Проект удаления турок с Черного моря.

1780-х гг.

К числу различных проектов, отличавшихся иногда замечательною смелостию предположений, бесспорно принадлежит и приводимый нами ниже. Не входя в разбор возможности исполнения его, мы принуждены сознаться, что при счастливых обстоятельствах он мог бы наделать много хлопот туркам. К сожалению, в подлиннике не обозначено время представления проекта, а потому мы не можем с точностию указать, к которому году относится план Вильгельма Этона.

Оригинал написан на серой бумаге, на французском языке, причем орфография ХVIII и начала XIX столетий. Судя потому, что Этон предлагает ввести коронады для вооружения кораблей, проект не мог быть составлен раньше 1779 года, в котором первый раз они были употреблены за английском флоте. По всем вероятиям, проект можно отнести к времени, когда князь Г. А. Потемкин устройством Новороссийского края и занятием Крыма положил начало исполнению любимого им греческого проекта, доведению которого до конца помешали нерешительные успехи войны 1787–1791 гг. с Турцией и скоро затем последовавшая смерть его.

Вильгельм Этон (Guillaume Eton), насколько нам удалось собрать справки о нем, служил в конце царствования императрицы Екатерины II инженером в Кронштадте. Дальнейшая служба его нам не известна. — А. Б.

_____________________________

Средство принудить турецкий флот удалиться с Черного моря и уничтожение гаваней на Архипелаге и Средиземном море.

Расход. Вооружение, предлагаемое мною, не обойдется на первый раз дороже 150,000 р. и правительство возвратит их себе обратно, если успехи будут такие, каких ожидать возможно и должно.

Вооружение. Главная цель действий русского флота в Средиземном море, в случае исполнения предлагаемого проекта, должна состоять в том, чтобы заставить выйти с Черного моря или весь турецкий флот, или хотя большую его часть. В тоже самое время нанести гибельный удар их торговле, не дозволив вместе с тем снабжать продовольствием столицу.

Русский флот, находящийся в Средиземном море, для этого очень слаб, корабли, составляющие его, очень малы и могут только справиться с одними отрядами небольших турецких кораблей.

Для исполнения же предлагаемого проекта необходимо иметь три линейные корабля. Я берусь помочь горю, прося только в помощь доверенное от правительства лицо. Английские корабли индейской компании, сделав три рейса в Индию, должны всегда продаваться, хотя они так же хороши, как-будто бы только что вышли с верфи [444] (chantier, верфи). Так как они очень велики для другого торгового употребления, то и продаются почти за бесценок. Они величины 64 пушечных кораблей и могут быть вооружены на их подобие. Отослав их в неаполитанские гавани, под разными предлогами, я там комплектую флот. Матросов найти возможно на Мальте, да и большая часть английского экипажа останется на кораблях. Капитан Гулиельмо (Guglielmo) вполне соответствует для начальствования над всем или частью флота.

Атака Александрийского порта. Большие турецкие корабли из Александрии в Константинополь ходят два раза в год, в марте или апреле и в октябре. Они остаются 5 или 6 месяцев в Александрии.

Военный корабль, который отвозит подать в Константинополь, приходит в Александрию в апреле и сейчас входит в новую гавань, где остается до августа, когда переходит в старую гавань, и в октябре отплывает в Константинополь. Все эти корабли нагружены рисом, хлебом, сахаром, льном, холстом, мускательными товарами и другими. В мирное время они вооружены обыкновенно 24 орудиями. Их экипаж не бывает многочислен. Защита корабля доверяется пассажирам, купцам, поверенным торговых домов и невольникам, сопровождающим их товары. Всякий имеет оружие и снаряды у себя, багаж, прислугу размещает произвольно, так что всюду царствует полный беспорядок и, в случае атаки неприятеля, происходит такой хаос на корабле, что часто не успевают выстрелить из своих пушек даже и один раз. Во время войны число орудий удвоивается, но беспорядок существует тот же самый.

Прибыв в Александрию, пассажиры, и даже сам экипаж, удаляются внутрь страны для барышничества и возвращаются только для того, чтобы сложить свои товары и нагрузить их, когда приближается время отъезда.

Все турецкие корабли становятся на якорь в старом порте, доступ в который запрещен европейским кораблям; последние останавливаются в очень скверном, новом порте.

Порт этот защищается старым фортом, вооруженным несколькими старыми орудиями на барбетах.

При входе форт расположен с лева и огонь его закрыт кораблями, стоящими на якоре.

Малочисленный гарнизон, защищающий форт, не выдержит бомбардирования корабля ни минуты.

Опасение потери этих кораблей заставит Порту держать эскадру [445] в Александрии для защиты своей торговли, в противном случае она должна прекратить все сношения свои с Египтом, откуда получает большую часть своего продовольствия. Если же Порта не пошлет эскадры, можно блокировать порт и тогда нейтральные корабли не в состоянии будут подать им какую-либо помощь.

Смирна. Вход в залив Смирны очень доступен, так как защищается только небольшим замком, находящимся от Смирны в 3-х милях (Разумеется — французских. Пр. пер.). Замок так слаб, что линейный корабль может уничтожить его в несколько часов. Сам город не имеет никакой защиты, его возможно сжечь или взять огромную контрибуцию, так как Смирна самый богатый и торговый город Турции. Магазины в нем многочисленны и большие. Следовательно, Порта должна будет для защиты держать там постоянно часть флота.

Уничтожению Смирны, построенной почти из одного дерева, ничто не может помешать, если несколько небольших судов войдет в порт в то время, когда большие корабли будут сторожить вход в гавань, заняв крепкую позицию; оно будет очень тяжелым ударом для Порты и произведет страшный переполох в столице. Удар этот будет нанесен раньше прибытия какой-нибудь помощи из Константинополя, и то если там будет флот. Если же он будет в Черном море, тогда нечего опасаться.

Летом континентальный ветер дует каждую ночь к выходу из гавани, так что корабли могут всегда выйдти свободно в открытое море.

Корабли других народностей ничем не рискуют, оставаясь в порте. Европейцы, живущие все на берегу, могут спастись на своих кораблях, которые более чем должны всегда их принять.

Порты Сирии. Все порты Сирии или открыты, или без защиты, как Акра, Бейрут, Сидон, Триполи, и достаточно одного корабля для уничтожения этих жалких крепостей. И другие порты Архипелага одинаково легко бомбардировать и сжечь.

Заключение. Три корабля, такие, как я указываю, бросят такой ужас на Константинополь, что всего турецкого флота не будет достаточно для защиты берегов и, гавани, и в самом деле, он принужден будет разделиться, что облегчит нанесение ударов, причем возможно лишать его при этом, время от времени, одиночных кораблей.

Я поставлю на каждый корабль по несколько коронад самого большего калибра, для стрельбы брандскугелями. Они должны быть [446] прикреплены на палубе, как у английских корсаров, против абордажа, единственного способа сражаться, в котором турок нужно опасаться и который, подобным способом приспособления коронад. сделается гибельным для них же.

Я владею планами упомянутых гаваней, после рассмотрения которых ясно видна будет возможность исполнения предлагаемого проекта.

Сообщ. А. Туган-Мирза-Барановский.

Текст воспроизведен по изданию: Проект удаления турок с Черного моря. 1780-х гг. // Русская старина, № 7. 1875

© текст - Туган-Мирза-Барановский А. 1875
© сетевая версия - Тhietmar. 2017

© OCR - Андреев-Попович И. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1875