В Gazette du Midi напечатаны любопытные подробности о санджак-шерифе или знамени Магомета. Заимствуем из этой статьи места, имеющие предметом происхождение и наружный вид этого талисмана восточного фанатисма.

«Санджак-шериф, сделанный из ткани, которая, по преданию, составляла часть одежды Магомета, или одного из его первых преемников, всегда возбуждал в высшей степени благоговение и энтузиасм турецкого народа. Когда его выставят, всякий правоверный обязан взяться за оружие и итти на битву под сим священным знаменем. В прежние времена, санджак-шериф поднимался только в войне против христиан, и находился при оттоманской армии лишь в том случае, когда падишах лично предводительствовал ею. В войнах против других мусульманских народов, это знамя не употреблялось: иначе, оно утратило бы свое обаятельное значение. Впрочем, священное знамя развевалось перед войсками, долженствовавшими истребить янычар; но проклятие, которому было подвергнуто это ополчение, поставило янычар на одну степень с неверными.

Почти достоверно известно, что санджак-шериф [140] не появится в нынешней войне с Русскими. Хотя Турки и почитают эту войну священною, однако, при христианских союзниках, не посмеют выставить знамени, имеющего столь могущественное влияние на воображение народа. Прежде, когда санджак-шериф носили по константинопольским улицам, все Европейцы, жившие на пути процессии, должны были запирать двери и окна, и не смели даже подходить к ставням или прятаться в каком нибудь другом месте, где могли бы быть замечены. Неповиновение этой народной прихоти (власть султана тут ничего не значила) сопровождалось иногда кровопролитием. Потому надобно думать, что, из опасения пробудить мусульманский фанатисм, и из уважения к армиям французской и английской, турецкое правительство едва ли допустит подобную выставку.

Турецкие историки верят, что санджак-шериф первое из знамен Магомета. Их было много; одно между прочим было сделано из простой черной шерстяной материи, которая служила дверною завесою в комнате Аишэ, жены Магомета. О знамени, составляющем предмет сей статьи, предание говорит:

Спустя три дня после бегства своего из Мекки, Могомет скитался по соседственным деревням, проповедуя новое учение, и увлекал за собою многочисленных последователей. Направившись однажды к Медине, в сопровождении двух верных учеников, он встретился с Бурэндэ-Сельми, который выступил за ним в погоню с шестидесятью вооруженными людьми. Магомет обратился к ним с такою пламенною речью, что они бросились ему в ноги и приняли его учение; их предводитель Сельми, в порыве восторженности, снял с него чалму, привязал кисею с нее к концу копья, и, взмахнув новым знаменем, возгласил славу пророка. Уверяют, будто это знамя, следовавши за Магометом в [141] его первых экспедициях, было вручено, в одиннадцатом году хеджры, Гамзе, его дяде, и что, после завоевания Мекки, Али нес знамя при торжественном вступлении туда Магомета.

Санджак-шериф имеет в длину до двух сажен; над ним утвержден квадратный серебряный ящичек, в котором хранится миниатюрный коран, писанный, сказывают, рукою халифа Османа. Священное знамя прикрыто другим знаменем, как полагают Омаровым. Чрезвычайные предосторожности приняты для предохранения драгоценного мусульманам знамени от пыли: оно завернуто в сорок шелковых чехлов, сверх которых надевается еще зеленый суконный чехол. В серальской мечети, где хранится санджак-шериф, развешены блестящие люстры, которые засвечиваются в известные дни года, и высшие сановники, улемы и эмиры приходят сюда молиться и сожигать благовония».

Санджак-шериф перенесен из Азии в Европу в 1625 году нашей эры. 27 марта 1769 года, он был выставлен по случаю войны Турции с Россией. В последний раз, знамя Магометово являлось в июне 1826 года при истреблении янычар.

(J. de St. P.)

Текст воспроизведен по изданию: Разные известия // Военный журнал, № 4. 1854

© текст - ??. 1854
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Strori. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Военный журнал. 1854