Письмо из болгарского города Софии в Москву.

Июль, 1856 г. «Вы желаете знать, великодушный наш благодетель, какое число учеников посещало наше училище до начатия войны, и какое — во время военных действий. Трудно определить в точности число их, в особенности, в последнее время, когда дороговизна, последовавшая во время и после войны, и продолжающаяся еще и ныне, заставляет родителей, большею частию принадлежащих к сословию ремесленников, отрывать детей своих от первоначального образования, и отдавать их в ученье разным ремеслам. Глубоко сознают отцы семейств, чего лишают детей своих; но нужда и дороговизна заставляет их поступать так. Самые пособия училища много способствует к тому, что преподавание и учение идут не так, как вы желали бы. Все это ограничивается только теми приношениями, которые мы от вас имеем. Книги, глобус и географические карты, присланные вами, — вот все пособия, которыми обладает в настоящее время наше бедное училище.

«Касательно же состояния церквей, мы с удовольствием можем известить вас, что исходатайствовали у Высокой Порты позволение обновить митрополичью церковь, в следствие чего, мы начали постройку, с помощию наших граждан, братьев-Христиан и жителей всех окружных селений. Ветхая церковь была нами разобрана в короткое время, и положены новые основания, определив длину храма в сорок, а ширину в двадцать аршин. Основания положены твердые, глубокие, и теперь возвышаем стены. Быстро и с большою ревностию спеет созидание храма Божия; этому способствует усердие не одних граждан города, но и жителей окружных сел, которые, определив по нескольку человек от каждого села, решились поддержать работу, и привести к концу сие благоугодное дело. Работающие сменяются еженедельно, т. е. когда одни уходят в селения, для исправления своих работ, [460] другие сменяют их. Распределив между собою занятия, одни привозят на своих же возах разные материалы для постройки, как-то: камни, песок, известь, лес, а другие, опытные в деле строения, производят работы собственными инструментами, и все это производится без всякой платы, исключая прокормления трудящихся.

«Невдалеке от города, на одной из окраин Балкана, нашлись каменные стены. Некоторые из наших искусных каменотесов показали, что легко построить из этого камня всю церковь. Все единодушно согласились, и мы надеемся воздвигнуть храм наш, от основания до купола, из тесаного камня. Если бы нужно было покупать этот камень, то большие суммы денег были бы потребны для его приобретения.

«Так как стены подняты довольно высоко, мы решились возвысить три купола над церковью — и это наше неотложное, пламенное желание. Куполы эти украсят не только самое здание церкви, но и придадут городу величественный вид. Если бы случилось иностранцу посмотреть на эти приготовления и на нашу работу, он подумал бы, что мы, воздвигая столь великолепное здание, обладаем большими богатствами; но кому известна наша народная и церковная касса, тот знает, что находящаяся в нашем распоряжении наличность едва была бы достаточна для уплаты работ за одну неделю их труда. И не смотря на это, с надеждою на Бога и на всеобщее усердие Христиан, мы начали это дело, и продолжаем его непрестанно и неутомимо, и ни один день не проходит без того, чтобы созидание храма не двигалось вперед».

Текст воспроизведен по изданию: Письмо из болгарского города Софии в Москву // Москвитянин, № 8. 1856

© текст - Погодин М. П. 1856
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
© OCR - Андреев-Попович И. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Москвитянин. 1856