306. ДОНЕСЕНИЕ УПРАВЛЯЮЩЕГО РУССКИМИ ПОДВОРЬЯМИ В ИЕРУСАЛИМЕ П. И. РЯЖСКОГО ВИЦЕ-ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ИППО КНЯЗЮ А. А. ШИРИНСКОМУ-ШИХМАТОВУ

Иерусалим

2 марта 1913 г..
Подлинник

Ваше Сиятельство Князь Алексей Александрович.

Я получил Вашу телеграмму от 12/ III: «отправляйтесь в Хайфу закончить дела участка, добивайтесь фирмана». Полагаю, что эта телеграмма вызвана моим донесением от II, 12 № 303 с приложениями к нему. За это время обстоятельства несколько изменились. Шейх Салех Сагли своей угрозы обратиться в шариатский суд пока не привел в исполнение и, я думаю, не приведет, ввиду того, что его жалоба может быть предъявлена в суде не к нам, а к городскому управлению и административному совету; мы могли бы за шейхом тоже требовать, чтобы три метра, уступленные нами городу под улицу, были возвращены нам на одинаковых основаниях. Это поняли подстрекатели шейха и, вероятно, отсоветовали ему выступать с [678] такой мольбой. Поражение было бы нанесено не нам, а городу и мажлис-уль-идара.

В Бейруте опять сменились вали, а в Хайфе каймакамы. Вместо Эдхени-бея возвращен опять Харим-бей, с которым я вел переговоры относительно участка весною. Безвольный Рифат-бей тоже заменен новым каймакамом, имени которого я еще не знаю.

Немедленно по получении телеграммы Вашего Сиятельства я в свою очередь телеграфировал Батюшкову в Бейрут: получил приказание из Петербурга отправиться в Хайфу, закончить дела участка и добиваться фирмана. Прошу энергично настаивать пред вали на строгом выполнении протокола с Яхдебом, в случае отказа жаловаться чрез посольство на местных властей ввиду нарушения ими правительственных обещаний, требовать фирмана, телеграфировать мне ответ вали и нужно ли мое присутствие в Бейруте. Ответа я еще не получил, жду завтра или послезавтра, так как пятница — день неприсутственный. Если вали удовлетворит мои требования по протесту от 1, 1, 1913 № 242, то необходимость в моей поездке в Бейрут отпадет. Если Батюшков позовет меня для личных объяснений с вали, — выеду в понедельник на «Афоне» и заеду в Хайфу. Если вали откажет, буду сам телеграфировать в посольство и попрошу Батюшкова сделать то же самое. С Геджасской железной дорогой мы на днях заключили временное соглашение относительно перевозки паломнических караванов от Дженина до Аффуле и Самаха по железной дороге и от Самаха до Тивериады на пароходах. Подробности по этому делу донесу Вашему Сиятельству на днях журналом Управления. Соглашение это заключено мною между прочим и с таким расчетом, чтобы обещанием будущих благ остановить Правление Геджасской железной дороги от резких выступлений против нас по делу Хайфского участка и моего протеста через Бейрутское консульство. Весь берег по султанскому ираде отдан Геджасской железной дороге для постройки порта; по настоянию Хайфских властей включено в нашу мировую сделку с шейхом обязательство определить ширину набережной по соглашению с Геджасской железной дорогой. На права железной дороги главным образом и опирались мутесарриф, городской голова, муниципалитет и административный совет Хайфы, отодвигая границу нашего участка по морю до угла С. Хури. Поэтому дружеские и заинтересованные отношения с директором дороги Дикманом могут в значительной мере облегчить нашу задачу — добиться доступа к морю со стороны С. Хури и получить лишних 300-400 кв. метров к обеспеченной уже за нами территории. Для дороги это вопрос не очень большой важности, а для нас важен. Если от этой стороны мы вырвем почву из-под ног Ибрагима-бея и мутасаррифа, то вали ничего не остается, как удовлетворить протест Батюшкова и отменить постановление административного совета Хайфы в той части, которая касается нашей границы с сараем и по морю. [679]

При сем имею честь препроводить Вашему Сиятельству донесения С. С. Аверкиева от 26 февраля за №№ 121-125 и копию с моего ответа на них от III, 2, 1913 за № 336.

Если поеду в Бейрут, то кончу и дело с Сурсуком об участке в Аффуле. A. A. Дмитриевский писал мне, что надо «оградить участок оградой на сухой кладке и соорудить временные навесы или бараки для складыванья паломнического багажа; для других целей этот участок едва ли будет пригоден». Последнее не совсем верно, потому что уже теперь в соглашении с Правлением Геджасской железной дороги нам пришлось выговаривать для наших поклонников право пользоваться для ночлега вагонами экстренных поездов в Дженине, Аффуле и Самехе, потому что о. архимандрит 4 все скупает земли, а бараков в Дженине не строит, мы еще и участка земли в Аффуле не успели закрепить за собой, а ночлеги в Дженине неизбежны пока только потому ,что у нас нет ничего своего в Аффуле. Когда у нас будут свои бараки в Аффуле, то в один день мы в состоянии будем доставлять караваны из Аффуле в Наблус, а из Назарета вести караваны в Аффуле прямо на ночлег. Ограду на сухой кладке не придется делать, потому что в Аффуле нет камня, его придется добывать из назаретских гор или привезти из Хайфы. Поэтому ограда на сухой кладке, требующая большого количества необделанного камня, обойдется гораздо дороже, чем ограда из тесаного камня. Я предпочел бы поставить ряд каменных столбов с сечением 0,75 х 0,75 метра, а между ними на фундамент в два камня поставить ограду в 1 камень из камня нари, легко поддающегося обработке и хорошо сцепляющегося на известковом растворе. Для такой стены не нужно глубокого фундамента: для столбов достаточно 1 1/2 - 2 аршина, а для стены — 1 аршин; высота стены не более 3 1/2 аршин. В крайнем случае, придется ограждать колючей проволокой, но такая ограда ненадежна, а проволоку могут воровать.

С совершенным почтением и проч.

АВП РИ, ф. РИППО, ст. 873/1, д. 637, л. 141-142.


Комментарии

4. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Леонид (Сенцов). О его деятельности по приобретению недвижимостей в Палестине см. документы второго тома настоящего издания (раздел «Русская духовная миссия в Иерусалиме»).