84. ПИСЬМО СЕКРЕТАРЯ ИППО В. Н. ХИТРОВО УПОЛНОМОЧЕННОМУ ОБЩЕСТВА В ИЕРУСАЛИМЕ Д. Д. СМЫШЛЯЕВУ

С.-Петербург

11 июня 1889 г..
Подписанная копия..
Печ. в сокращении

Все четыре письма Ваши, дорогой друг Димитрий Димитриевич, № 7, 8, 9 и 10, получены и по принятому у нас теперь порядку доложены Совету.

Главным вопросом обсуждения, бесспорно, представлялся вопрос размежевания наших будущих владений с Духовной Миссией, или, вернее, выделение из них того, что передается в непосредственное заведование Духовной Миссии. Вопрос этот, как Вам известно, [267] составлял всегда камень преткновения для всевозможных споров и трений между Консульством как представителем Палестинской Комиссии и Духовной Миссией. Постоянно мы брали сторону Духовной Миссии, и в десятке записок, поданных мной в разное время К. П. Победоносцеву, я постоянно отстаивал необходимость полного выделения зданий Духовной Миссии. Делал это и по глубокому убеждению в необходимости поставить Духовную Миссию вполне в независимое положение, на том же основании, может быть, как являлась необходимость выделить Ватикан из Рима для папы. Решение удовлетворительное этого вопроса в пользу Духовной Миссии является, безусловно, необходимым и для будущности Духовной Миссии. Вести с ней пререкания и споры — значит идти по следам Палестинской Комиссии, а этого мы не можем ни по нашему прошедшему, ни по нашему убеждению. Ввиду всего вышеизложенного, Совет постановил выделить вполне в пользу Духовной Миссии участок Русских владений, как означено на прилагаемом плане карандашом. Таким образом границы Духовной Миссии определятся.

На западе, ограда Русского места с предоставлением в полное ее распоряжение ворот с Яффской дороги. Въезд для нас может быть устроен там, где теперь калитка против подворья нашего, как сделано карандашом на плане, или, если это необходимо, в чем я сомневаюсь, то такие ворота для нас собственно можно сделать в западной ограде севернее нынешних ворот, но, я думаю, первое предположение против подворья будет полезнее.

На севере нужно провести линию прямую, отступив на 3 или 4 метра от северной стены Троицкого собора и проведя прямую линию, как сделано на плане, к западной ограде с одной стороны, а с другой для пересечения с восточной линией, веденной от восточной границы сада, это составит восточную границу.

На запад линия границы пойдет, как была предположена, до отмеченного карандашом… Вопрос здесь возбуждает цистерна, — отчислить ли ее к Духовной Миссии или к госпиталю. Совет решил отдать ее Духовной Миссии, но не прежде, как устроив особую цистерну для госпиталя ближе к этому последнему, до тех же пор оставить ее в нашем владении. Ввиду же этого немедленно приступить к сооружению цистерны для госпиталя, не меньшей по объему, как и передаваемая.

Что касается до участка, выделяемого Консульству, то, оставаясь в пределах, указанных на плане, нам безразлично, где вздумает консул строить означенный дом секретаря, — там ли, где он означен на плане, у южной ли стены, как предполагаете Вы. Это дело консула. Наше — выделить ему место и ассигновать на сооружение дома сумму. Самую же постройку мы предполагаем вполне предоставить консулу. Для нас важно сохранить в нашем владении калитку, ныне существующую и обращенную к югу, и свободную к ней дорогу. [268]

Переходя затем собственно к тому, что остается в непосредственном нашем пользовании, то в северо-западном углу, как показано, нужно выстроить покоем двухэтажный странноприимный дом, далее в северной ограде сделать ворота с полукруглой площадкой перед ними, далее у северной ограды два двухэтажных флигеля, оба ли для служащих или один для служащих у Общества, а другой — еще странноприимный дом, покажет, когда приступим к постройкам.

Затем на востоке пруд, обращенный по Вашему предположению в цистерну, и баня, а на юге — новая цистерна для госпиталя.

В будущем, мне кажется, нужно будет новую больницу подвести под фасад главной больницы и соединить их в одно здание. Но это, повторяю, есть дело будущего <...>

Относительно штата служащих Советом сделаны тоже изменения, которые затем и утверждены с тем, чтобы ввести их в действие с 1 сентября этого года.

