Раздел

2

Наследие архимандрита Антонина (Капустина)

Документы настоящего раздела посвящены деятельности четвертого начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина). Из многогранной деятельности Антонина, замечательного ученого, археолога, нумизмата, византиниста, мы включили сюда лишь материалы, непосредственно относящиеся к самой, пожалуй, существенной стороне его деятельности в Святой Земле — трудам по приобретению и закреплению земельных участков, связанных с важнейшими новозаветными и ветхозаветными событиями, с последующим возведением на них храмов и паломнических приютов.

В первом подразделе объединены документы, датируемые 1866-1894 годами, временем пребывания Антонина в Иерусалиме. Наиболее ранними хронологически являются купчие на первые приобретения архимандрита в Палестине: участок в Бет-Джале (там будут со временем построены здания Бет-Джальской женской учительской семинарии с образцовой начальной школой при ней), от 27 марта 1866 г., и участок в Яффе, связанный по преданию с именем праведной Тавифы, 1869 года (документы № 42-43).

Из документов явствует, что архимандрит Антонин с первых дней пребывания в Святой Земле начал планомерную, постепенную работу по созиданию того, что теперь мы называем по праву Русской Палестиной. Одной из задач его, помимо самих приобретаемых недвижимостей и их церковного и научно-археологического значения, было укрепление позиций Русской духовной миссии в Иерусалиме — в своеобразной конкуренции с деятельностью Палестинского комитета и Палестинской комиссии, также активно занимавшихся в начале 1860-х гг. покупкой земельных участков. Объективно это был наиболее простой и надежный путь усиления русского присутствия в Иерусалиме и на Ближнем Востоке. [177]

Инициатива Антонина отнюдь не находила поддержки в Петербурге. Более того, Святейший Синод в мае 1872 года ставит вопрос не только о прекращении приобретений, но и об отчуждении уже имеющихся у Антонина владений (документ № 45). К счастью, МИД немедленно вмешивается, возражая против «отчуждения приобретенных уже на русские деньги земельных участков в Палестине, так как вопрос об этих приобретениях перенесен на политическую почву» (документ № 46). И Антонин продолжил свою работу. Приобретена знаменитая Силоамская пещера («гробница дочери фараона») 1 сентября 1873 г., участок в Иерихоне, именуемый Хакурет аль-Бурдж, в декабре того же года (документы № 47-48). К 1880-м годам русское консульство в Иерусалиме осознает постепенно выдающееся значение приобретений Антонина. Искренним восхищением продиктовано донесение В. А. Максимова послу в Константинополе от 8 октября 1883 г. «Я был бы счастлив, — пишет Максимов, — если бы Ваше Превосходительство на основании вышеизложенного благоволили прийти к мнению, что приобретения о. Антонина не могут вызвать какие-либо затруднения для нашей политики в Турецкой Империи, и что они не только полезны для наших поклонников в Святой Земле, число которых ежегодно увеличивается, но и послужат русскому делу здесь по отношению усиления нашего нравственного и образовательного влияния» (документ № 50).

Существовал, правда, аспект, вызывавший определенную напряженность в отношениях начальника Русской духовной миссии и представителей российской дипломатии. Последние, как в Иерусалиме, так и в Петербурге, настаивали на скорейшем переоформлении архимандритом Антонином его недвижимостей на имя русского правительства или его непосредственного представителя на месте — иерусалимского консула. Между тем сделать это было в рамках турецкого правового пространства весьма непросто. К тому же, скажем честно, Антонин и не очень торопился передавать свою землю в светские инстанции, справедливо опасаясь, что это в любое время может стать концом его собственного пребывания в Палестине. Невозможно, было перевести их и на имя Святейшего Синода (см. документы № 51-52). Нетерпение и негативная реакция консульства ярко проявляется в ряде донесений консула Д. Н. Бухарова (документ № 53, 56, 58).

