 161

1651 г. мая 20. Письмо венецианского офицера с сообщением о количестве наемных немецких войск, имеющихся в польском лагере под Сокалем

Государственный воеводский архив в Гданьске, шифр 300, 300.29/135, лл. 299—299 об. Копия.

Из лагеря 20 мая

Имеем здесь небольшое, но хорошела на вид войско, в котором 10 тысяч пехотинцев, 3 тысячи драгун и 3 тысячи всадников — все немцы. О поляках не могу [сказать] точно и даже приблизительно, но в понедельник е. в. хочет сделать смотр войска и точно узнать количество всех и имеет также намерение внести в список челядинцев, чтобы дать [им] некоторые необходимые приказания на случай битвы. [416]

Хмельницкий находится в Тернополе, в 12 милях отсюда, и не известно, хочет ли он прийти чтобы расположиться здесь, или уйти к границе, что было бы для нас большим ущербом, ввиду недостатка провианта и боевых животных, и надеюсь, что его величество отправится не менее, чем с 30 тысячами солдат, ибо завтра ожидается их 3 тысячи с польным гетманом и ежедневно формируются новые воинские части.

От одного мурзы, а именно от сынка татарского сенатора, известно, что Хмельницкий внушил татарам, что здесь нет другой армии, кроме той, которая была у Каменца, и что они покорят всю Польшу и затем продвинутся еще дальше. Он обещает им зимние квартиры в Данциге, Торуне и во всей Пруссии, в то время, как сам он возьмет Варшаву. Докладываю то, что мне только что сказал переводчик.

Этот самый татарин — большой господин и был захвачен в плен полковником Сапегой. Мне говорят, что он предложил сумму в 2 тысячи талеров.

Я, видев его, полагал бы соразмерным выкуп даже в 20 [тысяч] флоринов, т. к. он выглядит сильным и гордым. Е. в. сожалел во время публичной аудиенции по поводу вероломства его господина говоря, что он охотно будет его здесь видеть, чтобы сообщить ему, что независимо от того, пожелал ли он быть добрым другом или недругом, он обеспечит ему пожизненное пленение и хорошее обращение.

Лагерь под Сокалем, 20 мая 1651 г.