76. ДОНЕСЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСУЛА В ИЕРУСАЛИМЕ А. Г. ЯКОВЛЕВА ПОСЛУ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ И. А. ЗИНОВЬЕВУ

Иерусалим

31 мая 1899 г. Копия

В дополнение к донесению моему от 22 марта с. г. № 330, о нынешнем состоянии вопроса о наших недвижимостях в Сирии и Палестине, я имею честь сообщить Вашему Высокопревосходительству о переводе на имя Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича участка ед-Дабби на Масличной Горе.

Этот участок, внесенный под № 14 в «Опись всех русских недвижимостей в Сирии и Палестине», был куплен о. Антонином на имя Якова Халеби. При переводе его я столкнулся с новым препятствием. Он представляет собой большого участка, нераздельно принадлежавшего г-ну Халеби и еще двум совладельцам. С прошлого лета я старался разделиться с ними выгодно для нас, но все было безуспешно. Чтобы окончить дело, я предложил г. Начальнику Духовной Миссии купить остальные две трети. Архимандрит Рафаил охотно согласился увеличить наши владения на Масличной Горе, с которой связано столько Евангельских воспоминаний. Но он мог дать на это только 4700 франков. Продавцы требовали еще 500 фр., и я должен был согласиться на это, взяв необходимую сумму из кредита в 10 000 франков, отпущенного Святейшим Синодом. Во избежание, однако, ежегодной платы большого поземельного налога, покупная цена этих двух третей была официально заявлена только в 1200 фр., а с предыдущей третью — 1800 франков. Но при этом продавцы выдали мне 4 частных документа, в которых они заявили о получении полностью всей суммы в 5200 франков.

Таким образом, вместе с прежде купленной одной третью составился участок в 11 373 кв. метров, от которого, за уступкой 462 кв. м под общественную дорогу, осталось 10 911 кв. м. Ныне он слился со смежными участками: вакуфным (о. Антонина) и другим (по имени [266] Керм-уль-Бадд), записанным на имя Императорского Правительства. Общий план всех этих трех участков изготовляется. Новая покупка и предыдущая одна треть были переведены на днях на имя Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича, на что было истрачено 197 фр. 15 с. О. Архимандрит начал уже обносить все это на счет Миссии стенкой сухой кладки, в которой на известных расстояниях будут вставлены куски стены мокрой кладки. Выстроить вокруг всего участка стену мокрой кладки даже в 1 метр вышины над землей стоило бы 3600 фр., между тем, как с точки зрения охранения границ это не представило бы большой разницы.

Полученный на все три трети этого участка временный владельный документ будет своевременно представлен в Императорское Посольство для обмена на окончательный документ (сенед тугралы). Ранее этого акта я должен был дать (как и все, покупающие здесь недвижимость) обязательство, что без разрешения турецкого правительства на участке не будет сделано ни церкви, ни школы, ни больницы, ни кладбища.

Эти вновь купленные 2/3 участка ед-Дабби вместе с участком № 14 внесены мной под № 46 в дополнение к вышеупомянутой «Описи русских владений в Сирии и Палестине», при сем прилагаемое 30.

Известив о вышеизложенном Святейший Синод, я просил его возвратить мне расходы в размере 697 фр. 15 с., а также те 54 фр. 44 с. и 131 фр. 20 с., которые были произведены мной, о которых я имел честь донести Вашему Высокопревосходительству 7 марта и 23 июня 1898 г. №№ 207 и 571. Всех расходов было произведено на 882 фр. 79 с., но, вследствие негласности некоторых из них, я мог представить расписки только на 751 фр. 25 с.

С глубочайшим почтением и проч.

АВП РИ, ф. Греческий стол, оп. 497, д. 2421, л. 76-78.


Комментарии

30. См.: т. 1, документ № 20.