189. ПИСЬМО СЕКРЕТАРЯ ИППО В. Н. ХИТРОВО ДОКТОРУ РУССКОЙ БОЛЬНИЦЫ В ИЕРУСАЛИМЕ В. Я. СЕВЕРИНУ

С.-Петербург

29 января 1903 г..
Подлинник

Глубокоуважаемый Виктор Яковлевич,

Хотя сильно больной воспалением кишечника, тем не менее, хочу сердечно Вас благодарить за Ваши добрые заботы о Гефсиманском месте. Архимандрит Александр вызван к ответу резким письмом М. П. 7 от имени Его Высочества 8, после 5 или 6-летнего своего там у Вас пребывания, разродился сметой в 40 тыс. фр. Не спорю, смету можно было бы составить и в 100 тыс. фр. Не так делывал арх. Антонин. Если бы Александр в течение прошедших 6 лет употреблял бы даже наших денег по 3 тыс. фр., то и то было бы сделано на 15 тыс. фр. более трети, а не уходило бы дело на никому не нужную переписку.

Теперь он Старицкий архиерей, и скатертью ему туда дорога.

А мы оба, перекрестясь, с Божией помощью примемся за дело, и надеюсь, приведем к желаемому окончанию.

Но прежде всего, что бы Вы там на Гефсиманском месте ни делали, это должно быть для всех местных Ваше личное дело. В год непосредственно Вам Общество через Лионский кредит может давать до 3000 фр., ну, если немножко перескочите эту сумму, к суду Вас не притащим.

В настоящее время перевожу на Ваше имя через Лионский банк 3000 фр. авансом. Вы их получите в Иерусалимском агентстве банка. Когда деньги будут приходить к концу, Вы пришлите на израсходованную сумму счет, не подписывая росписи в Вами составленном [470] счете, а я Вам вышлю отсюда израсходованную Вами сумму, так что у Вас всегда будет.

Посылаю Вам при этом присланный арх. Александром план и смету. Они послужат и Вам для наглядности, да и мне, чтобы объяснить, что желательно. Я буду ставить русские буквы, и ими отмечать, что мною предположено из указанного плана, где везде выставлены французские буквы.

Итак участок за церковью, обозначенный А-А, желательно исключительно засадить кипарисами, так что образуется со временем кипарисовая роща. Конечно, предположенные дорожки, если теперь и не будем делать, не следует делать, я стою за эту кипарисовую рощу, ибо на ее зеленом фоне будет хорошо выглядеть церковь.

Направо от этой рощи по уступам, начиная с верхнего, нам нужно устроить до 180 гробниц, и это прежде всего, хотя очевидно не в один, а в три года, в каждый по 60. Предполагая, как видно из прилагаемого рисунка, каждую могилу в два метра длины и в один метр ширины, и такое же расстояние между каждой могилой, до верхней террасы Б-Б, поместятся 27 могил; на второй террасе В-В — 37 могил; на третьей террасе Г-Г в первом ряду 39 и во втором столько же, всего 180 могил. Все эти размеры, как отдельных могил, так и расстояние между ними и общее количество, конечно, нужно проверить на месте, а также, во что может обойтись каждая такая могила, по прилагаемому рисунку. Очевидно, расходы на эти могилы не входят в число 3000 фр.

Теперь, глубокоуважаемый Виктор Яковлевич, должен я объяснить самую систему погребения. Теперь у нас на подворье умирает ежегодно до 60-ти человек; значит 180 могил хватит на 3 года; первого покойника кладут в первую могилу; следующего во вторую и т. д. Когда все 180 будут заняты, или точнее через 3 года со дня смерти первого покойника, оставшиеся его кости, подобно тому, как это делают на Афоне и в других местах Востока, вынимают, обмывают в вине и масле и складывают в особую усыпальницу под церковью Святой Марии Магдалины, причем черепа, на которых должно быть написано имя, отчество, фамилия и день и год смерти. О возможности такой прекрасной усыпальницы я в 97 году на месте толковал с архимандритом Рафаилом, а позже здесь — с архимандритом Александром: оба соглашались и, конечно, ничего не сделали. Теперь перейду к другим могилам, не простонародным. Скалу за церковью Марии Магдалины следует обтесать гладко и прямо, в этой стене придется устроить в два ряда или три, сколько поместятся, могил, высеченных в скале подобно древнеиудейским так называемым печным устьям, т. е. они должны быть в отверстии четырехугольными и идти внутрь скалы примерно на 2 или 2,05 метра. В нее будет вставляться гроб и закладываться мраморной доской. Эти покойники, очевидно, трогаться не будут. [471]

Кроме того, желательно всю дорогу от ворот и до церкви обсадить с обеих сторон кипарисами, возможно чаще. От поворота Е и до домика засаженные деревья по обеим сторонам дороги до половины следует продолжить до конца таковыми же рода деревьями, как и первая половина. Всю остальную площадку, принимая, однако же, в соображение предположенные дорожки, можно засадить елико возможно гуще маслинами, эвкалиптами, рожковыми и другими деревьями.

Забыл сказать, что вдоль могил простонародных следует посадить кипарисы.

Вот, глубокоуважаемый Виктор Яковлевич, когда все это будет сделано, тогда, только тогда можно будет приступить к выведению предположенных дорожек и террас.

Вот Вам мой совет относительно Гефсиманского места. Если бы меня не стало, предоставьте это в Совет Общества. Я убежден, что оно это исполнит. Теперь, значит, дело в рассадке кипарисовой рощи; вот за что я прежде всего принялся бы, насчет тех 3000, которые Вам ассигнованы, а затем сообразите хорошенько, как разместить первые 60 могил простонародных, а также и не простонародные, и напишите мне, во что это может обойтись. А там Бог пошлет деньги, и мы это устроим.

Господь Бог да поможет исполнить Вам это дело. Насколько я слаб, Вы видите из того, что мне пришлось продиктовать вторую половину письма. Крепко Вас обнимаю и искренне целую 9.

АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 494, л. 135-139.


Комментарии

7. Помощник председателя ИППО М. П. Степанов.

8. Председатель ИППО великий князь Сергей Александрович.

9. Последнее письмо В. Н. Хитрово в Иерусалим.