НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ТУРЕЦКОМ ФЛОТЕ.

(Из письма морского офицера).

Известно, что все морские силы Турции сосредоточены в Константинополе. В этом же порте и близ его, на берегах Марморного моря, производится главное кораблестроение.

Прекрасная гавань Царьградская образуется вершиною глубоко-вдавшегося залива Золотого Рога, отделяющего высокие берега Галаты и Перы от Стамбула. Оттоманский флот, возвратившийся из двух-месячного крейсерства в Архипелаге, стоял в этой гавани, в октябре 1850 года, в полном еще вооружении, в линии параллельной берегу, на котором [339] расположено адмиралтейство. Большое расстояние между первыми двумя кораблями от входа, указывало еще на место, на котором стоял взлетевший на воздух несчастный Неири-Шефхет. Флот этот составляли следующие суда: 110-ти пуш. корабль один, 84-х пушечных три (эти двухдечные корабли имеют, каждый, до 100 орудий), 74-х пуш. фрегат один, 56-ти пуш. фрегатов 5, 21 пуш. паровой фрегат с винтом один; 12-ти пуш. бригов 3, тендеров 2; пароход фрегат в 400 сил один, средних пароходов 3 и малых также 3.

Кроме этих судов, вооружались и отделывались: 120-ти пуш. корабль, 74-х пуш. корабль, бриг, шхуна, 400-сильный парох.-фрег. и малый пароход. Тимберовались: 84-х пуш. корабль и фрегат. Находились в откомандировках: два фрегата, бриг, и два большие парохода. Из фрегатов один был послан в Америку, другой в Англию.

Поэтому весь турецкий военный флот, состоит из следующего числа судов:

120-ти пуш. корвет

1

110-ти пуш. кор.

1

84-х пуш. кор.

4

74-х пуш. кор.

1

74-х пуш. фрегат

1

56-х пуш. фрегат

5

44-х пуш. фрегат

3

21-пуш. паровой фрег.

1

Бригов

5

Шкуна

1

Тендеров

2

Больш. пароходов

4 (?)

Средних пароходов

3 (?)

Малых пароходов

4 (?)

О числе и величине пароходов трудно было узнать что-либо положительное, потому что часть их была в откомандировках. Но вообще паровой турецкий флот быстро увеличивается и в настоящее время в Англии заказано несколько больших машин.

Десять старых кораблей, стоящих вдоль берега, без [340] мачт, столь по видимому ветхи, что ни на плавучие батгареи, и на блокшифы, употреблены быть не могут.

Наружный вид турецких судов, можно сказать, столь же исправен, как и судов всякого другого военного флота: рангоут выправлен, такелаж обтянут, и корпуса чисто выкрашена. По вооружению можно заметить следующее: ватер-вуленги на всех судах цепные, как на американском флоте; фока-штаги проведены весьма странно: не имея на бушприте крагов, штаги продеты по сторонам его в особые бисы, подобные бисам фор-стеньг-штагов; после чего, взятые под бушпритом накрест, идут к скулам судна, где и тянутся. Швиц-сарвень-стропы обыкновенные, без бугеля или цепи на мачте. Сто-пушечный корабль имел, вместо гика, один выстрел, который обращался на шарнире, утвержденном на середине гака-борта. Постоянных громоотводов на флоте нет, а по словам офицеров, навешиваются цепные. Корпуса судов — хотя новейшие и построены по последним чертежам — представляют, в натуре, историю чертежей последнего полувека: между ними имеются от самых круглобоких у ватерлинии, до красивых прямостенных. Носы и кормы вообще тяжелы, причем вид первых еще иного портят больших размеров статуи, представляющие растянувшегося по шеку льва. Нижние порты вообще высоки; так, на вновь спущенном Махмудие, они около 7 1/2 футов над водою; но погонные и отступные порты расположены не хорошо, кроме того же корабля, на котором число их больше. На этом же одном корабле нет шкафутных орудий.

