ПАНОРАМА КОНСТАНТИНОПОЛЯ.

Из путевых записок доктора Грума в 1850 году.

Между Европою к западу, и Азиею к югу, между морем черным к северу, и мраморным к югу, идет от северо-востока к югу пролив [301] Босфор, который, с европейской стороны, у мраморного моря, переходит в константинопольский залив, длиною на несколько верст изгибающийся к северо-западу, и оканчивающийся у золотого Рога так называемыми пресными Водами. От такого расположения вод образовались два треугольные материка, оканчивающиеся мысами, которые и составляют вход в залив. Северный, правый материк, ограничивается к востоку Босфором, к западу заливом и пресными водами, и вмещает предместий Галату, Топхане и Перу. На южном левом материке, окруженном к северу заливом, а к югу мраморным морем, расположен весь Константинополь. Насупротив обоих мысов и залива, на азиатской стороне Босфора, к востоку, — третий мыс, на котором расположен город Скутари.

Обозревая топографию берегов пролива и залива, я представлял себе, как образовались на них разновидные высоты и лощины. Природа, прорывая Босфор и константинопольский пролив, складывала землю на их берега, и выдвигала горы, холмы и пригорки, которые весьма разнообразны потому, что оба канала различной ширины и вероятно глубины, и имеют извилистые берега. Я заметил еще, что если на европейском берегу Босфора например долина, то на противуположном азиатском — [302] высокая гора, как будто природа сдвинула сюда всю землю: так и везде 1.

На топографию константинопольского залива я обратил особенное внимание для составления себе надлежащего понятия о местоположении всего Царя-града. Вдоль левого берега залива насчитывают семь холмов. Они начинаются от левого мыса, где султанские дворцы, и простираются на несколько верст до самого конца залива, т. е. до пресных Вод. Холмы эти составляют в городе почти сплошную длинную высоту, отлогую к заливу; чем далее от входа, и ближе к оконечности его, тем они кажутся возвышеннее, и зрителю, находящемуся у входа в залив, представляются расположенными дугообразно. Эта огромная, длинная семихолмая константинопольская высота, с своими бесчисленными зданиями и мечетями, и составляет основу той обширной, удлиненной панорамы, которою все восхищаются. От этих высот влево, к юговостоку, склоняется к мраморному морю треугольный плоский неровный материк, носящий на [303] себе весь Константинополь, который представляется путешественнику, едущему по мраморному. морю в Царьград, под сплошною, постепенно возвышающеюся к северу огромною крышею, над коею высятся куполы и белые минареты. Начало этих высот – константинопольский мыс, угловатый, широкий и плоский, постепенно приподнимается к первому холму, на котором расположен Храм Св. Софии.

Противуположный ему у входа, правый закругленный, очень обширный мыс галато-топханский загроможден высотами, то с крутыми обрывистыми, то с отлогими к прибрежью залива боками. Все высоты и скаты наполнены зданиями, садами, высящимися одни над другими. На самом мысе предместие Галата, ближе к Босфору, на прибрежье — Топхане, возле Босфора — Фундукли, а вверху, вдоль высот, Пера. От этих высот к западу, вдоль правого берега залива, места отлогие, низменные, с оврагами и пригорками до золотого Рога, что у пресных Вод, и соотвествуют противоположной семихолмой высоте Константинополя. На этих местах за Галатою находятся преимущественно адмиралтейские здания и прекрасный дворец морского министра, пред которым гавань с военными кораблями.

Положим, вы стремитесь на пароходе по мраморному морю, с юга на север, в константинопольский порт; влево видите сперва семибашенный [304] замок; от него вдоль берега древние стены и весь город в виде огромного треугольника, возвышающегося к северозападу, и на высоте белокаменную с шестью высокими минаретами мечеть султана Ахмета, а немного далее, вправо от нее, купол мечети Аия-София; наконец обгибаете левый мыс, и всматриваетесь в султанские дворцы, отчасти скрывающиеся в прекрасной зелени садов; наконец, у оконечности мыса, близ летнего гарема Серай-Бурну, круто поворачивая влево к западу, находитесь уже в самом входе порта, оставив сзади к востоку Скутари, а вправо к северо-востоку Босфор.

