14. ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРОЕКТ ОТНОШЕНИЯ МИД К НАЧАЛЬНИКУ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В ИЕРУСАЛИМЕ ЕПИСКОПУ МЕЛИТОПОЛЬСКОМУ КИРИЛЛУ (НАУМОВУ)

Петергоф

5 июля 1858 г.
Подлинник

Резолюция императора Александра II: Быть по сему.

Отчет Вашего Преосвященства о положении Иерусалимской Церкви и предположения, до сего предмета и устройства вверенной Вам Миссии относящиеся, были предварительно рассмотрены Обер-Прокурором Святейшего Синода, и соображения его повергнуты воззрению Государя Императора. Согласно указаниям Его Императорского Величества, все эти соображения были обсуждены Министерством Иностранных Дел с тем вниманием, какого важность предмета требовала. Следующие заключения, удостоенные Высочайшего утверждения Государя Императора, имею честь сообщить Вам для руководства и должного в чем следует исполнения.

1) Необходимо избегать всякого повода к несогласиям и неприятным столкновениям с греческой иерархиею, чего, как видно из самых донесений Ваших, желают враги нашей Церкви для разъединения ее, для общего соблазна и совращения с пути истины приверженцев этой Церкви. Тем не менее, однако, мы должны стараться всячески исторгнуться из зависимости греческого духовенства в материальном отношении, и в этих видах Министерство предначертало план действий, известный Вашему Преосвященству из отношения его от 17 октября 1857 г. № 3956.

2) Относительно материального устройства как самой Миссии, так и русских поклонников, посещающих Иерусалим, Министерство Иностранных Дел входило уже, как небезызвестно Вашему Преосвященству, в подробные соображения совокупно с Обер-Прокурором Святейшего Синода и представителями Главного Общества Пароходства и Торговли на Черном море, под непосредственным наблюдением Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича. Следствием этих соображений было вторичное отправление Действительного Статского Советника Мансурова в Иерусалим для устройства зданий для помещения поклонников наших, госпиталя и пр. Равным образом объявлен добровольный сбор на сей предмет [59] во всей России. Мы остаемся в ожидании благих результатов от сих мер и командировки г. Мансурова, которого Вы не оставите своими благими советами в исполнении возложенного на него поручения.

3) Министерство вполне разделяет Ваше мнение о том, как тягостна некоторая зависимость Миссии от Иерусалимских властей в духовном отношении, состоящая в том, например, что для каждой службы в Архангельском Соборе требуется особое письменное дозволение и т. д., но она есть последствие продолжительного предшествовавшего влияния Иерусалимских властей на нашу Миссию, и от него избавиться можно не вдруг, а постепенно, приобретя мало-помалу полную доверенность греческой иерархии, хотя мы вполне согласны, что этого нелегко достигнуть.

4) Относительно увеличения состава Миссии одним иеромонахом, двумя иподиаконами и двумя певчими, согласно ходатайству Вашему, сделано уже особое распоряжение, о чем Вы извещены.

5) Министерство Иностранных Дел имело в виду недостаточность средств Миссии и с этою целью оно разрешило Генеральному Консулу нашему в Бейруте принять на счет казны издержки, сделанные на пути от Бейрута до Иерусалима, а также и те, которых нельзя будет избежать при посещении Святых Мест в Палестине. Так как путешествия эти совершаются в видах общей государственной пользы, то Министерство приняло издержки эти на счет своих сметных сумм, в полной уверенности, что увеличение штата одним иеромонахом и прочими членами, сделанное единственно для благолепия служения церкви, Святейший Синод примет на свой счет, по крайней мере, до того времени, пока лица эти войдут в штат Миссии. Относительно же издержек, до улучшения быта поклонников относящихся и до богоугодных даяний Ваших, Министерство Иностранных Дел испросит разрешение Государыни Императрицы Марии Александровны заимствовать Вам из сумм, от Имени Ее Величества отправляемых в Иерусалим.

6) Министерство вполне разделяет мнение Ваше, что необходимо принять некоторые меры к тому, чтобы поклонники наши своим недостойным поведением не служили предметом соблазна и негодования для других, с этою целью оно снесется с Министерством Внутренних Дел о некоторых мерах, предлагаемых Вами, и примет в соображение те, которые собственно до него касаются.

