Турецко-украинская морская торгово-военная конвенция

(июль 1648 г.)

Пакты с Султаном Турецким и войском Запорожским и народом Русским, которые должны быть касательно торговли на Черном море:

1.

Султан Его Милость Турецкий дает свободу Казацкому войску плавать в его [султана] земли по морю Черному во все свои порты и города и острова; также по морю Белому во все острова своих Государств и портов их и к портам чужих Государей и Государств Христианских, также по всем рекам в городах, с которыми какие только захотят торги и отправки купцов для продажи, покупки, размена, по воле своей стоять у портов и выезжать когда захотят без лишней задержки, преград и трудностей.

2.

Для поддержки новой торговли войска Запорожского в землях его [султана], Султан Его Милость Турецкий освобождает их [казацких] купцов от всевозможных пошлин и налогов, а также товары их [казаков], которые когда-либо в Государства его [султана] будут привозить, или из Государств его [султана] вывозить захотят, то до ста лет (если не может быть до ста лет, хотя б до пятидесяти, или минимум тридцати) [речь идет об освобождении от пошлин], за чем все урядники всегда будут следить: а по истечению по Воле Божией ста лет сами Турки не должны будут обременены большими налогами [большими чем казацкие купцы].

3.

Шатры в городах и портах Султана Его Милости Турецкого, как над Черным так и над Белым морем находящихся, позволяет султан Его Милость войску Казацкому покупать для постоя и купцам их жить беспрепятственно, без налогов до ста лет, о чем упомянуто выше.

4.

Резидент войска Запорожского в земле его [резидента] в Стамбуле жить будет с положенным уважением и в безопасности, который Резидент должен будет следить за справедливым отношением к обиженным купцам Казацким: также и войско Запорожское Резидента Султана Его Милости в портовом городе своем примет, который будет давать паспорта галерам, или кораблям Казацким, которые где-либо плавать пожелают, а за паспорт не будет брать более одного червонного злотого, перед которым [резидентом] старший на галере или корабле присягнуть должен, что никакого предательства против Государств Султана Его Милости чинить не будет; тот же Резидент Султана Его Милости право то, о котором здесь пишем на языке Турецком каждому нуждающемуся письменно должен выдать за собственноручной подписью с печатью.

5.

Чтобы утихомирить своевольных людей, чтобы в море не выходили, по согласованию с Султаном Его милостью войско Запорожское должно заложить несколько портовых городов за Порогами аж до места впадения реки Буг в Днепр, откуда и торговля идти должна и безопасность на море от своевольников будет благодаря им [портовым городам] гарантирована.

6.

Если бы кто своевольно вышел в море из войска Запорожского, то такой должен будет понести заслуженное наказание от войска Запорожского при Резиденте Султана Его Милости; а из-за этого [своевольников, вышедших в море] торговли Казацкой или купцов их [казацких] никаких препятствий чинить никто не будет в Государстве Султана Его Милости.

7.

Если бы на Дону возникло такое своеволие и они выйдут в море для разбоев, то совместно с Турецкими галерами Казацкие [галеры] тех своевольников должны будут взять и наказать и взаимную помощь друг другу оказывать, чтоб море было чистое и свободное [от своевольников].

8.

Если бы галера Казацкая в чем-либо против Султана Его Милости (не дай Бог) вышла [в море], или старший той старший этой галеры должен будет наказан, а она сама [галера] с товарами своими и рабочими должна быть свободна и другие галеры и корабли, бывшие вместе с ней [галерой] должны быть свободны, чтобы невиновные не страдали и подписанный мир не был ничем нарушен.

9.

Если галера или корабль Казацкий разобьется у берегов Султана Его Милости, то, которые удастся спасти должны будут отданы наследникам [родственникам того, кто погиб в кораблекрушении].

10.

По долгам купеческим права купцов казацких должны быть такие, как и у Турок во всем Государстве Турецком по справедливости.

11.

Галер, или кораблей казацких ни для каких нужд, ни для каких услуг Султан Его Милость Турецкий употреблять не позволит, ни их [казацких] людей, ни товаров, ни оружия и вольно им будет приходить и уходить со всем [своим имуществом] когда захотят – это им [султан] обещает и гарантирует

12.

Если какой-либо купец умрет в Государстве Султана Его Милости на море, или на корабле, то имущество его должно принадлежать наследникам его и задержки ни от кого быть не должно, даже если он кому-либо завещал или отписал при смерти, то это никакого значения не должно иметь.

13.

Узников Христианских у Турок, как и Турецких у Христиан Казацким купцам выкупать дозволено, а если узник Христианский в Государстве Султана Его Милости на галеру, или корабль Казацкий сбежал, то утаивать его и укрывать старший [на казацком корабле] не должен, а должен его выдать и за то никакого вреда ни он, ни галера, ни люди, ни товар его не понесет; если бы слуга какой вольный или невольник с галеры Казацкой сбежал, то Турки выдать его должны Казакам.


Другие публикации:

Договор (в списке), заключенный Турецким Султаном с войском Запорожским и народом Русским, касательно торговли на Черном море. – Около 1649 года // Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Ч. 3. – М.: В типографии Селивановского, 1822. – С. 444-447 (польский оригинал и параллельный русский перевод)

Pritsak O. Das erste tuerkish-ukrainische Buendnis (1648) // Oriens. – 1953. – T. 6. – S. 266-298 [польский оригинал]

Літературна Україна. – 1992. – Ч. 25 (4486). – 25 черв. [украинский перевод О. Прицака]

Текст переведен по изданию: Пріцак О. Ще раз про союз Богдана Хмельницького з Туреччиною // Український археографічний щорічник, Вып. 2. 1993

© сетевая версия - Тhietmar. 2019
© перевод с польск. - Горб Е. С. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001