32. ОТНОШЕНИЕ УПРАВЛЯЮЩЕГО ГЕНКОНСУЛЬСТВОМ В ИЕРУСАЛИМЕ А. Г. ЯКОВЛЕВА НАЧАЛЬНИКУ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В ИЕРУСАЛИМЕ АРХИМАНДРИТУ РАФАИЛУ

Иерусалим

28 апреля 1898 г.
Копия

Многоуважаемый о. Архимандрит Рафаил,

Вследствие желания Святейшего Синода, выраженного Г. Управляющему Генеральным Консульством в предписании Посольства от 22 ноября 1897 г. № 902, я с большим удовольствием принял на себя роль посредника в деле введения порядка среди женщин, живущих в Месте Горнем (деревня Айн-Карем), на земле вакуфа о. Антонина.

Неурядица эта происходит от двух главных причин: от неопределенного положения живущих там в отношении их недвижимости и вследствие отсутствия каких-нибудь писанных и утвержденных Начальником Духовной Миссии правил.

Для выяснения первого вопроса я нахожу один способ: признать, насколько возможно, право владения домиками за их настоящими владетельницами и выдать надлежащие документы из Генерального Консульства, записав их в книгу актов. Я довольно хорошо узнал их права. Основываясь на показаниях верных лиц и тех разговорах, которые я имел об условиях зарождавшейся общины еще с самим [103] о. Антонином, — все эти старушки имеют право на свои домики. Условия эти выражены мною в прилагаемом при сем проекте заявления о передаче домика бесплатно. Некоторые из старушек, правда, построили домики частью на свои, частью на деньги архимандрита Антонина. Я постараюсь это разобрать. Но я надеюсь, что в случае невозможности этого, Св. Синод, в своем великодушии, закроет на это глаза и согласится считать домики выстроенными вполне на средства нынешних владетельниц.

В случае продажи собственности нынешними владетельницами, акт будет составлен в Генеральном Консульстве.

Но в обоих случаях надо допустить переход от одного лица к другому как целого домика, так и части его. Это немного затруднительно, но это делается повсеместно в Турции, а в особенности здесь, при пожизненной покупке келий в нашей Патриархии. Тем не менее я постараюсь уменьшить, насколько возможно, число случаев подобного дробления. Кроме того, это положение временное, и Духовная Миссия, сделавшись собственницею какого-нибудь домика, может и не дробить его.

Многие из этих старушек хотели составить о своих домиках духовные завещания. Но я убедил их распорядиться своею собственностью посредством заявления в Генеральном Консульстве; так как духовное завещание может быть изменено когда угодно и в чью угодно пользу, то эти изменения внесли бы в дело большую путаницу, а иногда причинили бы непоправимый вред.

По моему мнению, решение вопроса о недвижимости надо предоставить Г. Обер-Прокурору Св. Синода и просить Его Высокопревосходительство о скором и снисходительном утверждении с небольшими изменениями или без оных упоминаемого проекта заявления.

Теперь я перейду ко второй главной причине беспорядков.

Как и во всяком обществе, порядок немыслим без существования главы и определенных правил. Многоуважаемый о. Антонин не мог или не успел этого сделать. О. Арсений, бывший здесь после него, оставался недолго. Когда Вы пожелали ввести это, то жительницы Места Горнего уже привыкли к жизни без Начальства. Поэтому Вы встретили большое сопротивление. Я могу об этом судить по себе. Недавно, по Вашей просьбе, я приехал туда по сравнительно небольшому делу и рассчитывал его окончить в полчаса. Они должны были указать на 5 кандидаток из числа домовладелиц, из коих Вы утвердили бы одну в качестве старшей сестры. Вместо получаса, я с трудом окончил это в течение 4-х часов. Хотя прежденазначенная Вами мать Рахиль и достойная, насколько я мог заметить, женщина, но против нее образовалась сильная партия. Только поэтому и для всеобщего умиротворения, мне кажется, хорошо было бы заменить ее одною из кандидаток. [104]

По выборе начальницы Вами, для начала только на один год, ей можно было бы дать, примерно, следующие правила, которые, по моему мнению, Вы могли бы утвердить собственною властью и, донеся о них Св. Синоду, изменить впоследствии, если он это прикажет.

1) Во главе живущих в Месте Горнем стоит старшая сестра, выбранная Г. Начальником Русской Духовной Миссии из 5 домовладелиц, представленных ему сими последними. Она выбирает себе двух помощниц.

2) Если новоприезжая паломница в Место Горнее желает провести там одну ночь у одной из сестер, то она и ее знакомая должны заявить об этом старшей сестре, не представляя паспорта.

3) Если она пожелает провести 2, 3 и 4 ночи у своей знакомой, то она должна спросить разрешения у старшей сестры и оставить у нее свой паспорт. Старшая сестра может разрешить при этом новоприезжей пользоваться бесплатно столом в общей столовой. Причина отказа должна быть выяснена на другое утро Г. Начальнику Миссии.