7) Представление Ваше о необходимости назначить Русского Консула в Иерусалим было предупреждено, по воле Государя Императора, Министерством Иностранных Дел, о чем в настоящее время Вы уже и извещены. Что же касается до постройки госпиталя и странноприимного дома, то, как выше сказано, г. Мансурову поручено войти на месте в ближайшее по сему предмету соображение; по надлежащем устройстве их Министерство войдет в сношение с кем следует об отправке в Иерусалим сестер милосердия. [60]

8) Суждения Ваши о греческом духовенстве, его усилия подавить народные начала и пренебрежение к своей иноплеменной братии обратили на себя все внимание Министерства Иностранных Дел, которое, впрочем, имело уже и прежде сведения о подобных действиях греческой иерархии. Сведения эти были в свое время сообщены Вашему Преосвященству. Они, может быть, были одной из главных причин, по которым Правительство наше решилось послать Миссию, во главе которой было бы лицо влиятельное — русский епископ — вместо простого богомольца, под видом которого жил в Иерусалиме Архимандрит Порфирий, но Министерство вполне постигает, как трудно искоренить зло, глубоко пустившее свои корни. Прежде всего употребите усилия Миссии, чтобы сколько-нибудь сблизить разноплеменные населения православного исповедания между собой и старайтесь, чтобы она внушила им доверие к себе. Не должно забывать, что греческое духовенство поставлено силой самих обстоятельств блюстителем Православия на Востоке. Уронить его в общественном мнении значило бы разорвать последнюю связь между православными населениями, не заменив никакой другой.

9) Без сомнения, заведение училищ между арабами, образование их духовенства, улучшение их быта составляют предметы, которых Правительство наше искренно желало бы в видах охранения Православной Церкви от всяких невежественных на нее влияний, но достигнуть этого можно только продолжительным временем и путем долгого терпения, потому что на это нужны огромные средства и пожертвования. Вам, Преосвященнейший Владыко, были открыты все дела Азиатского Департамента и потому более чем кому-либо известно, каким образом открывались мало-помалу училища между славянскими племенами Европейской Турции (в Филиппополе, Адрианополе, Мостаре и пр.). Министерство делало это из собственных средств, не осмеливаясь прибегать к каким-либо заимствованиям из сумм Государственного Казначейства, имея в виду общие государственные потребности, не позволяющие в наше время прибегать к таким заимствованиям. Вообще же я полагаю, что при многочисленности трудов и издержек, предстоящих Миссии для приведения в исполнение благих предначертаний Правительства нашего, необходимо определить, к каким предметам следует приступить прежде прочих, что Вы вполне в состоянии сделать, и к исполнению их стремиться всеми силами; постепенность в этом отношении тем более необходима, что средства, которыми мы можем располагать, далеко еще не соответствуют надобностям Православной Церкви в Палестине. В этих же видах я полагал бы, что Миссии следует прежде всего освоиться и, так сказать, пустить корни в самом Иерусалиме и потом уже заняться епархиями Антиохийской и Александрийской, если на то достанет сил и средств. [61]

Не должно подавать надежд, которых осуществить мы не в силах, потому что следующее за сим разочарование чрезвычайно дурно подействует на самую Миссию. Главная деятельность нашей Миссии должна быть сосредоточена в самом Иерусалиме.

10) В отношении воспитанников южно-славянских и арабских, приезжающих в Россию, я должен заметить, что они поступают в училища не случайно, не путем неофициальным, как Вы изволите полагать, но по тщательному разысканию на месте Консулами нашими о личности молодых людей, которых сюда отправляют на счет нашего Правительства. Рекомендация Патриархата Константинопольского, конечно, всегда принимается Миссиею нашей в соображение, но считать ее достаточной и совершенно беспристрастною невозможно. При выборе молодых людей обыкновенно берутся во внимание заслуги, оказанные их семействами России, происхождение, а равно — успехи, оказанные молодыми людьми в училищах местных. Что касается замечания Вашего относительно воспитанников Халкидонского училища, то, разделяя мнение Ваше по этому предмету, я передам его на соображение и приведение в исполнение г. Бутеневу.

11) Наконец, предположение Ваше относительно того, чтобы дать свободный доступ нашим ремесленникам в Иерусалиме, и тем внести русский элемент в тамошнее народонаселение, требует особого соображения и обсуждения в видах общих государственных распоряжений. Впрочем, выезд из России в Иерусалим, как и вообще за границу, никому не воспрещен и служит причиною того, что в Иерусалим являются многие неблагонадежные люди, на которых Вы в своем донесении столько жалуетесь.

В заключение Министерство Иностранных Дел искренно благодарит Вас за Ваши добросовестные труды и те подробные сведения, которые Вы доставляете ему.

АВП РИ, ф. СПб. Главархив, оп. 781, 1-1, д. 34, л. 108-116об.