60. ДОНЕСЕНИЕ КОНСУЛА В ИЕРУСАЛИМЕ В. И. ДОРГОБУЖИНОВА ПОВЕРЕННОМУ В ДЕЛАХ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ КНЯЗЮ А. Б. ЛОБАНОВУ-РОСТОВСКОМУ

Иерусалим

27 января/8 февраля 1859 г..
Подлинник

Милостивый Государь
Князь Алексей Борисович.

Имею честь довести до сведения Вашего, что загородная земля, предназначенная под устройство нашей странноприимницы, мною куплена за 284/т пиастров у Драгомана здешнего Английского Консула, араба Тануса 5. За эту огромную цену мы имеем около 6/т. квадратных саженей на Мейдаме, единственной возвышенной плоскости над Иерусалимом, где производятся учения войск и устраиваются праздничные гулянья. Место это — конечно лучшее место под городом. Отстоит оно от Яффских ворот на двести только шагов, лежит на одинаковой высоте с Иерусалимом, чрез что мы избегаем неудобства подъемов и спусков, крайне затруднительных для паломников наших, между которыми много людей старых и слабосильных; — возвышенно и потому здорово; прилегает к Наплузской дороге и отстоит в нескольких только шагах от большой Яффской и, наконец, господствует над целою окрестностью, что, кроме бесподобного вида на город, Элеонскую гору и Заиорданье — дает нам возможность [224] расположить постройки наши на месте, бросающемся в глаза каждому, сюда прибывающему, и вполне соответствующем как достоинству имени Русского, так и требованиям положения нашего здесь, как делателей позднейших.

Не стану утруждать Вас, Милостивый Государь, описанием того, как велось это, длившееся четыре месяца, дело. Требовательность турок, возбужденных слишком уж, может быть, загодя сеянными здесь слухами о намерении нашем скупать земли, вырастала с каждым днем. Они ожидали с нашей стороны затраты нескольких миллионов пиастров и намерения скупить половину города; и вот почему сочли выгодным поднять цены на земли свои до уровня, превышавшего нормальную стоимость их в 15 раз.

Много мешало мне также в первое время поведение Суррейа-Паши, который, зная, что разрешительного фирмана нет у меня, и не получив еще бакшиша от нас, хватал и бросал в тюрьму всякого землевладельца, покушавшегося на тайную запродажу нам земли. Выкупивши одного и видя, как от нас отшатнулись другие, я пришел к убеждению о необходимости купить Пашу, необходимости тем более настоятельной, что для нас весьма важно не отбиваться далеко от города, а военные законы Порты не дозволяют построек в районе пушечного обстрела от крепостных стен.

Я вручил ему 76.000 пиастров за то, во-первых, чтобы он дал знать продавцам, что, в деле покупки мною земли, им нечего его бояться, и во-вторых, за то, чтобы, сославшись на примеры подгородных построек Монтефиоре 6 и Протестантской Школы 7, он заявил бы мнение свое Порте, что трудно будет отказать Русским в том, что разрешено уже Английскому Правительству и частному лицу.

Сторговавшись с Танусом, я показал Суррейе на плане земли, мною купленные, с целью отнять у него возможность уклониться впоследствии от исполнения обещания отговоркою, что он не знал, в какой степени близки к стенам земли, купленные под наши постройки. Он хотел было отговорить меня от возведения немедленно стены по всему рубежу купленной земли, но мне удалось склонить его и на эту меру. Таким образом, я имею возможность надеяться, что с его стороны препятствий не будет. На прошлой почте он, как говорили мне, написал уже в Порту подготовительное для нашего дела донесение, в котором говорит, что, по дошедшим до него слухам, Русский Консул, в ожидании фирмана, приторговывает земли за северною стеною города и что, судя по допущенным уже примерам загородных построек, он не усматривает возможности отказать Русским в праве строиться за городом по получении фирмана. Долгом считаю довести все вышеизложенное до сведения Вашего, Милостивый Государь, на тот конец, не изволите ли Вы счесть возможным подкрепить с своей стороны ходатайство Суррейа-Паши в Порте о [225] разрешении нам строиться на расстоянии 200 шагов от стен. Суррейа донесет, как я полагаю, об этом в Константинополь с первою же, по получении этого фирмана, почтою, с чем вместе и я не премину напомнить Вам, Милостивый Государь, о деле нашем. Настоящим же письмом позволяю себе утруждать Вас потому только, что вопрос о постройках в близком от стены расстоянии составляет единственное теперь затруднение в целом деле и что в отвращении такого последнего затруднения Вам, Милостивый Государь, быть может, угодно будет принять заблаговременно некоторые меры на основании представляемых мною сведений.

С совершенным почтением и проч.

АВП РИ, ф. Посольство в Константинополе, оп. 517/2, д. 3359, л. 1-4.


Комментарии

5. См. документ № 59.

6. Первые здания квартала Мишкенот-Шаананим («обитель безмятежных»), построенные лондонским благотворителем, сэром Мозесом Монтефиоре на средства финансового фонда американского еврея И. Тура, доставшиеся ему по наследству (Клейнер П. Мой Иерусалим. Иерусалим, 1996. С. 32-36).

7. Школа «Талита куми», построенная немецким архитектором К. Шиком в Западном Иерусалиме.