238. ДОНЕСЕНИЕ ГЕНКОНСУЛА В ИЕРУСАЛИМЕ В. Ф. КОЖЕВНИКОВА ДИРЕКТОРУ АЗИАТСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА МИД И. А. ЗИНОВЬЕВУ

Иерусалим

20 июля 1884 г..
Подлинник

Милостивый Государь Иван Алексеевич,

В ответ на предписание Вашего Превосходительства от 7 июня н. г. за № 2023 по поводу заявленного Палестинским Обществом намерения воздвигнуть постройку на месте, где произведены были недавно раскопки, для охранения найденных там древностей, честь имею объяснить следующее.

Площадь принадлежащего Русскому Правительству места близ храма Воскресения, на котором произведены были о. Архимандритом Антонином, в минувшем 1883 г., раскопки, представляет вообще неровную поверхность, имеющую приблизительно от 45 до 50 метров длины и от 25 до 30 метров ширины. Нижняя часть этой местности, образующая ныне, после производства работ и вывоза мусора, глубокую впадину, находится все-таки выше уровня примыкающей к ней улицы. Верхняя же часть местности, где также произведены были раскопки, возвышается над нижней частью приблизительно метра на два, если не более.

В нижней части описываемой местности найдены были обломки колонн серого гранита, разбитые капители, фризы, большие обтесанные камни и между прочим арка, поддерживаемая не отвечающими ее архитектурному стилю колоннами, очевидно открытыми гораздо ранее произведенных ныне раскопок и поставленными здесь для предохранения арки от окончательного разрушения. Близ этой арки открыт был каменный помост из больших плит, который по некоторым признакам можно отнести ко времени Константина Великого; все же другие древности несомненно принадлежат эпохе Крестовых походов.

Сооружение каменной постройки со сводом для предохранения от зимних дождей и непогод найденных остатков древностей, как намеревается привести это в исполнение Палестинское Общество, не встречает, конечно, здесь, на месте, никаких серьезных затруднений, так как участок, на коем производились раскопки, составляет законную собственность Русского Правительства, предполагаемая же предохранительная постройка является делом естественной необходимости. Весь вопрос заключается лишь в том — каких размеров должна быть предполагаемая постройка? Сооружение небольшой сторожки с каменным сводом над нижней частью места, где производились раскопки, есть дело легкое и удобоисполнимое; но вопрос получает совершенно иное значение, если имеется в виду надстройка над древними стенами новых стен со сведением свода над всей местностью. В таком случае понадобится сооружение огромных размеров, [557] ибо свод должен будет обнять пространство площади, как я уже объяснил выше, от 45 до 50 метров длины и от 25 до 30 метров ширины. Таковая постройка по размерам своим, подходящая скорее под размеры храма или большого здания, чем предохранительного навеса,— должна неминуемо обратить на себя внимание и возбудить подозрение не только Турецкой власти и Католического духовенства, но также и Патриарха Никодима, ибо местность, принадлежащая нам, находится в близком соседстве с Храмом Воскресения, который составляет одно общее с Великим Храмом Гроба Господня.

Не надо забывать при этом, что у Католического и Греческого духовенства существует убеждение, основанное конечно на старинном предании, что будто бы на нашем именно месте должен находиться скрытый под слоем векового мусора один из бывших входов в храм Воскресения. Быть может, это обстоятельство и имел в виду Ст. Сов. Максимов, отвечая на запрос, сделанный ему Вашим Превосходительством.

Во всяком случае, каковы бы ни были и от кого бы ни происходили причины, долженствовавшие, по мнению г. Максимова, удержать нас от предполагаемого сооружения на месте раскопок, — причины эти легко устранить определением точных размеров (небольших, разумеется), имеющейся в виду постройки. При таком условии является полная возможность привести в исполнение намерение Православного Палестинского Общества, ибо построение небольшого каменного свода со стенами для укрытия найденных древностей, ни в каком случае не может служить поводом к возникновению недоразумений между нами и Патриархом Никодимом.

Что же касается собственно препятствий со стороны Турок, если таковые окажутся, в чем я однако сомневаюсь, то придется исходатайствовать через посредство Императорского Посольства в Константинополе фирман у Султанского Правительства на получение дозволения приступить к необходимой постройке.

Представляя вышеизложенное на благоусмотрение Ваше, Милостивый Государь,

Честь имею быть и проч.

АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 495, л. 7-9.