17. ДОНЕСЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В ИЕРУСАЛИМЕ АРХИМАНДРИТА АНТОНИНА ОБЕР-ПРОКУРОРУ СВ. СИНОДА К. П. ПОБЕДОНОСЦЕВУ

Иерусалим

14 марта 1884 г.
Подлинник

Ваше Высокопревосходительство!

Принимаю на себя смелость беспокоить Ваше Высокопревосходительство изложением нижеследующего обстоятельства. Иерусалимская Духовная Миссия, носящая имя «Поклоннической», по существу своему преимущественно должна заниматься поклонниками и именно с той стороны их жизни здесь, которая прямо входит в «поклонение» Святым Местам. Излишне говорить, что в начале своей деятельности здесь она прилагала к этому все свое старание. Но, с водворением в Поклоннических заведениях наших Консульства, вместе с материальною стороною поклоннического быта немало отошло в круг консульского ведения предметов и более или менее духовного значения. Таково, например, путеводство поклонников по Святым Местам. Все распоряжение этим, столько важным по своему влиянию на ум и сердце наших соотчичей, делом принадлежит теперь Консульству. Обращаюсь к глубоко справедливому чувству Вашего Высокопревосходительства: естественно ли такое положение вещей? Где и когда, как не во время этих поклоннических обхождений, столь благоприятных назиданиям всякого рода, Миссия могла бы оказывать свое благотворное, просветительное влияние на народ?

По вторичном (1880 г.) назначении сюда консулом г. Кожевникова, в доказательство своих мирных расположений к Миссии, он сделал последней уступку и согласился на назначение путеводителем поклонников рекомендованного мною лица, бывшего пономарем в нашей церкви до войны, опытного и солидного монаха. К [68] сожалению, человек, при всей его пригодности к делу, оказался слабым физически, и через год с небольшим г. Кожевников отставил его от места, определив на оное, уже без всякого сношения со мною, одного безграмотного отставного солдата, некоторое время бывшего служителем при Духовной Миссии и прогнанного мною за разные проделки его с поклонниками неблаговидного характера. Не так давно временно заведовавший здешним Консульством вместо г. Кожевникова В. А. Максимов, всмотревшись в дела здешние, нашел ненормальным поручение такого значительного дела, как водительство поклонников (массами в 100-200 и более человек), такой ненадежной личности и счел долгом (по его собственным словам) обратиться ко мне за отысканием более пригодного для дела лица. Я указал ему на одного иеромонаха из поклонников, человека весьма степенного, умного и расторопного, достаточно знакомого со Святыми Местами. Но чуть возвратился снова (в начале февраля с. г.) к своему посту г. Кожевников, опять, без всякого внимания ко мне, сменил иеромонаха и поставил на его место того же солдата, поставив при сем первому на вид, что Патриарх недоволен им за его будто бы дурные отзывы о греках, дошедшие до Его Блаженства от наших же поклонников.

Не имея права вмешиваться в распоряжения Императорского Консульства, я думаю, однако же, что налагаемый на него его званием долг требовал предварительной поверки взведенной на путеводителя вины со стороны г. Консула, чтобы не дать повода вперед возникать целому ряду подобных притязаний людей, явно желающих бесконтрольно эксплуатировать наших поклонников и их же самих являющих слепыми органами и усердными пособниками собственной эксплуатации. Ничего нет легче здесь, в Иерусалиме, русскому человеку и патриоту, как заслужить репутацию недоброжелателя и поносителя греков. Это знает всякий, хоть сколько-нибудь развитый поклонник наш, умеющий делать различение между святынею и торгом во имя ее.

Ввиду всего вышеизложенного, Ваше Высокопревосходительство, не нашли ли бы возможность чрез посредство г. Товарища Вашего и вместе члена Палестинской Комиссии настоять на возвращении Духовной Миссии — как вполне компетентной к тому — права водить поклонников по Святым Местам, без вмешательства в это дело Консульства, Патриархии и кого бы то ни было третьего, разве только по инициативе самой же Миссии? Не говоря уже о прямой пользе от того, это дало бы ей и тот нравственный вес, без которого она, как духовное учреждение, существовать не может.

Обстоятельство, что путеводитель поклонников получает свое ничтожное (40 фр. в месяц) содержание из Консульства, не может быть достаточным основанием к тому, чтобы он и назначался, и заправлялся во всех своих действиях Консульством. Сам Консул, как [69] агент Палестинской Комиссии, получает свою — несоразмерно средствам Комиссии богатую — субсидию не из своих сумм.

Вознося ко Господу свою теплую молитву о Вашем здравии и благопоспешестве в делах, с глубочайшим почтением и проч.

АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/5, д. 41, л. 18-19.