76. ЗАПИСКА Б. П. МАНСУРОВА МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ А. Б. ЛОБАНОВУ-РОСТОВСКОМУ

С.-Петербург

6 февраля 1896 г.

В 1859 г., среди приискания для Русских странноприимных заведений достаточно значительной площади, было куплено между прочим за весьма сходную цену прекрасное место по ту сторону Яффской дороги, против Главной Русской площади, над древним водохранилищем, носящим ныне название пруда «Мамилла», величиною в 3178 квадр. сажен (14 515 кв. метр, или 25 262 кв. пик).

Ввиду обнаружившейся достаточности главной площади на «Мейдане» по ту сторону дороги, означенный участок был оставлен без застройки и сохранен свободным для будущего времени; на нем были только устроены две цистерны для воды, что всякому участку земли около Иерусалима придает гораздо большую ценность.

В 1885 г., во время бытности моей в Иерусалиме, я узнал, что может быть приобретен в смежности с тем участком другой, соседний, служащий ему дополнением вплоть до вновь открытой проезжей дороги, ведущей к новым Латинским и другим иноверным учреждениям.

Было совершенно ясно, что этот дополнительный к первому участок величиной в 995 1/2 саж. был бы на перехвате и охотно куплен или соседними Латинскими учреждениями или Еврейскими спекуляторами для открытия лавок по трем фасадам участка вдоль по дороге. Прежний наш участок, таким образом остался бы отрезанным от дороги при одном узком выходе к площади Мамилла.

Благодаря доброй сердечной помощи покойного Московского Генерал-Губернатора Князя Вл. Андр. Долгорукова мне удалось получить из Москвы от доброхотных дателей сумму, достаточную для покупки указываемого участка (на плане л. Б).

Так как участок принадлежал греческому Архимандриту Григорию, то покупка сделана была при содействии бывшего Патриарха Блаженнейшего Никодима. Блаженнейшему Патриарху были переданы мною нужные деньги и чрез Патриаршее Управление была [248] произведена уплата. Акт продажи был совершен установленным порядком на мое имя, так как на имя жертвователей нельзя было купить, а для совершения покупки на имя Русского Консульства или Русского Правительства требовалась масса долгих формальностей, для исполнения коих не было времени.

По соглашению с тогдашним Русским Генеральным Консулом Д.С.С. Кожевниковым, я, будучи накануне выезда из Иерусалима, передал купленный на мое имя участок в заведывание Блаженнейшего Патриарха Никодима и выдал указанному мне Его Блаженством лицу надлежащую доверенность, равно и деньги необходимые на постройку вокруг места оградной стенки и сделания на участке посадки разных деревьев.

Участок оставался в заведывании поверенного Блаженнейшего Патриарха до того времени, когда Блаженнейший Никодим оставил Патриарший престол и удалился из Палестины. Перед своим отъездом Блаженнейший Никодим, чрез означенного поверенного Г. Макрояни, передал и участок и все касающиеся до приобретения оного документы в распоряжение Русского Генерального Консульства. В получении шести (6) документов Консульство выдало особую расписку от 16 августа 1890 г. за № 659, каковая расписка находится ныне в моих руках.

Участок был куплен в 1887-88 (1303) г. за 13 000 Турецких пиастров и записан на мое имя в книгах кадастра Иерусалима ... Документы, как видно, все на лицо в Иерусалиме.

Участок, о коем идет речь, по цели приобретения совершенно соответствует всем прочим участкам, принадлежащих Русскому Правительству около Св. Града Иерусалима и так же, как все прочие, куплен на пожертвованные деньги.

Мое имя и моя личность при покупке оного являлись только как неизбежное формальное орудие для получения документа продажи. Вполне естественно, что участок должен сделаться наравне с другими с формальной стороны полною собственностью Императорского Русского Правительства.

План участка к сему прилагается.

АВП РИ, ф. Греческий стол, оп. 497, д. 2421, ч. 1, л. 242-243 об.