53. ДОНЕСЕНИЕ КОНСУЛА В ИЕРУСАЛИМЕ Д. Н. БУХАРОВА НАЧАЛЬНИКУ АЗИАТСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА МИД И. А. ЗИНОВЬЕВУ

Иерусалим

Весьма секретно
19 мая 1886 г.
Копия

Из словесных данных мне инструкций в Петербурге и изучения архивов я смог вывести заключение, что одна из главных возложенных на меня задач заключается в выяснении вопроса о землях, приобретенных О. Архимандритом Антонином в Палестине и возведенных им на них церквах и постройках. [202]

Стараясь заслужить доверие Начальника Духовной Миссии, я имею в настоящее время право официально заявить от его имени, что, чувствуя преклонность лет и утомясь в борьбе, он занят теперь приведением в порядок документов о приобретенных им землях и проектом передачи их правительственным учреждениям.

При этом Архимандрит заявляет, что все его земли, за исключением двух или трех участков, дело о покупке которых еще не окончено, — приобретенные было, в силу местных условий, на имя Драгомана Дух<овной> Миссии Якуба Халеби, переведены на имя его, Архимандрита, в удостоверение чего им будут высланы в Св. Синод копии с означенных документов.

По отношению же собственно земель и построек, Архимандрит, сообразно с условиями и целью устройства каждого из них, имеет в виду передать их Палестинскому Обществу, Св. Синоду и Палестинской Комиссии.

В ведение последней он предоставляет пока приют и сад в Иерихоне, превосходно устроенный, как я имел случай лично в том удостовериться, и посещаемый ежегодно тысячами наших поклонников, идущих на Иордан.

Сообщая В. Пр-ву о вышеизложенном, я имею основание думать, что на этот раз О. Архимандрит Антонин говорит искренно и едва ли найдет возможным отказаться от своих слов, так как в другом, весьма щекотливом, деле он, против всякого ожидания, уступил моим настояниям и выполнил данное обещание. Я говорю о раскопках на Русском месте, близ храма Воскресения, принадлежащем Правительству, но ключи от коего, с давнего времени, хранились у Архимандрита Антонина.

По прибытии в Иерусалим, осмотрев через некоторое время помянутое место, я нашел там работы, производимые Начальником нашей Дух. Миссии, — реставрировались именно стены и проч. Принимая во внимание жгучий интерес, возбужденный ныне этим местом, вследствие разгоревшейся полемики между Б. П. Мансуровым и В. Н. Хитрово, — полемики, перешедшей уже в иностранную (печать) прессу, — находя, кроме того, что всякая реставрация, без ведома Консульства и научных авторитетов, невозможна, я высказал все это О. Архимандриту Антонину, прося его прекратить работы и передать мне ключи. Просьба моя была выполнена им в точности: работы прекратились, ключи у меня, и все это произошло без малейшей ссоры и изменения добрых отношений, которые, в интересах самого дела, я считаю непременною обязанностью поддерживать с Представителем нашей Духовной Власти в Палестине.

С глубочайшим почтением и проч.

АВП РИ, ф. Греческий стол, оп. 497, д. 2579, л. 45-46 об.