15. ДОНЕСЕНИЕ УПРАВЛЯЮЩЕГО ГЕНКОНСУЛЬСТВОМ А. Г. ЯКОВЛЕВА ПОСЛУ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ А. И. НЕЛИДОВУ

Иерусалим

13 августа 1894 г..
Подлинник

Милостивый Государь Александр Иванович,

Между стеною Гефсиманского Сада и дорогою, проходящею по основанию Елеонской горы на вершину ее, в мечеть, в которой заключено место Вознесения Христова, находится небольшой коридор без крыши. С трех сторон он окружен стенами Гефсиманского Сада и места, принадлежащего Латинянам. Четвертая сторона остается открытою для свободного доступа верующих к месту, находящемуся в конце коридора. Здесь, по преданию православному, было «моление о чаше» и, вследствие первых слов этой краткой молитвы, Греки называют это место «Патер имон». Налево, при входе в коридорчик, находится небольшая скала, на которой отдыхали Св. Апостолы во время моления Спасителя. Вдоль верхней части ее идет низкая стенка, сложенная из грубых камней без извести и отделяющая ее от вышеупомянутой дороги на Елеонскую гору.

По мнению Католиков (несмотря на отсутствие каких бы то ни было указаний в Евангелиях), «моление о чаше» было не на месте этого коридорчика, а в пещере, близ Гроба Божией Матери, а здесь, говорят они, произошла сцена лобзания Иуды, предавшего Спасителя в руки римских воинов. Но что касается, однако, места отдохновения Св. Апостолов, то оба предания указывают на одну и ту же скалу.

Вследствие этого Католики с давнего времени стремятся завладеть ею. Лет 20 тому назад они начали возводить стены для ограждения вышеупомянутого латинского места. Вследствие настояний Православной Патриархии эта скала была оставлена вне их стен, а место «моления о чаше» было включено в короткий (15 метров) коридорчик, или, выражаясь точнее, в глухой переулочек.

В 1888 г. они хотели заменить эту городскую стенку другою высокою стеною, которую они намеревались выстроить на свои деньги. О. Антонин, бывший Начальник Русской Духовной Миссии, вовремя это заметив, сообщил Консульству; Консульство протестовало, и постройка была запрещена. Об этом Императорское Посольство было извещено донесением за № 325 от 2 Августа 1888 года.

По мнению Греков, однако, Католики не оставили до сих пор своего намерения присвоить эти две Святыни со временем, выждав удобную минуту и быстро, в одну ночь, окружив их стенкою. Это предположение, к сожалению, имеет некоторое основание. Христианские общины Палестины, действительно, прибегают иногда к подобным неправильным мерам. [72]

Но как раз против этой скалы находятся ворота, выходящие на дорогу и сделанные в стене, которою Императорское Православное Палестинское Общество окружило все место храма Св. Марии Магдалины. Поэтому привратник, которому приказано следить за скалою, заметив две недели тому назад, что Францисканцы за одну ночь значительно возвысили стенку, отделявшую скалу от дороги, немедленно донес Драгоману Миссии. Миссия известила Патриархию. Патриархия обратилась к Губернатору с жалобою. Я также был у Паши и просил его восстановить прежний порядок вещей. По приказанию турецкой власти со стенки были сняты свежие ряды камней и она была сведена к прежним своим размерам.

Происшествие это, само по себе, не имеет особой важности, но я счел долгом донести о нем, чтобы указать на одну из Святынь, которую Католики очень желали бы сделать своею.

При сем прилагаются три светописные снимка с плана места храма Св. Марии Магдалины и с места «Патер имон».

С глубочайшим почтением и проч.

Копия сего донесения препровождается Г-ну Директору Азиатского Департамента и Августейшему Председателю Императорского Православного Палестинского Общества.

АВП РИ, ф. Посольство в Константинополе, оп. 517/2, д. 3371, л. 18-20 об.