Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ПОСОЛЬСКАЯ КНИГА ПО СВЯЗЯМ РОССИИ С ГРЕЦИЕЙ
(православными иерархами и монастырями)

1588-1594 гг.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Публикуемая посольская книга содержит материалы об одном из важнейших событий в политической истории России ХVІ в. — учреждении патриаршества.

К концу ХVІ в. под гнетом турок-завоевателей могущественная и богатая в прошлом константинопольская патриархия была разорена. Русская церковь оставалась единственной крупной ветвью «вселенского православия». Кроме того, внутри страны она пользовалась положением государственной, господствующей церкви. В силу «дряхлости» греческого Востока и появляется идея преемственности в форме русского патриархата. Эта идея органически выросла из всей истории развития Российского государства и предыдущих греческо-русских связей. К концу ХVІ в. здесь окончательно сложилась теория Москва — Третий Рим как оплот православия, и московский царь рассматривался как наследник византийских императоров и покровитель всего православного, мира.

После того, как Иван ІV в 1547 г. принял царский титул, естественно возник вопрос о новом, более высоком титуле главы русской православной церкви. Однако Грозный, постоянно конфликтовавший с митрополитами, опасался роста авторитета духовенства и не желал иметь главу русской церкви в достоинстве патриарха. Впервые реализация этой идеи стала возможной после восшествия на престол царя Федора Ивановича.

Введение патриаршества на Руси было бы долгожданным решением многолетней распри с Литвой и Польшей из-за [4] стойкой приверженности русской митрополии к православию. Перспектива присоединения к унии, т. е. к римско-католическому вероисповеданию, возбуждала в русских иерархах желание к самостоятельсти. Стремление к национальной, государственной и церковной самостоятельности еще более усилилось после того, как католики обвинили русскую церковь в рабской зависимости от турецкого султана, следствием чего якобы явилась утрата ею чистоты веры и обрядности.

Некогда могущественные восточные патриархи, обремененные долгами, часто обращались в Москву за «милостыней». По этой причине в 1586 г. в столицу Российского государства прибыл антиохийский патриарх Иоаким, с которым и начались переговоры об учреждении патриаршества. Московские дипломаты создали вокруг него атмосферу, в которой он должен был постоянно видеть величие русского митрополита и чувствовать себя обязанным за прием и подарки. Немалую роль в переговорах играли Борис Годунов и могущественные дьяки братья Щелкаловы. В результате Иоаким обещал передать пожелания российского духовенства и вельмож относительно учреждения патриаршества в России собору греческой церкви.

Текст публикуемой книги начинается с рассказа о том, что летом 1588 г. с большой свитой в 27 человек в Смоленск прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. Визит состоялся после разорения турецким султаном его патриархии, когда за долги кафедральный патриарший храм был отобран для мечети, а с ним и все патриаршие дома. К тому же из-за внутренних споров и частой смены патриархов долги константинопольской патриархии сильно возросли.

Русская церковь составляла одну из митрополий константинопольского патриархата, и по решению его собора Иеремия II был отправлен в Россию как уполномоченное лицо для сбора «милостыны». Остановленный воеводами в Смоленске, Иеремия II послал в Москву грамоту, в которой нет ни слова об учреждении патриаршества (л. 2-3 об.). Но, как следует из наказной памяти приставу Семейке Пушечникову, в Москве уже надеялись, что он должен привезти [5] долгожданное решение собора (л. 13 об.-14 об.).

Москва встретила восточного владыку пышной торжественностью и обильным угощением. 13 июля 1588 г. Иеремию II с великой честью провезли по лучшим улицам Москвы и поместили на Рязанском подворье. К тому времени на московский митрополичий престол Борис Годунов возвел своего любимца Иова. Б. Годунов вместе с А. Щелкаловым пытались склонить константинопольского гостя к тому, чтобы он благословил Иова на патриаршество. С помощью умелой лести от Иеремии II постепенно добились некоторых результатов, и он изъявил согласие на утверждение русского патриашества, но лишь при условии, что пост русского патриарха будет предоставлен ему самому. Тогда ему предложили основать свою резиденцию во Владимире, чтобы фактическим главой церкви оставался московский митрополит Иов. На это Иеремия II заявил, что «патриархи бывают при государе всегда, а то что за патриаршество, что жити не при государе, тому статься никак невозможно».

С этого момента московские политики ведут переговоры в ультимативной форме. Братья Щелкаловы обещали патриарху дорогие подарки, содержание, города и области в управление, но одновременно ему дали понять, что крайне нежелателен его отъезд из Москвы без положительного решения вопроса о патриаршестве. 2

В конце концов 13 января 1589 г. патриарх сообщил Б. Годунову и А. Щелкалову о своем согласии поставить первого московского патриарха, а затем добиться в Константинополе соборного утверждения основания патриаршества в России. 26 января в кремлевском Успенском соборе состоялся торжественный обряд интронизации Иова на патриарший престол. [6] Патриарх Иеремия II и его свита получили весьма щедрые подарки, а также субсидию в 1 000 рублей на строительство новой резиденции в Константинополе. 19 мая они выехали на родину. С дороги патриарх отправил грамоты царю и Б. Годунову с изъявлениями благодарности. Кроме того, он выполнил и просьбу Б. Годунова, собрав по дороге для него различного рода информацию о соотношении политических сил в Европе,

Л. 75-215 посольской книги посвящены приезду в Россию в мае 1591 г. тырновского митрополита Дионисия. Торжественно встретив и обильно снабдив «поденным кормом», его доставили в Москву. Дионисий привез подтвержденную вселенским собором грамоту, в которой сообщалось, что восточные иерархи на Константинопольском соборе 1590 г. признали за русским патриархом пятое по чести место и все права предстоятеля автокефальной церкви. В грамоте содержались и многочисленные просьбы к царю и Б. Годунову о материальной помощи константинопольскому патриаршеству. 3

