Раздел

10

Николаевское подворье

В связи с ростом потока паломников постоянной заботой Палестинского общества с самого момента его возникновения являлось расширение старых подворий и строительство новых. Уже в 1885 г. назначение в Иерусалим Д. Д. Смышляева в качестве уполномоченного ППО непосредственно связывалось с задачей строительства «дополнительного помещения для паломников на северо-западе Русских построек», то есть там, где находится ныне Николаевское подворье (записка Смышляева, Иерусалим, 4 марта 1886 т. // АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 18). Но тогда из-за трений с Палестинской комиссией, в ведении которой находились Русские постройки, сочтено было более эффективным строить новое подворье на собственном, приобретенном Смышляевым на имя общества, участке.

За десять лет, прошедших после завершения Сергиевского подворья, ставшего первым крупным строительным объектом ИППО в Палестине, тенденция опережающего роста числа паломников не изменилась. Скорее наоборот: к 1901 г. число русских православных богомольцев, собиравшихся на Пасху в Иерусалим, превысило рубеж 6000 человек. Вопрос о новом подворье вновь был поставлен в повестку дня. В апреле 1902 г. в Петербурге советом общества был заключен договор о его строительстве с молодым архитектором А. Е. Элкиным (документ № 272). К 1 августа ему предписывалось представить подробный план и смету на паломнический приют, рассчитанный на 1200 коек. Строительство планировалось окончить к 1 сентября 1904 г.

Работа над проектом заняла больше времени, чем предполагалось. Элкин отправился в Иерусалим лишь весной 1903 г. 4 марта 1903 г. начал действовать созданный в Иерусалиме «Строительный комитет по новым сооружениям» под председательством управляющего подворьями ИППО в Палестине Н. Г. Михайлова. Двумя днями позже начались подготовительные работы на месте постройки. [608]

В июне они были остановлены из-за территориальных протестов Русской духовной миссии. Планы пришлось изменить, границы постройки отодвинуть. Официальная закладка Николаевского подворья состоялась лишь 5 сентября того же года — в день тезоименитства великой княгини Елизаветы Федоровны, супруги председателя ИППО. С самого начала подворье получило наименование Николаевского. На закладной доске была выгравирована надпись: «В лето от Рождества Христова 1903 сентября 5 дня, в царствование его императорского величества Николая II Александровича, императора и самодержца всея России, при председателе Императорского православного палестинского общества его императорском высочестве великом князе Сергее Александровиче, приступлено к сооружению сего подворья имени благополучно царствующего императора Николая II».

Работы продолжались до конца октября и были прекращены с наступлением сезона дождей. Следующий строительный сезон был начат 9 марта 1904 г. В сентябре начали поступать материалы для устройства центрального парового отопления и вентиляции — частью из Генуи, частью из Петербурга (письмо дирекции машиностроительного завода братьев Кертинг от 18 сентября 1904 г. // документ № 278). Начавшиеся с ноября дожди вновь затормозили работы, хотя кладка каменных стен, как наружных, так и внутренних, была уже окончена. Совет ИППО был недоволен постоянными задержками в ходе строительства, и 5 августа 1905 г. председателем строительного комитета был назначен инспектор галилейских учебных заведений ИППО Павел Иванович Ряжский. Совет требовал, чтобы к 15 ноября 1905 г. здание было освящено. Как явствует из телеграммы на имя председателя ИППО великой княгини Елизаветы Федоровны, подписанной Ряжским, Михайловым, Элкиным и другими членами строительного комитета, 6 декабря 1905 г. новое подворье было открыто. Окончательная отделка здания была закончена к 24 января 1906 г. (документ № 282).