ИНОСТРАННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Английские газеты аккуратно следят за действиями турецких властей в армянских округах азиатской Турции, и сообщаемые до сих пор известия пока еще очень мало утешительны. Так называемое расследование жестокостей, совершенных в сасунском округе, производится по обычной турецкой системе и грозит остаться [383] безрезультатным, несмотря на постоянный контроль западноевропейской дипломатии и на невидимое присутствие строгих английских корреспондентов. В настоящее время всплывают наружу некоторые подробности, производящие тяжелое впечатление в дипломатических кружках турецкой столицы. Первый секретарь султана, Сурея-паша, умер внезапно, под влиянием жестокого выговора, подученного им от падишаха. Дело в том, что при первом известии об армянских волнениях в Сасуне султан словесно приказал Сурея-паше телеграфировать местному военному командиру, Зекки-паше, чтобы он немедленно отправил туда отряд войска для подавления беспорядков в самом зародыше. Впоследствии, когда способ этой расправы стал известен и подал повод к дипломатическому вмешательству, султан разгневался на своего секретаря за то, что он слишком поспешно распорядился привести в исполнение его словесный приказ. Взволнованый Сурея-паша упал тут же на месте, у ног своего повелителя. Так сообщает достоверный корреспондент «Times»’a.

Понятно, что турецкие власти вовсе не заинтересованы в том, чтобы пролит был свет на события в Сасуне и в других местах. Турецкая коммиссия в Муше выслушивала только свидетелей-мусульман, которые показывали, конечно, в надлежащем духе, против армян. В Битлисе, где произведены были зверства, назначен губернатором один из членов следственной коммиссии, Омер-бей, и все допрашиваемые свидетели знают теперь, что за правду, сказанную пред коммиссиею, они ответят потом пред членом ее, Омер-беем. В Муше приняты были меры, чтобы никаких армян не допускали в дом губернатора, где заседала турецкая коммиссия, и чтобы никто не смел составлять для армян какие-либо жалобы или прошения, под страхом строгих взысканий. Только после неоднократных безуспешных попыток удалось многочисленной армянской депутации добраться до членов коммиссии и передать им докладную записку, — но в одном из лиц, принявших эту записку, армяне с удивлением узнали офицера, участвовавшего в усмирении мнимых беспорядков в Сасуне. На возгласы испуганных армянских депутатов турецкий офицер, член следственной коммиссии, ответил успокоительными словами: «вы ошибаетесь — избиения совершались не мною, а курдами».

Все это добросовестно печатается в английской газете, славящейся точностью своих сведений и в то же время никогда не скрывавшей своих симпатий в оттоманской империи. Армянский вопрос в Турции есть вместе с тем общий турецкий вопрос, который пока еще далек от благополучного разрешения, а потому [384] трудно придавать серьезное значение производимому ныне турецкому следствию по делу о турецких подвигах в Сасуне.

Текст воспроизведен по изданию: Иностранное обозрение // Вестник Европы, № 3. 1895

© текст - ??. 1895
© сетевая версия - Thietmar. 2020
© OCR - Андреев-Попович И. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Вестник Европы. 1895