Л. 216-230 об. содержат материалы посольства Т. Коробейникова и М. Огаркова с «заздравной милостыней» православным иерархам в Константинополе, Александрии, Антиохии, Иерусалиме, Египте и на Синайской горе по случаю рождения царевны Феодосии Федоровны (1592 г.). 4 Посольство выехало из Москвы 19 января 1593 г. с богатыми дарами — деньгами и множеством пушного товара. В апреле 1593 г. послы прибыли в Константинополь и, заплатив таможенные пошлины, начали раздавать деньги. Часть средств была взята у проживавшего в Константинополе российского посланца Ивана Кошурина в обмен на «государевы соболи».

Через четыре месяца посольство отправилось с той же целью в Иерусалим и пробыло там около семи месяцев, а затем [7] их путь последовал в Антиохию, далее в Литву, после чего в 1594 г. они с «великою честию» возвратились в Россию.

Во время раздачи «милостыни» Т. Коробейников пользовался заранее составленными в Москве росписями («где сколько дати пригож»), которые привезли отдельно для Царьграда, Антиохии и т. д. Там же он делал заметки, как выполняется наказ: «расход писан в сих же книгах» (л. 224-224 об.). По возвращении по росписям был составлен отчет, вошедший в публикуемую посольскую книгу.

В отчете содержится множество имен предстоятелей восточных церквей. Коробейников сообщает, сколько кому дано «заздравной милостыни» и где именно, делает замечания о состоянии православия, перечисляет митрополитов и архиепископов, современных патриарху Иеремии II, и т. д. Этот материал является ценным источником по истории церкви того времени.

Настоящая посольская книга полностью публикуется впервые. Частичное издание этих документов началось еще в конце ХVIII в. в «Древней Российской вивлиофике». Н. И. Новиков опубликовал только грамоты и материалы путешествия Т. Коробейникова. В издании сохранены вышедшие из употребления буквы, имеются неточности в передаче текста, а также отсутствует пагинация подлинника. 5

А. Н. Муравьев передал значительную часть текста книги соственными словами, иногда с пропусками и вставками из других документов, не обозначая их выходных данных, и с неверной пагинацией. 6

А. Я. Шпаков издал без пропусков л. 1-74 публикуемой посольской книги в точном воспроизведении и с сохранением транскрипции оригинала (выносными и вышедшими из [8] употребления буквами и т. д.). 7

В Православном палестинском сборнике под редакцией Хр. М. Лопарева опубликован «Отчет Трифона Коробейникова в розданной царской милости», т. е. л. 215-230 об. настоящей посольской книги без пагинации подлинника. 8

Оригинал посольской книги находится в ЦГАДА и представляет собой рукопись в 4° на 231 л. Текст написан скорописью, коричневыми чернилами, разными почерками конца ХVІ в. 9

Филиграни: I. Кувшинчик — тип установить не удалось из-за трудно различимых небольших фрагментов видимого изображения. II. Геральдический щит. По И. Каманину — № 166-174 (1585-1592 гг.). 10

Переплет книги — «конвертом» конца ХVIII в. — мягкая кожа с тиснением. На первых двух листах (І-II об.) помещено содержание рукописи, сделанное в то же время (публикуется перед текстом рукописи).

Текст в публикации передается по следующим правилам:

Вышедшие из употребления буквы заменяются знаками современного алфавита. Выносные буквы и слоги вносятся в строку, к мягкозвучащим выносным согласным добавлен мягкий знак. Текст печатается с раскрытием титл, буквенные цифры передаются арабскими цифрами. Греческие и турецкие слова воспроизводятся в публикации русскими буквами по оригиналу.

Указатели составлены Г. И. Герасимовой.

При подготовке текста большую помощь оказали: О. А. Князевская, А. И. Рогов, Б. Л. Фонкич, И. С. Чичуров, которым редакторы и составители приносят глубокую благодарность.

Н. М. Рогожин.


Комментарии

1. Подробно см.: Николаевский П. Учреждение патриаршества в России. Христианское чтение, 1879, ч. II; 1880, ч. І; Шпаков А. Я. Государство и церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве. Царствование Феодора Ивановича. Учреждение патриаршества в России. Одесса, 1912.

2. Борисов Н. С. Первый патриарх. В кн.: Церковные деятели средневековой Руси ХIII-ХVII вв. М., 1988, с. 160; Скрынников Р. Г. Борис Годунов. М., 1983, с. 57; Шпаков А. Я. Указ.соч., с. 109-140.

3. Фонкич Б. Л. Из истории учреждения патриаршества в России. Соборные грамоты 1590 и 1593 гг. В кн.: Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974, с. 242-260.

4. Православный палестинский сборник, т. IХ. СПб.,1889, с. V.

5. Древняя Российская вивлиофика, ч. ХII. М., 1789. Изд. 2-е, с. 334-449.

6. Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858.

7. Шпаков А. Я. Указ. соч. Приложения, ч. I. Одесса, 1912, с. 77-161.

8. Православный палестинский сборник, т. ІХ, вып. III, с. 84-103.

9. ЦГАДА, ф. 52, оп. І, д. 3.

10. Каманин И. Водяні знаки на папері. Киев, 1923, с. 21.

Текст воспроизведен по изданию: Посольская книга по связям России с Грецией (православными иерархами и монастырями). 1588-1594 гг. М. АН СССР. 1988

© текст - Рогожин Н. М. 1988
© сетевая версия - Strori. 2020
© OCR - Strori. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН СССР. 1988