245. ЗАПИСКА ТОВАРИЩА МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ А. Е. ВЛАНГАЛИ К ПОСЛУ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ А. И. НЕЛИДОВУ. КОНФИДЕНЦИАЛЬНО

С. –Петербург

Октябрь 1886 г..
Копия

В 1883 году Православное Палестинское Общество, по почину своего Председателя Великого Князя Сергия Александровича и с разрешения Министерства Иностранных Дел, произвело раскопки на месте, принадлежащем Русскому Правительству близ храма Воскресения в Иерусалиме. По окончании раскопок, Его Высочество обратился в Министерство с ходатайством о разрешении покрыть это место постройкой для предохранения найденных остатков древностей от зимних непогод и дождей. Министерство пожелало, первоначально, ввиду поднявшейся полемики о научном значении раскопок, убедиться, насколько закончены раскопки и не помешает ли предполагаемая постройка дальнейшим исследованиям. О научном значении раскопок дали самый лестный отзыв иностранные ученые, как, например, ветеран палестинологов граф Вогюэ, Гуте и др. Не довольствуясь этим, Его Высочество обратился к нашему Археологическому Обществу, поставив, главным образом, вопрос — можно ли ныне же, без ущерба археологическим интересам, приступить к предполагаемой постройке. Хотя официального ответа еще не получено от Археологического Общества, но уже сделалось известным, что наши ученые-археологи находят такую постройку вполне целесообразной.

При отъезде, год тому назад, Д. Н. Бухарова в Иерусалим, Министерство поручило ему испросить на постройку благословение Патриарха и разрешение меджлиса. Ныне Патриарх преподал свое благословение и дело остается за разрешением меджлиса. [562]

Не предполагая строить ни церковь, ни школу, ни госпиталь, ни монастырь, а только предохранительное сооружение, которое могло бы служить музеем, фирмана султанского для этой постройки не требуется; не требуется также фирмана ввиду близости нашего места к храму Воскресения, потому что русское место не соприкасается с храмом, а отстоит, по меньшей мере, на 30 сажон, отделяется от него посторонними владениями; наконец, не требуется фирмана еще потому, что эта постройка производится не Русским Правительством, а частным Обществом лишь на земле Русского Правительства, с согласия этого последнего. Разрешение на это сооружение обязан дать один меджлис, который и не встретил препятствий, еще в 1883 году дал свое согласие на постройку прежде выработанного плана сооружения, против которого он имеет право сделать лишь возражения относительно архитектуры. Во избежание каких-либо недоразумений, Д. Н. Бухаров из любезности обратился к Паше, прося его подтвердить уже данное разрешение три года тому назад. Паша, ввиду того, что постройка, будто бы, предпринимается Русским Правительством, не решился подтвердить требуемого разрешения и нашел необходимым снестись по этому вопросу с Константинополем. Насколько известно, сообщение свое Реуф-Паша намеревался сделать в духе враждебном, желая запугать свое Правительство, что русские хотят строить чуть ли не крепость около храма Воскресения.

Великий Князь Сергий Александрович вполне уверен, что А. И. Неладов с охотой возьмется разъяснить это дело Турецкому Правительству и сумеет отстранить препятствия, изобретенные Иерусалимским Пашой.

В сентябре 1887 г. Их Высочества Великие Князья Сергий и Павел Александровичи и Великая Княгиня Елисавета Федоровна предполагают посетить Иерусалим 5. Желательно, чтоб к тому времени постройка была бы уже закончена вчерне.

АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 19, л. 86-87 об.


Комментарии

5. Поездка состоялась лишь год спустя, в сентябре 1888 г.