Мной оставленные предположения, до слития с Палестинской Комиссией, исчислены были на 31 служащего — 31 320 фр. Ваши предположения на то же количество 31 служащего составляли 29 240 р. Совет, принимая в основание слитие с Палестинской Комиссией и увеличение вследствие того и работы, и числа служащих, утвердил временно следующие штаты:

Уполномоченный

1

12 000 фр

Помощник

1

6000 фр

Смотрительница

1

3000 фр

Экономка

1

1800 фр

Помощница

1

900 фр

Кастелянша

1

900 фр

Надзирательница 1 и 2 разряда

1

1200 фр

Надзирательницы 3 разряда

2 по 1200 фр.

2400

Прислуги женской

10

4000 фр

Прислуги на кухне

5

1440 фр

Прачки

3

1260 фр

Бухгалтер

1

3200 фр

Писарь

1

1200 фр

Привратники и сторожа

10

3000 фр

Садовник старший

1

900 фр

Садовник младший

1

300 фр

Чернорабочие

2

500 фр

43

44 000 фр

Кроме того, полагается им даровое помещение и порции следующие:

Уполномоченный

6 комн.

2 порц.

1 разр.

Помощник

4

1

1

Смотрительница

3

1

1

Экономка

2

1

2

Помощница

1

1

2

[269]

Кастелянша

1

1

2

Надзирательница 1 и 2 разряда

1

1

2

Надзирательница 3 разряда

1 (2)

1

2

Прислуга женская

1/2 (5)

1

3 (10)

Прислуга на кухне

1/2 (2 1/2)

1

3 (5)

Прачка

1/2 (1 1/2)

1

3 (3)

Бухгалтер

3

1

1

Писарь

1

1

2

Привратники и сторожа

1/2 (5)

1

3 (10)

Садовник старший

1

1

2

Садовник младший

1/2

1

3

Чернорабочие

1/2 (1)

1

3 (2)

<Итого>

отд. комн.

поло в <ин>

1 разр.

2 разр.

3 разр.

25

15 1/2

5

8

31

Канцелярия

2

Бухгалтерия

1

28

15 1/2

43 1/2

В содержание не входит госпиталь, Палестинская Комиссия на него по смете ассигновала:

Врачу

9 000 фр.

Фельдшеру

1 200

5 сестрам милосердия по 240 фр.

1 200

Прислуге

4 032

Содержание больных

8 400

Аптеке

7 000

30 832 фр.

Этого вопроса мы пока не касались.

Возвращаясь к вышеприведенному содержанию служащих, Совет признавал необходимым увеличить содержание уполномоченного и его помощника, чтобы несколько приблизить к тому, что получают в Консульстве и по новым штатам в Духовной Миссии, наши служащие не должны быть поставлены в худшее положение.

Относительно прислуги мы поставили максимум, лучше из этого сберечь, чем, если не хватит, требовать дополнительной сметы. Штаты эти мы установили временно на 2 года, опыт этих двух лет укажет, что в них нужно будет изменить.

Относительно Бейт-Джалы, мы, не уверенные в том, что работы будут окончены к 1 сентября, решили открытие там женского пансиона отложить до будущего года. Но об этом не говорите ни о. Архимандриту, ни Я. Е. Халеби.

Крестики не получил, хотя имею известие, что они прибыли в Одессу и оттуда высланы ко мне. [270]

Обратите особенное Ваше внимание на устройство печей и на борьбу с сыростью, это наш главный враг, и, если не примем теперь мер, далее будет поздно.

Кассовая книга у Вас, бухгалтер будет к 20 июля. Писаря не приищите ли в Иерусалиме, за назначенную по штату сумму, отсюда трудно кого-либо послать. Нельзя ли из певчих, спадших с голоса, или из паломников.

Желательно бы по прилагаемому плану составить приблизительную смету вновь предполагаемых построек. Роскоши никакой, и как образец можно принять те постройки, которые в прошлом году возводились католиками на Страстном пути близ церкви святых Иоакима и Анны. Флигель для служащих может быть более изящный. Также в смету должна войти и цистерна больших размеров близ госпиталя. Чем скорее смета будет нам доставлена, тем лучше.

Обнимаю Вас крепко, да хранит Вас Господь Бог и Пресвятая Его Матерь.

АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 24, л. 494-499.