Моисей Гумилевский

1789 г.

I.

По поводу сообщенного А. Е. Мерцаловым в «Русской Старине» (октябрь, изд. 1887, стр. 213) «Рассказа священника очевидца о взятии Очакова» (письмо от 4 января 1789 г.), принадлежащего Моисею Гумилевскому, приводим следующие о сем лице сведения:

Моисей (Гумилевский) был обер-иеромонахом молдавской армии; в должность эту он был назначен кн. Потемкиным в начале 1788 года. Сведения о нем находим у митрополита Евгения (Слов. пис. дух. чина, ч. II, 439-440), который говорит, что Моисей Гумилевский, будучи в молодых годах причетником во Владимире, по склонности к научному образованию, поступил в московскую духовную академию, где, по окончании философского курса, был учителем еврейского и греческого языков и поэзии; потом, по пострижении в монашество, реторики, проповедником и игумном Знаменского монастыря, а в 1785 г. назначен преподавателем философии и префектом академии.

Моисей Гумилевский по своим дарованиям и учености принадлежал в числу видных лиц современного ему московского духовенства, почему, кажется, и пользовался особенным вниманием и благосклонностию митрополита Платона, а через него и кн. Потемкина, находившегося в дружбе с московским владыкою. Очень может быть, что по указанию, или, как гоьорнтся, по рекомендации последнего Моисей и был взят на высшую духовную должность в армию.

Он действительно был архимандритом (Спасониколаевского монастыря в екатеринославской епархии), но позднее, а не во время взятия Очакова, когда он был еще только иеромонахом; в 1791 г. Моисей был возведен в сан епископа Феодосийского и Мариупольского с назначением викарием Екатеринославской епархии.

Письмо о взятии Очакова (от 4 января 1789 г.) было писано к митрополиту Платону, которому он, как своему патрону, сообщал о том, что происходило в молдавской армии, так по крайней мере надо заключать из первых строк его письма:

«Я утруждаю ваше преосвященство частыми письмами»...

О чем же мог писать Моисей Платону, как не о происходившем под Очаковым, на который тогда устремляла взоры вся Россия, следя за действиями и образом жизни кн. Потемкина.

О взятии Очакова Моисей писал Платону три письма: первое — на другой день штурма (….«На другой день после взятия Очакова писал я к вам весьма коротко»...), другое то, которое теперь сообщено А. Е. Мерцаловым, и третье — на латинском языке, содержание которого остается еще неизвестным. [800]

Пресловутый в свое время протоиерей московского архангельского собора Петр Алексеев, изощрявшийся в интригах против митрополита Платона и в доносах на него, не оставил без внимания и последние два письма Моисея, набрасывая на них тень какой-то непонятной предосудительности. Так, в письме или, лучше сказать, в доносе на Платона, посланном им к статс-секретарю Храповицкому от 3 сентября 1789 года, он писал:

«Имеется у московского митрополита французская книга, содержащая в себе приятельскую о разных материях переписку господина Волтера с некоторою особою, которая подписывалася его фавориткою. Преосвященный всякому рассказывает, что под именем фаворитки разумеется ее императорское величество, и многие, из той книги вырывая пункты, толкует сообразно своим намерениям; а как большая часть людей господина Волтера почитают здесь не только еретикам, но и безбожником, то чтобы не пало нарекания и на ту персону, которая с ним дружески переписывалася, и не вышло бы из того каковых либо неприязненных толков, а паче не заставил бы митрополит перевести оную книгу на наш язык (от чего Боже сохрани), так как письмо иеромонаха Моисея латинское о взятии Очакова и прочих тамошних обстоятельствах увидела Москва, его же старанием не кстати переведенное»... и проч. (см. Русск. Арх. 1882 г. III, 73).

Через несколько дней, именно 27 сентября 1789 г., к Храповицкому же он писал:

«Копию со второго Моисеева по взятии Очакова письма при сем представляю вашему превосходительству на благорассуждение: согласно ли оно с публичными ведомостями, а с первого письма еще не достал».

Желательно, чтобы случай доставил кому нибудь в руки латинское письмо Моисея, уведомлявшее Платона «о тамошних (Очаковских) обстоятельствах», по мнению Петра Алексеева для публики «не кстати переведенное».

А. Корсаков.

Село Капустино Серпуховского уезда.

II.

В октябрьской книге «Русской Старины» (1887 г., стр. 213-215) помещен «Рассказ священника-очевидца о взятии Очакова», за подписью Моисея. В «Справочном словаре», изданном Геннади (Берлин, 1880 г., т. II, стр. 336-337), указано, что этот Моисей (в мире Михаил Гумилевский), по вызову кн. Потемкина в 1788 г., был обер-иеромонахом молдавской армии, затем — архимандритом Николаевского монастыря в Екатеринославе, наконец, епископом феодосийским и мариупольским до дня кончины — 5-го октября 1792 года.

Дм. Языков.

Текст воспроизведен по изданию: Моисей Гумилевский 1789 г. // Русская старина, № 3. 1888

© текст - Корсаков А. 1888
© сетевая версия - Thietmar. 2018
© OCR - Андреев-Попович И. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1888