Раздел

2

Августейшие паломничества

Одной из существенных, по обстоятельствам восточного менталитета и традиций даже важнейших, форм российского представительства в Иерусалиме и на Ближнем Востоке было паломничество к святым местам членов царствующего дома. Россия не представляет в этом смысле какого-то исключения: в 1861 г. Иерусалим посетил наследник английского престола, в 1898 г. — сам германский император, в 1909 г. — германский кронпринц.

Первым августейшим паломником в Святой Земле должен был стать, по некоторым сведениям, император Николай I. Во всяком случае, начальник Русской духовной миссии архимандрит Порфирий (Успенский) по прибытии в Иерусалим в феврале 1848 г. конфиденциально сообщил об этом Патриарху Кириллу II. Возможно, это был лишь нарочитый дипломатический «слух». Так или иначе, первым стал его сын, великий князь Константин Николаевич, посетивший Иерусалим с супругой Александрой Иосифовной и сыном Николаем весной 1859 г. Это сразу позволило решить ряд насущных проблем, связанных с приобретением русских недвижимостей в Иерусалиме и укреплением российского политического влияния. Хотя документы, относящиеся к путешествию Константина Николаевича, были уже опубликованы, мы сочли необходимым включить некоторые фрагменты из переписки великого князя с братом, императором Александром II, и из дневника, сохранившего непосредственные впечатления от пребывания в Палестине (документы № 31-35).

В октябре 1872 г. Святую Землю посетил в ходе длительной ознакомительной поездки по Турции и Ближнему Востоку другой брат царя — великий князь Николай Николаевич-старший, будущий герой освободительной русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Экзотической особенностью его паломничества было то, что он совершил его верхом, в сопровождении кавалерийской свиты, проскакав сотни километров от Бейрута до Дамаска и из Дамаска через Галилею, [126] Назарет, Фавор, долину Иордана до Иерихона и затем до Иерусалима и Яффы. В Иерусалиме великий князь присутствовал при освящении 28 октября 1872 г. русского Троицкого собора. Поездку великого князя документировали два офицера его свиты — В. И. Сенявин и Д. А. Скалой, издавшие впоследствии книги сходного содержания и названия. Мы использовали для характеристики паломничества Николая Николаевича фрагменты из более живописной книги Д. А. Скалона (документ № 36).

21-31 мая 1881 г. паломничество в Святую Землю совершили братья только что вступившего на престол императора Александра III великие князья Сергей и Павел Александровичи с их племянником великим князем Константином Константиновичем (впоследствии известным поэтом К. Р., президентом Академии наук). Непосредственным поводом к их поездке стали трагические утраты в царской семье: кончина императрицы Марии Александровны (в 1880 г.) и убийство императора Александра II (1 марта 1881 г.). Великокняжеское паломничество имело огромное значение для последующего развития Русской Палестины. Был установлен добрый плодотворный контакт с начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином, очень нуждавшимся в то время в августейшей поддержке; кроме того, заинтересованное отношение Сергея Александровича к русско-палестинским проблемам позволило в следующем году организовать в Петербурге Православное палестинское общество (под его председательством и покровительством). Лучшим документом, с репортажной точностью воспроизводящим подробности пребывания великих князей в Иерусалиме, является дневник архимандрита Антонина (Капустина), большой фрагмент из которого включен в настоящий раздел (документ № 37; другие фрагменты из дневника, представляющего собой уникальный источник по истории Русской Палестины, см. ниже в специальном разделе 2 тома).

Семь лет спустя состоялось второе паломничество Сергея Александровича в Святую Землю, на этот раз с супругой, великой княгиней Елизаветой Федоровной и братом Павлом Александровичем. Целью было участие в торжестве освящения русской церкви во имя Марии Магдалины, сооружение которой и место для строительства обсуждались великим князем с архимандритом Антонином еще в первую поездку. Августейшие паломники проследовали из Бейрута морем в Хайфу, потом к святыням Галилеи (Назарет, Фавор), а затем, вернувшись в Хайфу, опять морем до Яффы и оттуда в Иерусалим. Освящение храма, построенного в память императрицы Марии Александровны, состоялось в праздник Покрова 1 октября 1888 г. Подробное описание церемонии и всей поездки содержится в корреспонденции «Правительственного вестника» (документ № 38). Воспоминания о пребывании великих князей в Бейруте оставила Мария Александровна Черкасова, основательница и заведующая [127] пятью бейрутскими школами Православного палестинского общества (документ № 39). Завершают раздел аналогичные воспоминания директора назаретской мужской учительской семинарии Александра Гавриловича Кезмы (1860-1935), посвященные галилейскому эпизоду паломничества (документ № 40).

Этим исчерпывается летопись августейших «хождений» в Святую Землю. Иерусалим посетил также в 1890 г. великий князь Александр Михайлович, кузен императора Николая II. Но (характерный штрих!) в своих «Воспоминаниях» (Париж, 1933; репринт: Москва, 1991), подробно рассказывая о приключениях с гейшами в Японии, о карнавалах Бразилии, великий князь не счел нужным ни словом обмолвиться о своем посещении Иерусалима...

В октябре 1890 г. в Святую Землю должен был прибыть наследник-цесаревич Николай Александрович — будущий император Николай II, в ходе задуманного почти кругосветного плавания на Дальний Восток. Но по рекомендации МИДа посещение Иерусалима было отменено в связи с обострением церковно-политической ситуации в Константинополе, где будущий государь должен был встретиться со Вселенским Патриархом. Многие духовные лица считали впоследствии несостоявшееся паломничество наследника дурным знаком наступающего царствования.