№ 76

1650 г. января 9 (Дата подачи.).Отписка брянского воеводы Н. Мещерского в Разрядный приказ о вывозе из Брянского уезда большого количества хлеба на Украину, в Белоруссию и Смоленщину.

Государю царю и великому князю Алексею Михайлович” всеа Русии холоп твой Никофорка Мещерской челом бьет.

В нынешнем, государь, во 158-м году декобря в 2 день в твоей государеве Цареве и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии грамоте из Розряду за приписью дьяка Григорья Ларионова писано во Брянеск ко мне, холопу твоему. Ведамо тебе, государю, учинилось, что в литовской староне хлебной недород и голод большой. Из литовской стороны поляки и черкасы и всяких чинов люди и пашенные мужики от голоду идут в твою государеву сторону одинокие без жон и без детей для тово, чтоб в твоей государеве сторане прокормитца. А иные, накупив хлеба, отвозят в литовскою сторону. И которые литовские люди и белорусы и пашенные мужики ныне во Брянску и во Брянском уезде для хлебные покупки и для прокормленья живут, и тех велено, сколько человек пригож, роспросить, в которых в литовских городех хлебной недород и голод большой, и в какову цену какой хлеб в литовской староне купят, и велика ль та их мера, и много ли во Брянску и во Брянском уезде каких литовских людей всяких чинов, и из которых городов те литовские люди и черкасы и пашенные мужики семьянистые и одинокие; да о том о всем [138] велено к тебе, государю, к Москве отписать. А будет из литовской староны из-за рубежа какие люди приедут во Брянеск на посад для хлебные покупки, и мне велеть, холопу твоему, им хлебных запасов продавать непомногу, возов на 5 или на 6. А многим людей хлебных запасов продавать и на товар менять не велеть. А брянским всяких чинов людей для продажи хлебных запасов за рубеж самим отвозить не велеть.

И во Брянеск, государь, на посад для хлебные покупки поляки и черкасы и белорусы, пашенные мужики, декобря по 20 число не бывал не один человек. А сказывают мне, холопу твоему, брянчене всяких чинов люди, и томоженной верной голова, что приезжают литовские многие люди из-за рубежа тайным обычьем во Брянской уезд по селом и по деревням на многих подводах и купят [у] уездных людей хлеб украдкою. А иныя проезжают Брянским же уездом в Комаричи и в Корачевской уезд и в-ыные уезды для хлебные покупки. А Брянеск город объезжают, и в томожне не являютца, а заставы без твоево государева указу поставить не смею.

А которые, государь, приходят из литовской стороны из-за рубежа из розных городов выходцы на твое государева имя на вечноя житье, и те выхадцы с моево, холопа твоево, во Брянеск приезду писаны все и з женами и з детьми именно в книги, хто имены в котором году и числе вышел и за кем именем, в котором селе или деревни сели жить. И ко кресту приведены, и содятца жить во крестьянех во Брянском уезде за дворяны и детьми боярскими в их поместьях и в вотчинах и за монастыри блиско рубежа; а хто именем ково к себе возьмет, и те прикладывают к записки во взятье руки.

И про хлебною, государь, цену и про дороговь и сколь кокова в котором городе хлебноя мера роспрашевал в съезжей избе выходцов Смоленского и Рословского и Почепского уезду пахотных мужиков. Смоленского уезду деревни Путятиной Васька Михайлов скозал: в Смоленске ржи четверик купят в полтину денег, а пшеницу купят в ту ж цену, а про иной хлеб цены не ведает. Рословского уезду деревни Осиповой Сенька да Омелька Хомутовы скозали: в Рословли рожь купят их четверик в полтину ж, а пшеницу в 20 алтын и больши. Почепского уезду Ондрюшко Слезкин Прудник скозал: в Почепе рожь купят четверик по 11-ти алтын, а пшеницу купят в полтину и больши, а овес в 5 алтын в 3 деньги. Мера де, государь, в Смоленске и в Рословли и в Почепе их четверик меньши брянскова четверика четверткою, брянской четверик 4 четвертки, а их литовской четверик 3 четвертки. А брянскоя, государь, мера с московскою — брянской четверик бес четвертки, а твоя государева приимочья медная осьмина вверх в окат. И медных 2 осьмины в окат приимошных московской чети, а брянскоя полтора четверика в окат же вверх. А в отдаточною, государь, осьмину в казенною брянскоя пол [139] четверика вверх, а отдаточноя осьмина под гребло. А руским, государь, всяких чинов людей, призывая, многим говорил и заказывал тайным обычьем, чтоб твой государев указ в литовской стороне не ведом был, чтоб нихто в литовские городы хлеба не возил продавать, а продавали бы во Брянску на торгу. И брянчене, государь, в том без твоево государева явнова указу меня, холопа твоево, не слушают, многая с хлебом из деревень на литовской рубеж продовать ездят, и от тово во Брянске хлеб дорог купить, брянской четверик ржи в 9 алтын.

На л. 512 отметка о подаче: 158-го января, в 9 день.

ЦГАДА, ф. Разрядный приказ, Приказный стол, стб. 272, лл. 512515. Подлинник.