ПАСХА В ИЕРУСАЛИМЕ.

Начиная с Вербного воскресения, все пути к Иерусалиму переполнены паломниками. Среди них встречаются представители различных национальностей: русские, французы, англичане, негры, абиссинцы, арабы и др. В последние 3-4 года в числе христианских паломников стали все чаще встречаться и христиане-японцы. Некоторые из паломников совершают путешествие по Палестине верхом — на мулах или ослах, но большинство - пешком. Русские богомольцы, среди которых преобладают крестьяне, путешествуют по Св. Земле пешком. Они считают грехом ездить, совершая поклонение Св. местам. Тот, чье Высокое Имя привлекло их сюда из далеких губерний России, Сам совершал почти все свои странствования по Палестине пешком.

Здесь, в Иерусалиме, как нигде в мире, чувствуется трогательная скорбь Страстной недели. В этом городе чуть ли но каждая сажень земли отмечена событием из земной жизни Спасителя и пробуждает в сердце всякого верующего человека воспоминания о страданиях Бого-человека. Евангельские события с удивительною отчетливостью встают перед духовным взором паломника, точно он сам лично был свидетелем страдания Христа. Иерусалим-духовная родина христиан, — и это не фраза, в особенности же по отношению к русским паломникам. Не смотря на то, что здесь все — природа, нравы, язык — чуждо русскому простому паломнику, в особенности же крестьянину из северных губерний, тем не менее он любит Св. Землю. Трудность путешествия, возмутительное издевательство над русским паломником различных авантюристов, эксплоатирующих его здесь, длинные дни недоедания, а иногда и голодовки, — все это вместе взятое не отвращает русского богомольца от Святого города, а как будто бы еще более укрепляет в нем тяготение к Иерусалиму. Он неохотно расстается со Св. Городом и возвращается домой: ему хотелось бы побыть здесь подольше. [13]

В Иерусалиме больше, чем где либо, вы можете воочию убедиться в той величайшей победе, которую одержало над миром кроткое учение евангельской любви. Здесь тысячи людей на самых разнообразных языках прославляют имя своего Божественного Учителя.

Торжества Страстной недели начинаются с вечера Воскрешения Лазаря, когда Церковь вспоминает торжественное шествие Христа в Иерусалим, и за всенощной в память этого события происходит освящение ваий.

Это торжество, как и все последующие, совершается в храме Воскресения. Величайшая святыня христиан — величественный и обширный иерусалимский храм Воскресения Христова - основан царицей Еленой в IV в. по Р. X. на месте, называвшемся в древности «юдолью мертвых». Внутренность храма отличается богатством: иконы украшены ценными ризами, пожертвованными из России. Пол выстлан мраморными плитами. Здесь все говорит о священной драме, разыгравшейся почти 2 тыс. лет тому назад. Вот возвышается пышно убранная часовня, — это святое святых храма, кувуклия, пещера Гроба Господня. Далее, за решеткой, находится камень, называемый «узы Спасителя», с двумя высеченными в нем отверстиями, куда были заключены ноги Христа во время Его мучения в претории. Еще далее придел во имя Девы Марии. Он стоит на том месте, откуда Божия Матерь взирала на страдания своего Сына. Недалеко отсюда возвышается осененный лампадами и свечами продолговатый желторозового цвета «камень помазания». На этом Иосиф и Никодим обвили пеленами Тело Христа. В западной части храма находится католический храм, в котором за решеткой хранится часть каменного столба, обрызганного кровью Спасителя во время Его бичевания в темнице. 40 ступеней ведут в подземелье, где царица Елена в 326 году обрела Крест Господень. Несколько далее-греческий придел «поругания и тернового венца». Здесь, под престолом, лежит часть камня, на котором сидел Христос во время возложения на него тернового венца. И еще ряд мест, отмеченных страданиями Богочеловека, перед которыми невольно склоняется голова и с уст срывается пламенная молитва.

С вечера кануна Вербного воскресения в храме Воскресения патриарх иерусалимский со всем клиром освящает вайи и раздает их народу. После этого начинается богослужение, продолжающееся всю ночь. [14]

Следующая торжественная служба совершается в великую среду. Перед обедней в храме происходит чин елеосвящения в память того события, когда евангельская жена, купив фунт дорогого масла из благовонного дерева нарда, вылила его на ноги Спасителя и отерла их своими волосами.

