Раздел

3

Вакуф монахини Евпраксии Миловидовой

Большую роль в созидании Русской Палестины играла благотворительность русских женщин-подвижниц, многие из которых провели в Иерусалиме последние годы жизни и в нем скончались.

Среди русских благотворительниц прежде других следует назвать имя графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, дочери знаменитого Алексея Орлова, героя Чесменской битвы. Ею была пожертвована в Гефсиманское подворье — часовню напротив Храма Гроба Господня — двусторонняя плащаница Божией Матери в натуральную величину, в серебряно-вызолоченных ризах с обеих сторон, которая и ныне хранится в часовне и с которой совершается по иерусалимскому обычаю крестный ход в Гефсиманию за три дня до праздника Успения. Благотворительницами Святой Земли были также особы царствующего дома: супруга Александра II императрица Мария Александровна (деньги на строительство Русской больницы, на приобретение архимандритом Антонином участка для школы в Бет-Джале и др.), великая княгиня Александра Иосифовна (деньги на Царские Врата для иконостаса Троицкого собора, для внутреннего убранства храма Преображения на Фаворе и др.), великая княгиня Мария Александровна, дочь Александра II (пять тысяч рублей на строительство церкви святой Марии Магдалины в Гефсимании).

Не уступали по щедрости и представительницы других сословий, преимущественно купчихи. Мария Михайловна Киселева из Пензы финансировала строительство церкви святого пророка Елисея в Иерихоне, церкви на горе Свержения в Назарете, а также оставила 50 тысяч рублей по духовному завещанию в пользу Императорского православного палестинского общества.

Документы настоящего раздела рассказывают о вакуфе в пользу построенной архимандритом Антонином церкви Вознесения Господня на Елеоне, учрежденном в 1901 году Марией Васильевной Миловидовой. Приехав на поклонение в Иерусалим, она долго жила в [296] различных греческих монастырях, пока, познакомившись с архимандритом Антонином и его помощником игуменом Парфением, не стала главной благотворительницей будущего Елеонского монастыря. После смерти Антонина была постоянной помощницей отца Парфения, снабжавшей его средствами для благоустройства обители. Позже приняла монашество с именем Евпраксия и возглавила в звании настоятельницы Елеонскую женскую общину, основанную начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Леонидом (Сенцовым) в 1906 году. Была настоятельницей до самой смерти, последовавшей в трудные для обители дни осени 1914 года.

Другой елеонской благотворительницей была Ирина Григорьевна Силаева. На ее средства была построена в монастыре (около 1910 г.) часовня Обретения главы святого Иоанна Предтечи, где и ныне читается неусыпаемая Псалтирь. С 1905 года Силаевой принадлежал также дом в Иерусалиме неподалеку от Русских Построек, в нынешнем еврейском квартале Меа Шеарим, на улице Пророков. В 1911 году Ирина Григорьевна оформила на него акт вакуфа в пользу бедных русских православных паломников. Умерла в Иерусалиме в 1927 году.