Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

Важнейшим событием за последнее время на материке Европы, без сомнения, может назваться греческая революция, следствием которой, без всяких потрясении, без кровопролитий, в Афинах было образовано временное правительство, первым действием которого было объявление, что король Оттон и его династия лишены греческого престола. Как ни важным кажется это событие, но оно было встречено Европою почти с полным равнодушием, как дело давно уже ожидаемое. Несколько слов о прошедшем Греции вполне выясняют это обстоятельство.

В 1821 году, Греки, выведенные из терпения притеснениями Турок, восстали против их владычества и геройски отстаивали свою независимость до тех пор, пока, наконец, Россия, Франция и Англия не решились силою принудить Турцию к признанию независимости Греции. В начале 1830 года, три эти державы признали Грецию самостоятельным государством, на престол которого, в 1832 году, возведен был сын баварского короля, под именем короля Оттона. Тогда же Греки не совсем радушно приняли к себе этого иностранного принца, который не только не принял православия и остался католиком, но даже женился на протестантке и постоянно имел около себя ближайшими советниками не природных Греков, а немцев. Этого было довольно для возбуждении неудовольствия между Греками, и служило поводом к сильной непопулярности короля в народе, что и порождало неоднократные волнения в Греции. Кроме того, по неимению у короля Оттона детей, наследником его должен был быть младший брат его, Луитпольд, который не только сам не хотел перейдти в православие, но и детей своих воспитал в католичестве. Это обстоятельство также немало служило к раздражению Греков против царствовавшей у них баварской династии. Но важнейшим поводом неудовольствия Греков против короля Оттона была слишком осторожная политика последнего, вовсе не соответствовавшая надеждам и стремлениям греческой национальности. Небольшое Греческое королевство, имевшее около миллиона населения, не имело [263] никакого влияния на смежных с ним Греков, подвластных Турции, а, между тем, все жизненные силы этого государства тратились напрасно на обстановку и внешний блеск королевской власти. Греция во всем старалась подражать другим европейским государствам: имела своего короля и королеву, свой двор, свой парламент, свою централизацию с привитою к Грекам баварскою бюрократиею, свой флот, свою армию, наконец свой долг. Все это только исчерпывало государственные доходы, но нисколько не служило к поднятию значения Греции, к развитию ее внутренней жизни и ее учреждений.

После этого неудивительно, что в последние три года неудовольствие Греков, гордящихся своей национальностию, постоянно возростало и неоднократно проявлялось явным восстанием против короля. К числу подобных вспышек надо отнести и последнее восстание в Навплии. Оно было подавлено, но, тем не менее, народная партия продолжала существовать, и воспользовавшись отсутствием короля из Афин, успела захватить в свои руки всю власть и объявила короля Оттона и его династию лишенными греческого престола. По последним известиям, король уже оставил Грецию и возвратился на свою родину, в Баварию, а временное греческое правительство объявило созвание парламента, для избрания в короли кого либо из европейских принцев; но важнейшим следствием, как кажется, учреждения временного правительства будет открытие военных действий против Турок, что вообще составляет один из первых пунктов программы народной либеральной партии в Греции 1. И, действительно, вслед за революциею в Афинах, последовало волнение в Вонице, городе, лежащем на южном берегу Артинского залива, составляющего границу между Турциею и Грецию. Предводители волнения призвали население к оружию против Турок, и, как извещает телеграф, Турки стали сосредоточивать свои силы на северном берегу Артинского залива у города Арты. Конечно, очень быть может, что это местная вспышка, которой, вероятно, не одобрит и самое временное греческое правительство, но, тем не менее, она показывает настроение и стремления Греков. Идти же им в настоящее время открыто против [264] Турок было бы слишком опасно, по совершенному неимению средств к тому. На возможность какого нибудь успеха еще могла бы быть какая нибудь надежда, если бы Греки поднялись в то время, когда Турция занята была черногорскими и сербскими делами; теперь же, когда война с Черногорией кончена, когда сербский вопрос получил хотя и неполное, но достаточно удовлетворительное разрешение, идти одним Грекам против Турок было бы слишком опрометчиво, тем более, что возможности успехов Греков, если не прямо, то хотя косвенно, всячески противодействовала бы Англия. Но не будем вдаваться в предположения о будущем, тем более, что пока имеются только еще одни телеграфические депеши, да и то далеко неполные, о событиях в Греции. Посмотрим лучше на то, в каком положении находятся те турецкие войска, которые действовали против Черногории и которым, в случае надобности, прийдется теперь действовать на греческой границе.

Омер-Паша уехал уже в Константинополь и получил от султана в награду за свои подвиги орден Османлы, осыпанный брильянтами, и почетную саблю. В то же время в Константинополь отправлены морем четыре стрелковые баталиона из числа войск, действовавших в Черногории. Баталионы эти выбраны из числа наиболее отличившихся в последнюю кампанию, но за то и потери, понесенные ими, столь велики, что в них всего считается не более 400 чел. Вообще в тех войсках, которые действовали в Черногории, самые сильные баталионы имеют налицо не более 400 человек, так что во всех 36 баталионах, занимающих в настоящее время Албанию и Герцеговину, считается под ружьем не более 11 000 человек. Из числа этих войск ближайшие к черногорской границе так расположены, что 2 баталиона размещены в Скутари, в Подгорице и Спуже — 4, а в Зяблике и в Антивари — один баталион. Войсками к югу от Черногории командует, по прежнему, Абди-Паша, а Дервиш-Паша, с частию войск, назначаемых для занятия Герцеговины, должен пройдти, в конце октября, из Спужа, через Острог и Никсич, в Мостар. Единовременно с этим движением должны быть начаты и работы по проведению военной дороги в долине Зеты и по устройству на ней блокгузов. Работы поручены Махмуду-Паше, который, как извещают, получил уже для того все [265] нужные инструкции, а главное — и часть денежных сумм, предназначенных на это предприятие.

Войска, расположенные, в настоящее время, в Албании, принадлежат большею частию к составу 3-го румилийского корпуса, главная квартира которого в Монастыре. Они, как сказано уже выше, сильно расстроены последней кампанией в Черногории, и особенно расстройство это заметно и трудно поправимо в кавалерии и артиллерии. Поправить их и привести снова в порядок будет нелегко, особенно если принять во внимание, что Турция употребляла уже все усилия свои для пополнения их во время борьбы с Черногорией. Это одно только обстоятельство и может служить указанием на возможность успеха Греков, если они вступят теперь же в открытую борьбу с Турками.


Комментарии

1. По последним известиям видно, что временное правительство крайне осторожно и не имеет в виду, по крайней мере до времени, нарушать общего спокойствия Европы. Ред.

Текст воспроизведен по изданию: Военное обозрение // Военный сборник, № 11. 1862

© текст - Глиноецкий Н. П. 1862
© сетевая версия - Strori. 2018
© OCR - Strori. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Военный сборник. 1862