261. СЕКРЕТНОЕ ДОНЕСЕНИЕ УПРАВЛЯЮЩЕГО ГЕНЕРАЛЬНЫМ КОНСУЛЬСТВОМ В ИЕРУСАЛИМЕ А. Ф. КРУГЛОВА ПОВЕРЕННОМУ В ДЕЛАХ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

Иерусалим

27 мая 1896 г..
Копия

В дополнение к секретной телеграмме от 22-го сего мая, по поводу освящения новой русской церкви близ храма Воскресения в Иерусалиме, имею честь донести Вашему Превосходительству, что после согласия, данного Его Блаженством Патриархом Герасимом, церковное торжество это предполагалось совершить 11 -го мая с таким расчетом, чтобы к высокоторжественному дню Священного Коронования Их Императорских Величеств все уже было окончено. Ожидалось лишь обычное в таких случаях послание Св. Всероссийского Синода. Но, к сожалению, отправленный с этим посланием из С.-Петербурга иеромонах Евгений прибыл сюда лишь во вторник, 14-го мая вечером, а потому и самое освящение было на некоторое время отложено.

На другой день по приезде о. Евгения Начальник Русской Духовной Миссии Архимандрит Рафаил передал послание Св. Синода Блаженнейшему Герасиму, который, ознакомившись с содержанием его и вспоминая послание на освящение русской церкви в Яффе в [580] январе 1893 г., не мог, конечно, не заметить разницы в изложении и с удовольствием намекнул на это в разговоре со мной по настоящему вопросу.

Вслед за тем, по прочтении послания в здешнем Синоде, решено было назначить освящение церкви на среду, 22 мая, о чем Патриарх и известил меня в субботу, 18-го сего месяца. Когда, таким образом, в принципе все было окончено, Начальник здешней Духовной Миссии Архимандрит Рафаил приступил к переговорам о самом обряде освящения.

Между тем, на отправленного из С.-Петербурга о. Евгения, о котором я позволил себе донести еще от 24-го апреля с. г., возложено было поручение доставить сюда не только послание Св. Всероссийского Синода, но также и посланный оттуда русский освященный антиминс и миро. Когда Архимандрит Рафаил предложил освятить церковь на присланном антиминсе, Патриарх Иерусалимский, по словам о. Рафаила, не мог скрыть своего крайнего удивления и категорически отказал в удовлетворении просьбы о. Архимандрита, заметив ему, что это было бы противно всяким каноническим правилам, практикуемым и в самой России. Начальник нашей Духовной Миссии при этом добавил, что настояния его сильно обострили вопрос и отношения становились настолько натянутыми, что просили даже отсрочку освящения церкви.

Совместное обсуждение вопроса этого Начальником Духовной Миссии и Уполномоченным Императорского Православного Палестинского Общества с Генеральным Консульством привело к решению — устранить все, могущее сколько-нибудь повредить столь дорогому для всякого Русского делу освящения нашей новой церкви в Иерусалиме и на обрядовой стороне не настаивать.

21-го числа, около 3 1/2 часов пополудни, Блаженнейший Герасим отслужил обычную перед освящением вечерню в новом храме, а на следующий день, в 6 часов утра, Его Блаженство, в сослужении двух архиереев и русского духовенства, приступив к обряду освящения престола вновь сооруженного храма, закончил его в 10 1/2 ч. утра.

При торжественном богослужении этом я присутствовал в мундире с личным составом Генерального Консульства, а приглашенные Уполномоченным Императорского Православного Палестинского Общества Греческий Консул Г. Мертруд, Секретарь Губернатора Бешара-эфенди, в качестве представителя Губернатора, сам Г. Михайлов, Тайный Советник Нейдгардт и служащие Императорского Православного Палестинского Общества во фраках. В храме присутствовали также и все учительницы и ученицы Бейт-Джальской школы и многочисленная толпа молящихся. По окончании богослужения гости были приглашены к столу, за которым первое место занял Его Блаженство Патриарх Герасим, по правую руку его предоставлено было место для меня, а по левую — для представителя Греческого [581] Правительства. Его Блаженство, подняв бокал, произнес краткую речь и провозгласил тост, сначала за Их Императорские Величества Государя Императора и Государыню Императрицу и весь Царствующий Дом, а затем за Е. В. Султана и Е. В. Короля Греческого. Я отвечал тостом за Его Блаженство, Архимандрит Рафаил — за Св. Синод, а Г. Михайлов — за АВГУСТЕЙШЕГО Председателя ИМПЕРАТОРСКОГО Православного Палестинского Общества и затем за строителей храма.

Когда кончился стол и обычное восточное угощение, я счел своим долгом проводить Блаженнейшего Герасима до самой Патриархии.

Вечером была зажжена иллюминация.

АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 496, л. 87-90.