4) Если она пожелает пробыть здесь 5 и более ночей, то она должна просить об этом Г. Начальника Миссии непосредственно. Отослав ее паспорт в Генеральное Консульство, Г. Начальник Миссии дает письменное разрешение с указанием на право пользоваться столом в общей столовой.

5) В квартире умершей, немедленно и в присутствии двух почтенных сестер (не помощниц своих), старшая сестра запирает дверь на ключ и берет его себе, заколачивает двери и окна и сообщает об этом Г. Начальнику Миссии и в Генеральное Консульство на другой день рано утром.

6) Желающие избежать недоразумений должны делать свои распоряжения на случай смерти чрез посредство Генерального Консульства.

7) В случае смерти старшей сестры, первая помощница немедленно: а) заступает на время ее место; б) в присутствии четырех почтенных сестер переносит денежные кружки, если таковые существуют, в ризницу, заколачивает окна и двери ризницы, взяв от нее ключи к себе, и приставляет к дверям двух сторожей; в) затем поступает в отношении квартиры умершей таким же образом, как указано в предыдущей статье б); г) на другой день, рано утром, она приглашает делегата Генерального Консульства для наложения печатей и извещает Г. Начальника Духовной Миссии.

8) Желающие построить домики или переделывать их, рвать камни, вырубать деревья должны получить на это разрешение Г. Начальника Духовной Миссии. Он пишет свое разрешение на плане домика или перестройки, с указанием места. План представляется в Генеральное Консульство, которое составляет надлежащее заявление. [105] Постройка и пристройка без разрешения Г. Начальника Духовной Миссии будет разрушена на счет предпринявшей их.

9) Желающие избежать недоразумений при заключении контрактов по постройке или перестройке должны обращаться в Генеральное Консульство для составления их.

10) Продажа крепких напитков строжайше запрещается.

11) О нарушении сих правил старшая сестра на другое утро донесет Г. Начальнику Духовной Миссии, который примет надлежащие меры и, в случае необходимости, обратится в Генеральное Консульство.

Поручая себя Вашим молитвам, имею честь быть и проч.

С подлиным верно:

Начальник Русской Духовной Миссии

в Иерусалиме Архимандрит Рафаил

<ПРИЛОЖЕНИЕ>

Заявление

Я, нижеподписавшаяся (звание, имя, отчество и фамилия заявительницы, собственницы домика), сим заявляю, что выстроила на мои средства в деревне Айн-Карем (Место Горнее), близ Иерусалима, на земле, принадлежащей ныне вакуфу о. Архимандрита Антонина, бывшего Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, 1 (2) домик(ка).

При этом я приняла следующие условия о. Антонина:

1. Я могу жить в этом домике до смерти моей и, умирая, имею право чрез Генеральное Консульство в Иерусалиме продать или подарить его другому лицу женского пола и русской подданной с тем, однако, что после смерти сего последнего этот домик немедленно и бесплатно становится собственностью Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

2. Если я не укажу здешнему Генеральному Консульству этого лица при жизни моей, то этот домик, по смерти моей, немедленно и бесплатно переходит в полную собственность здешней Духовной Миссии, и я лишаю моих наследников права изъявлять какие бы то ни было притязания на него.

3. Я не имею права закладывать эту недвижимость без разрешения Г. Начальника Духовной Миссии и без посредства здешнего Генерального Консульства.

Вследствие всего вышеизложенного, я, с согласия Г. Начальника Духовной Миссии, сим заявляю, что после моей смерти и на перечисленных выше условиях упомянутый домик должен быть бесплатно передан в пожизненное пользование (звание, имя, отчество и [106] фамилия лица, в пожизненное пользование которого отдается домик), которая в течение (такого-то срока) должна лично явиться в Генеральное Консульство для составления окончательного акта.

Иерусалим______ 1898 г.

Подписи: заявительницы (собственницы домика) и двух свидетельниц.

Я дал мое согласие на все вышеизложенное.

Иерусалим______ 1898 г.

Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме:

(подпись) (М. П.)

Я нижеподписавшаяся (звание, имя, отчество и фамилия лица, в пожизненное пользование которого отдается домик), принимаю означенный домик на вышеизложенных условиях и повторяю, что после моей смерти Г. Начальник здешней Духовной Миссии имеет право, если он того пожелает, немедленно и бесплатно вступить во владение этим домиком, и что наследники мои лишаются права изъявлять на домик какие бы то ни было претензии.

Иерусалим______ 1898 г.

Подписи: лица, в пожизненное пользование которого отдается домик, и двух свидетельниц.

Засвидетельствование Генерального Консульства.

АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/7, д. 24, л. 89-91 об.