Внутренность турецких судов — от шканец до самого трюма — отличается большою чистотою; но нельзя сказать, чтоб они щеголяли отделкою; так что на иных судах кажется будто и столяр работал топором. Внутреннее расположение соответствует назначению плавания турецких [341] кораблей, которое едва ли скоро выйдет за предела Архипелага (Отряд Турецкого флота посылается теперь в Адриатическое море, как это было и прошлого лета. Пр. Ред.). Навесный кубрик почти сплошной и, идя через весь ахтер-люк, оставляет открытым только место над систернами, от которых отделяется легкими перилами. Этот второй кубрик тоже занят каютами и только отчасти запасами. Все 4 каната цепные. Артиллерия разнокалиберная и, исключая не многих баттарей, вся старых чертежей. В последнее время Турки все почти свои медные орудия переменили на чугунные, которые выписывают из Англии. Нижние баттареи вооружены 32-х фунтовыми длинными пушками; 74-х пуш. фрегат имел по одной бомбовой пушке на стороне, бомбы которых снабжены медными трубками турецкой работы. Замки орудий — кремневые, а потому в употреблении и фитиль и рог. Кокора кожаные, банников два рода: небольшие шерстяные, кажется верблюжьи, употребляемые только во время примерных учений, и щетинные — при заряжании с порохом. Станки обыкновенные, но имеют по большому и малому клину, форма которых не соответствует однако их назначению. Подколесных клиньев нет. Порты нижнего дека 120-ти пуш. корабля Махмудие (на котором не были еще поставлены орудия), необыкновенно велики: в ширину около 3 ф. 10 д., в вышину 3 ф. 7 д. Прислуга орудий больше чем на каком-либо другом флоте; так, 32-х ф. длин. пушки имели, по росписанию, по 17-ти чел., а короткие по 15-ти. По словам видевших примерное действие орудиями, артиллерийское ученье передано на турецкий флот со всеми последними улучшениями, и исполняется, на многих судах, с большою быстротою и точным соблюдением всего требуемого их учителями, Англичанами; и это ученье есть одно из занятий, на которое Турки наибольшее [342] обращают внимание. Особенного артиллерийского корпуса на флоте нет. Штурманские офицеры имеются. Одна десятая часть настоящего числа офицеров выпущена уже из морской академии. Это заведение предполагается разделить на два отделения: теоретическое и практическое; последнее из них устроивается на одном из Принцевых островов. Срок службы матросов — 10 лет, и сверх этого они 5 лет находятся бессрочными; поэтому старое лицо между ними редкость.

Флот Порты увеличился недавно винтовым фрегатом Шерки, подаренным Султану Египетским Пашею. Фрегат выстроен и вооружен в Александрии, после чего отправлен в Англию, где на него поставлена машина в 550 сил и винт. Вооружен фрегат двадцатью 24 -х фунт. длинными пушками и одною 2-х пуд. бомбовою на вращательном станке, которую еще ожидали из Англии и предполагали поставить на юте. Машина Шерки, работы Равенгиля и Миллера, состоит из двух горизонтальных цилиндров, расположенных на правой стороне, поперек судна; поршни их, действуя на ось большего матового колеса, находящегося на левой стороне, вращают колесо, которое, задевая зубцами своими за шестерню на оси винта, обращает последний. Котлы помещены значительно впереди грот-мачты, около шести фут ниже ватерлинии. Подробности, относящиеся до действия машины не у кого было узнать, потому что при двукратном моем посещении этого фрегата, капитан и машинист были на берегу, а помощники их разногласили. Грот-ванты пеньковые, а штаг, взятый серединою кругом топа и служащий, чрез это, почти как ординарный — цепной.

Небольшое константинопольское адмиралтейство было занято отделкою корабля Махмудие, одного 74-х пуш. корабля, брига, шкуны и двух пароходов, и тимберовкою корабля и [343] фрегата. Последний, почти оконченный, не имел ни одного старого шпангоута. Из запасов, самые обильные — лесные; но словам Турок, при константинопольском порте лесу на 12 кораблей, доставленного уже 5 и 6 лет тому назад. Остальные запасы, кажется весьма недостаточны для настоящего числа судов. Парусина русская и английская, и тюки последней имеют турецкий герб; такое меркантильное внимание со стороны наших торговцев упущено. При такелажной есть сарай для образцовых вещей. Кузница в 35 горнов. Станочная, судя по беспорядку в ней, вряд ли отработывает свои вещи с точностию. В числе имевшихся на берегу запасных якорей, некоторые были системы Паркера.

Пароходные заводы в предместье С. Стефан, приходившие уже к окончанию, и которые, по словам посещавших их, предназначены для самых больших машин, мне, в пяти дневное пребывание в Босфоре, не удалось посетить. Турки полагают, что через пять лет заводы их и мастерские будут на такой ноге, что Турция, для флота, ничего более не будет выписывать из за границы. Из этого, конечно, видно одно их желание достичь самостоятельности; но сравнивая настоящее состояние материальной части турецкого флота с состоянием не более как за 15 лет, известным из описаний и доказываемым старыми их судами, нельзя не видеть, что по части этой, в короткое время сделано весьма много. Вообще Турецкий флот, в настоящем его положении, заслуживает полного внимания. Он быстро улучшается, как собственными стараниями Турок, так и ревностию их учителей, иностранцев. — Зная, однако, ближайшее назначение своего флота, защищать Босфор, Турки преимущественно пекутся об артиллерийской и пароходной частях.

Вообще ясно видно, что вера в предопределение оставляет европейских магометан; отказавшись от праздной [344] бездейственности, они деятельно развивают силы свои, как на берегу так и на тесных своих водах.

Текст воспроизведен по изданию: Несколько слов о турецком слове (Из письма морского офицера) // Морской сборник, № 4. 1851

© текст - ??. 1851
© сетевая версия - Тhietmar. 2020
© OCR - Андреев-Попович И. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Морской сборник. 1851