В порте, ближе к вам вправо, видите за один раз Галату, Топхане и Перу, в виде высящейся громады разновидных зданий, перемешанных с садами и осененных вверху с боков рощами кипарисов. Среди этой громады красуется на высоте белокаменный дворец Императорского Российского Посольства. Подаваясь далее в порт к западу, усматриваете пред собою лес мачт, снастей и развевающихся флагов, будто совокупляющих предместий со столицею. Приблизившись к деревянному мосту, соединяющему Галату с Константинополем, пароход останавливается невдалеке от моста. Вы устремляете взоры свои влево, на огромный, амфитеатр Константинополя, представляющийся вам во всем своем величии и красоте, и пред тем постепенно пред вами [305] раскрывавшийся. В этом отдаленном амфитеатре, расположенном по всему берегу залива и внизу несколько заслоненному мачтами, поражает вас хаос зданий, то отлого, то круто, впадинами, то выступами высящихся одни над другими во всю длину перспективы, кажущейся дугообразною и бесконечною к западу. В ней особенно прельщает вас верхняя окраина амфитеатра, сливающаяся с ясным, голубым небосклоном. Здесь-то, по всей линии, на лазоревом грунте, распростертом от востока к западу, живописно рисуются, во всем величии, то белокаменные мечети, то их куполы с высокими, топкими минаретами, среди кипарисов и платанов, венчающих семихолмую высоту. На этой окраине виднеются главнейшие мечети: Аия-София, Османия, Султанши Валиде, Солимания, мечеть Баязета, мечеть Селима, мечеть Магомета, мечеть Роз; в панораме же заметно множество меньших мечетей; всех их 346, и из них тринадцать султанских.

И так, пред вами раскрывались три величественные панорамы; вправо — предместий выпуклою перспективою, распростертою к востоку бесконечно по заливу и Босфору; прямо — обширный порт с морскими судами и летучими каиками; влево — фасад Константинополя, вогнутою к западу перспективою по тому направлению, по которому идет на небе солнце, издали кажущееся здесь над самою панорамою, и обливающее ее прямо лучезарным [306] своим светом. Взоры ваши, возбуждаемые любопытством и удивлением, развлекаемые множеством предметов, приносят вам впечатления самые разнообразные и приятные, а устремляясь на некоторые отдельные части, заманивают вас познакомиться ближе с панорамами, составленными природою и искусством с таким разнообразием и величием.

Укажу вам на замечательнейшие места и здания в панораме Константинополя. Начнем с мыса, т. е. с восточного переднего угла в треугольнике, и будем продолжать до западного заднего Влахернского угла, от которого идет древняя тронная стена до южного семибашенного угла.

На мысе — сераль, султанские дворцы новые и старинные, с дворами и садами. Они обнесены высокою каменною стеною с девятью воротами, из которых южные на холме, самые высокие и величественные, называемые императорскими, выводят на площадь. На ней вправо славная, чудная, тысячелетняя мечеть Аия-София с минаретами, открытая только к площади, а с трех сторон застроенная; влево — узорчатый каменный фонтан; прямо к югу — великолепное новое здание университета. Чрез улицу, к югу — огромная, шести-минаретная красивая белокаменная мечеть Ахмета, окруженная яворами; при ней прекрасный четыреугольный портик, с рядом разнообразных мраморных столбов с фонтаном посредине; и турбе — надгробная [307] малая мечеть султана Ахмета. Пред мечетью большая площадь – ристалище, древний ипподром, новый Турецкий Ат-Мейдани, с обелиском Феодосия, змеевидною медною колонною и пирамидою. За площадью – подземная тысячеколонная цистерна, подпертая 280-ю мраморными столбами.