К началу 1889 года сложилось решение оформить недвижимости архимандрита Антонина с помощью шариатского понятия вакуфа — передачи земли в бессрочную собственность религиозных организаций (отношение обер-прокурора К. П. Победоносцева к министру иностранных дел Н. К. Гирсу от 26 января 1889 г.: документ № 60). 12 сентября 1889 г. акт об учреждении вакуфа архимандритом Антонином был утвержден иерусалимским судьей (документ № 61). В него вошли шесть главных земельных владений, записанных на имя [178] Антонина: Елеонский участок (там ныне Русский Вознесенский монастырь), Силоамский — с упомянутой пещерой, Иерихонский (возвращенный в январе 2000 г. в собственность Московского Патриархата), Горненский (там сейчас Русский Горненский монастырь), Хевронский, со знаменитым Мамврийским Дубом (также возвращенный ныне Московскому Патриархату) и Яффский — с церковью святого апостола Петра и праведной Тавифы.

В завещании, составленном за пять дней до смерти архимандрита Антонина, 19 марта 1894 г., «все приобретенные на его имя земельные участки, без исключения, как помещенные в акт вакуфа, так и не помещенные в этом акте», архимандрит оставлял в собственность Святейшего Синода. Мы впервые публикуем полностью завещание Антонина, известное до сих пор лишь в пересказе A. A. Дмитриевского (документ № 66). Из него явствует, что часть своей земли в Горнем архимандрит завещал в пожизненное пользование своей духовной дочери и воспитаннице Софье Константиновне Апостолиди (см. также документ № 73). Сразу после кончины Антонина его бессменный многолетний сотрудник, драгоман Русской духовной миссии Яков Егорович Халеби пришел в Консульство и составил «декларацию» о всех объектах земельной собственности своего начальника, в том числе о тех владениях, о которых кроме него, Халеби, никто не знал (документ № 77).

Труды по укреплению за Россией владений, не вошедших в состав вакуфа, легли на плечи русских генконсулов в Иерусалиме, прежде и более всего А. Г. Яковлева. Документы, относящиеся к этой работе, составляют вторую часть данного раздела. Летом 1894 г. в Иерусалим был направлен второй драгоман посольства в Константинополе А. Г. Яковлев со специальной целью — исследовать и упорядочить владельческую документацию по всем недвижимостям покойного о. Антонина. В донесениях от 19 и 26 сентября 1894 г. он сообщает в Константинополь подробные сведения о состоянии и доходности земельных участков, вошедших в состав вакуфа (документ № 68). По обычной своей манере Яковлев сводит результаты своего анализа в таблицу (документ № 69). Им составлен также первый поименный список насельниц Русской женской общины в Горнем — будущего Горненского монастыря (документ № 70). 12 июня 1895 г. послу А. И. Нелидову в Константинополь направляется донесение о недвижимостях, не вошедших в состав вакуфа (документ № 71). Доклады Яковлева и сегодня остаются наиболее надежным и информационно содержательным источником по истории вакуфной и невакуфной собственности Антонина в Святой Земле.

Не ограничиваясь владениями Русской духовной миссии, А. Г. Яковлев, по указанию А. И. Нелидова, приступает к «Описи всех русских недвижимостей в Палестине и Сирии» (документ № 17, т. 1 наст. изд.). Здесь, в табличном виде, представлены данные о [179] пятидесяти объектах русской собственности в Святой Земле. По мере получения документов, укрепляющих те или иные участки за русским правительством или за председателем ИППО великим князем Сергеем Александровичем, к описи делаются дополнения. Назначенный в 1897 году Генконсулом в Иерусалим, А. Г. Яковлев проявил себя как заботливый хозяин, входивший не только в вопросы землевладения, но и внутренней духовной жизни Русской Палестины. Ему принадлежит черновой проект «Правил», то есть упрощенного устава для монахинь Горненской обители (документ № 32). К 1899 г. им практически завершена работа по приведению в порядок владельческой документации на земельные владения Русской духовной миссии (документ № 83 и др.). При этом нередко генеральный консул входит и в подробности историко-научные: разъясняет, например, археологическое значение древнееврейской гробницы на участке «Хакурет-уль-Баядер» (документ № 84). На юридическое оформление недвижимостей, завещанных Антонином Святейшему Синоду, последний выделил А. Г. Яковлеву 14 тысяч франков (документ № 85). Последними по времени участками, переведенными А. Г. Яковлевым на имя председателя ИППО великого князя Сергея Александровича, были участок Рас-Она на склоне горы в окрестности Бет-Джалы (документы № 86-88) и упомянутый Хакурет-уль-Баядер в деревне Силоам (документы № 90-91).