Срок занятия французскими войсками Сирии подходит уже к концу, а между тем, положение этой страны и особенно судьба населяющих ее христиан далеко еще не обеспечены. Турецкие власти явно принимают сторону Друзов и стараются только об одном, чтобы заставить их платить подати, от которых Друзы давно уже отказались. Вследствие того, все меры. принимаемые для наказания Друзов за прозведенное ими истребление христиан, далеко не достигают своей цели, и Друзы только с каждым днем становятся все смелее и смелее, угрожая христианам новою резнею и новым истреблением. И нет никакого сомнения, что оставление Французами Cиpии послужило бы Друзам сигналом к приведению в исполнение своих угроз. Даже теперь они решаются на многие бесчинства в окрестностях Дамаска, несмотря на присутствие там турецких войск. Суд же над наиболее виновными, производимый сперва в Бейруте, а потом перенесенный в Моктару, кончился почти ничем: почти все обвиненные отпущены за недостатком вполне ясных улик, и только человек 150 или 200 осталось виновных, из которых человек восемь будут повешены, а остальные поступят в ряды турецкой армии. Подобное решение далеко не устрашит Друзов и только еще более озлобит их против христиан. Видя себя безнаказанными, Друзы, по последним известиям, намереваются даже, в числе до 100 000 человек, двинуться к Моктаре, чтобы [257] воспротивиться наказанию подсудимых. В то же время, они прямо требуют, чтобы турецкое правительство объявило им всеобщее прощение за истребление христиан, чтобы не требовало с них возвращения имущества, похищенного у христиан, чтобы им дозволено было везде являться с оружием, и, наконец, чтобы в их земли не вступали никакие ни турецкие, ни французские войска; в противном случае, они встретят эти войска с оружием в руках.

Очевидно, что, при таком положении страны, невозможно было бы вывести оттуда, в настоящее время, французские войска, присутствие которых служит единственною защитою для христиан. А, между тем, Турция желала удаления Французов из Cиpии, и в этом ее поддерживало английское министерство, которое с неудовольствием смотрит на постоянно возрастающее влияние Франции на востоке. Но необходимость оставления французских войск в Сирии была столь очевидна, что наконец побудила и Турцию прислать своего представителя на предложенную Францией конференцию, долженствовавшую собраться в Париже к 20 (8) февраля, для определения срока дальнейшего пребывания французских войск в Сирии. Конференция эта имела уже свои заседания, и, сколько известно по телеграфическим депешам, срок пробывания французских войск в Сирии продолжен до 1 мая.

Между тем, как французские вoйска своим присутствием охраняют жизнь и спокойствие христиан в Cиpии, особо составленный комитет распределяет между ними денежные пособия из сумм, составившихся из добровольных пожертвований, присылаемых, можно сказать, со всех концов земли. Из одной Poccии в комитет для пособия сирийским христианам поступило, до 1 января 1861 года, 36 625 руб. 66 коп. и 40 франков; сверх того, от неизвестного лица прислано четыре пятипроцентные билета, в 1 000 руб. каждый, для распределения этой суммы частию между наиболее нуждающимися сирийскими христианами, частию же в пользу бедных церквей и монастырей, находящихся вне пределов империи. Вообще, все суммы, назначаемые для пособия христиан в Cиpии, употребляются или для прямой единовременной выдачи беднейшим жителям, или же для устройства в городах и селах, наиболее населенных христианами, разных полезных и [258] богоугодных заведений, как-то: приютов для вдов и сирот, госпиталей и школ, где преимущественно обращается внимание на обучение детей разным ремеслам и занятиям.

Текст воспроизведен по изданию: Военное обозрение // Военный сборник, № 3. 1861

© текст - Глиноецкий Н. П. 1861
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
©
OCR - Strori. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Военный сборник. 1861