В среду же, вечером, на священном дворе устраивают возвышение, а ближе к монастырю ставят аналой. Эти работы выполняются к следующему дню, к обряду омовения ног. Раньше, до завладения католиками Сионской горницей, этот обряд совершался там; но теперь он совершается, если благоприятствует погода, на площади перед храмом. В Великий Четверг, после обедни, на построенный помост вносятся 12 сидений, на которых располагается 12 лиц из числа высшего местного духовенства. Эти лица изображают учеников Христа. Патриарх разоблачается до подрясника, опоясывается полотенцем и начинает омовение ног у сидящих. Этот величественный момент трогает сердца. Огромная толпа паломников как бы застывает в религиозном умилении. Лишь только изредка прерывают тишину сдерживаемое рыдание или неожиданно произнесенные вслух слова молитвы.

Трогательный обряд омовения ног (по арабски «Хамис аль-Гусуль» четверг омовения) раздражал фанатиков-мусульман. Желая умалить значение этого христианского символа, магометанские богословы пародировали торжество обряда, и установили свой четверг омовения - «Хамис аль-Машаех» (четверг шейхов). Но святость идеи христианского обряда восторжествовала над лукавым измышлением врагов христианства; пародированное празднество укрепилось в мусульманстве, чаруя своею красотой сердца иноверцев. В настоящее время пародия превратилась в величайшей важности религиозное событие, и этот обряд выполняется почитателями Магомета также очень торжественно и также вызывает религиозный экстаз. Мне не раз приходилось наблюдать, как протекает это торжество у мусульман Сихема, Хомса и Акры. Этот обряд также выполняется и в других мусульманских центрах, с Меккой включительно. Мусульмане не только очень охотно позволяют христианам присутствовать на этом празднестве, но даже сами приглашают их в качестве почетных гостей. Многие митрополиты, свершив чин омовения, присутствуют в качестве почетных гостей на мусульманском Хамисе (четверг) В последний раз я присутствовал на этом празднике в Хомсе. Хомские мусульмане справляют это [15] торжество за городом вблизи гробницы почитаемого ими сподвижника Магомета и завоевателя Хомса (Эмесса) — сайда Халиба.

Снятие со Креста Тела Божественного Страдальца вспоминается в Иерусалиме следующим торжеством: в Великую Пятницу вечером совершается вынос Плащаницы. После утрени, которую служит патриарх, все духовенство отправляется на Голгофу, где на престоле уже лежит Плащаница. Здесь совершается служба, после которой настоятель русской миссии, лучший проповедник в Иерусалиме, арх. Леонид произносит проповедь. Как только окончилась проповедь, патриарх и архиереи несут Плаща— хницу с Голго?ы. Трижды обходят с Плащаницей «камень помазания». возлагают ее на камень, осыпая живыми цветами и кропя освященною розовою водой. Здесь вновь совершается служба, после которой говорит проповедь арабский священник. Как только последний окончит свое слово, Плащаницу вновь поднимают и несут в пещеру Гроба Господня, где она и остается.

По окончании утрени, ночью в пятницу, все огни в православных и армянских храмах и приделах храма Воскресения тушатся. Двери храма запираются мусульманскою стражей. Это подготовление к завтрашнему торжеству, к свершению обряда Святого Огня.

В Великую Субботу, около 10 часов утра, турецкая стража вновь отпирает двери храма. Турецкие солдаты размещаются в нем для поддержания необходимого порядка, и только тогда дается доступ в храм богомольцам. Шумным потоком врываются верующие в храм, стараясь занять место ближе к пещере Гроба Господня, где должно произойти чудо Св. Огня. Этот обряд, совершающийся исключительно в Иерусалимском храме Гроба Господня, всецело принадлежит православным и армянам. Католики не принимают участия в этом торжестве. Как символ таинственного общения неба с землей и человека с Богом, обряд повергает в благоговейный трепет сердца и создает для верующего радость ощущения близости Божества. Право свершения этого обряда с давних пор принадлежало прежним хозяевам страны — православным. Только по молитвам их первосвященника-патриарха возжигается чудесный огонь у Гроба Господня. Но с того момента, когда греческое государство пало под ударами завоевателей магометан, право на возжение огня стало оспариваться представителями других близких к православию христианских исповеданий: армян, коптов, яковитов и др. Как свидетельство этой борьбы, греки [16] в настоящее время показывают вне храма на левой стороне, колонну с зияющею на ней трещиной. По преданию, однажды, в пасхальную ночь турки не допустили в храм греческого патриарха, а предоставили право на возжение священного огня армянам, Армяне долгое время ожидали чуда, тщетно их духовный глава — патриарх — усердно молился пред Гробом — Божественный свет не сходил. Вдруг среди ясного, безоблачного неба раздается громовой удар. Мраморная колонна треснула, и из этой трещины вышел огонь. Православный патриарх, молившийся перед храмом, встал и зажег свои свечи, а от него получили огонь все православные.