От ипподрома проходим западною улицею к турбе покойного султана Махмуда II, — небольшой, весьма изящной мечети: она вся из белого мрамора, обсажена розами, лилиями и кипарисами; величественная гробница покрыта парчами и шалями, а на ее изголовье феска. От ипподрома вправо вниз достигаем до обширного дворца великого визиря; на двор его вход с востока близ стены сераля чрез древние, высокие ворота, по которым турецкий двор именуется высокою Портою (porta sublimis). От ипподрома к западу, на высоте, великолепная мечеть Османа, с двумя минаретами, почти вся из белого мрамора. Отсюда вниз, к западу входим в Безестани, огромный базар с многочисленными двойными рядами лавок, в виде наших пассажей, сверху крытых, со многими ханами — гостиницами, караван-сераями — магазинами; здесь товары со всех частей Света, толпы мужчин и стаи собак. От базара вниз к порту оригинальная, по своему восточному стилю, мечеть султанши Валиде, осененная деревьями и с прекрасным фонтаном. На высоте, влево от базара и мечети Османа, замечательна мечеть Баязета по [308] своему изящному четыреугольному портику с разноцветными мраморными колоннами и мраморным фонтаном посредине. Вправо от мечети, чрез площадь, старый сераль, площадь с строениями, обнесенная каменною стеною. Здесь находится высокая башня для наблюдения за пожарами, с вершины которой виден весь Константинополь. Близ старого сераля к северозападу, на высоте, величественная обширная мечеть Солимана (Солимания), копия Аии-Софии, с огромными столбами из зеленого мрамора, преобладающего в мечети. В саду два оригинальные роскошные турбе, где гробницы Солимана и знаменитой его супруги Рокселаны. Вдоль западной ограды длинный ряд лавочек, в которых изготовляют медные чернилицы и трубки для вкладывания тростниковых перьев, коими пишут Турки. На другой стороне улицы, параллельно, длинное каменное здание; в комнатах нижнего его этажа, Турки — териаки лакомятся опием; вверху здания — невольники, назначаемые на продажу. На конце этой улицы, близ Солимании, каменное здание для умалишенных. Невдалеке от Солимании, влево к западу, мечеть. Келиссе, или мечеть мечетей (Kelisse Djamissi); она была некогда греческою церковью Пантократор; вблизи ее древний мраморный саркофаг, почитаемый за гробницу Константина великого. Недалеко от Солимании, влево на холме, мечеть Ха-Заде, довольно обширная, но незамечательная. От мечети [309] идет прямая, длинная улица к западу, к славной, величественной, обширной мечети Магомета-завоевателя. Над главными вратами мечети надпись-такого смысла: «Они возьмут Константинополь; счастлив государь, счастливо войско, которые завоюют его». Близ мечети, в пышном турбе, величественная гробница Магомета. Недалеко от мечети самые лучшие бани и тут же конный базар, а к югу маркелиева колонна вышиною в тридцать футов. Влево, далее к югу, между двумя холмами,. возвышается величественный древний каменный водопровод валентов, в двух ярусах, доставляющий воду Константинополю; с вершины водопровода виден весь Константинополь с окрестностями. От мечети Магомета к северозападу мечеть Селима I, на высоком обрывистом холме; отсюда прекрасные виды на залив и предместия; портик и самая мечеть замечательны по своим мраморным колоннам. Вниз от мечети к западу, на прибрежье залива, греческий квартал Фанар или Фаналь, где греческая патриархия с церковью и зданиями. За Фанарем к западному влахернскому углу города — мечеть Роз, прекрасной древней архитектуры. От этого угла идет тройная древняя каменная стена с бойницами и башнями, то полуразрушенная, то хорошо сохранившаяся: она простирается на несколько верст до южного угла, где море и семибашенный замок. Во всю длину стены рвы различной глубины; возле них дорога, а [310] далее рощи кипарисов с бесчисленными каменными столбиками: это мусульманские кладбища.

К панораме Константинополя принадлежит за Влахерною, т. е. за западным углом, очаровательное предместие Эюб, на высоких разнообразных холмах; вдоль западной дугообразной оконечности залива золотого Рога, где вливаются в него две речки, Варвис и Кидарис –пресные Воды. Среди зелени и высоких дереве, на высоком холме, большая, весьма красивая эюбская мечеть, в, которой султаны, после восшествия на престол, опоясываются саблею Османа. Здесь госпиталь, гробница Гусейн-паши и великолепный мавзолей султанши Валиде, матери Селима III; здесь также султанские загородные дворцы над самым золотым Рогом. Отсюда новая очаровательная панорама: вправо Константинополь, залив; прямо — все громадные предместия, в особенности высокая Пера с кипарисным полем мертвых, с многоэтажными европейскими каменными домами и лавками внизу, расположенными в одну длинную улицу; обширные поля; влево к северу — прелестная долина пресных Вод, и самые речки со многими зелеными островками.


Комментарии

1. Впрочем полагаю еще, что залив и пролив образовались от двух огромных, сшедшихся под углом трещин в материке, соединявшем некогда Азию с Европою между черным и мраморным морем, потому что, еслиб сложить берега пролива, залива и трех мысов, то края их сошлись бы и составили бы материк. Принцевы острова, на мраморном море, суть остатки прежнего материка; так мне казалось при рассматривании топографии на месте и на карте.

Текст воспроизведен по изданию: Панорама Константинополя. Из путевых записок доктора Грума в 1850 году // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 108. № 431. 1854

© текст - ??. 1854
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
©
OCR - Андреев-Попович И. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖЧВВУЗ. 1854