В Великую Субботу, еще задолго до полуночи, начинается оживленное движение по Иерусалимским улицам. Улицы эти не освещаются по ночам, а потому паломникам, торопящимся в храм Воскресения на светлую заутреню, приходится самим себе освещать путь факелами За городом загораются светлые костры расположившихся здесь кочевых племен. Храм буквально тонет в море огней. Он весь залит светом, как снаружи, так и внутри. Вот, наконец, 12 часов. Наступление Пасхи встречается ружейною пальбой собравшихся к храму православных арабов, главным образом, из молодежи. По туземным воззрениям, «тот жених — не жених, кто не стрелял на Пасху».

Храм полон молящимися, пустуют только владения католиков, так как последними уже отпразднована Пасха. Днем встретили Пасху сирийцы-арабы и копты. Поэтому сейчас из их приделов долетают радостные возгласы, извещающие о Воскресении Христа. В приделах же православных греков еще раздаются печальные мотивы скорби. Но вот Царские врата соборного православного храма открываются и оттуда показывается шествие. Вперед несут хоругви, а за ними духовенство во главе с патриархом. Одежды священнослужителей более чем великолепны. Блестящие, тканые серебром ризы, в митрах и в нашейных крестах сверкают драгоценные камни. Крестный ход, трижды обойдя вокруг часовни Гроба Господня, останавливается у входа в пещеру. Пасхальная утреня служится на греческом языке, но многие возгласы ектении и песнопения совершаются по-славянски. Утреня окончилась. Ударил большой колокол. Из пещеры Гроба Господня раздается радостный возглас патриарха:

— Христос анести...

Великий светлый праздник наступил.

— Христос воскрес — вторят патриарху возгласы русских. [17]

— Аль Масих Кам, — ту же фразу повторяют арабы.

Вечерня в первый день Пасхи, проходящая в России незаметно, в Иерусалиме служится очень торжественно и привлекает много богомольцев. Здесь она называется «девтера анастасис» (второе воскресение). Во время этого богослужения, а не во время заутрени, как в России, читается св. Евангелие на 12 языках. По окончании каждого чтения раздаются удары колоколов. По окончании вечерни патриарх выходит из алтаря и, сев на свое место христосуется со всем народом.

В тех городах и местечках, где не находится в числе духовных лиц, знающих тот или иной иностранный язык, поручается чтение евангелия на этом наречий мирянину. Пишущему эти строки не раз приходилось в Палестине быть чтецом евангелия на славянском языке, главным образом, в местечке Рефидия, вблизи Сихема.

Заутреня на Пасхе привлекает в храмы всех без исключения жителей Палестины, даже больные стараются присутствовать при этом великом торжестве. Но, к чести местных жителей надо отнести, здесь не бывает ни краж, ни ограблений оставленных на произвол судьбы квартир христиан, несмотря на все недостатки и малочисленность турецкой полиции и значительное число нищих.

Христианские торжества Страстной недели и Пасхи привлекают к себе сердца даже мусульман, в особенности же их женщин. Так, например, в Хомсе (Эмессе), среди квартала магометан находится православная церковь и при ней гробница Св. Юлиана. В Страстную субботу местные мусульманки украшают гробницу этого христианского святого цветами и зажигают перед ним свечи. Божия Матерь высоко чтится повсюду мусульманками. Лет семь тому назад, во время моего пребывания в Хомсе, мне пришлось быть свидетелем следующего случая: мусульманка, но имени Феридэ, со слезами на глазах просила местного православного священника о. Ильяс (Илья) тайно причастить ее. Священник, понятно, отказался приобщить Св. Таин некрещеную магометанку, но прочитал над ней главу из Евангелия и дал ой освященной воды. Последующие дни (я пробыл у о. Ильяс свыше недели) убедили меня, что этот случай не был исключительным. Чуть ли не каждый день являлись к священнику мусульманки и просили то священной воды, то прочитать над ними и их детьми Евангелие.

«М. В».

Текст воспроизведен по изданию: Пасха в Иерусалиме // Китайский благовестник, № 5. 1910

© текст - М. В. 1910
© сетевая версия - Thietmar. 2017
© OCR - Иванов А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Китайский благовестник. 1910